Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.
Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление неконструктивных механизмов психологической защиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_26.08.2011.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель, которая стоит перед специалистами, работающими с семьей,
– актуализация ресурсов семейной системы, помощь семье выходе на новый уровень функционирования, на котором семья будет максимально задействована в реабилитационном процессе ребенка.
- помощь семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.
– активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление неконструктивных механизмов психологической защиты.
- корректирование стиля семейного воспитания.
Задачи работы с родителями:
- повышение уровня психологической грамотности родителей;
- помощь по созданию образовательного пространства, которое объединит усилия специалистов и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребёнка;
- создание условий для эффективного общения родителей друг с другом, с педагогами.
Пути сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:
- психологическая поддержка детей и их родителей в форме индивидуального консультирования, а также психологическая помощи в группах сверстников, имеющих аналогичные трудности;
- консультации родителей по адаптации семьи к болезни ребенка, в снятии тревоги, апатии, связанных с возникающими при воспитании ребенка трудностями; нормализация отношений родителей с детьми; формирование у членов семьи активной жизненной позиции в вопросах воспитания и поддержки ребенка.
- психологическая коррекция проблем в развитии и адаптации к реальной социальной среде, помощь в личностном и социальном развитии детей и подростков;
- развитие родительской компетентности по средствам предоставления информации в вопросах развития и воспитания ребенка, уровне его развития, о результатах психолого-педагогического обследования, оказание помощи родителям в понимании сущности имеющихся у ребенка проблем, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.
- рекомендации для родителей на сайте школы по данной проблеме; информационная поддержка родителей: помощь в подборе литературы в вопросах развития, воспитания, психологической поддержки и адаптации ребенка с особыми нуждами; предоставление информации о других организациях, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья; организация клубов, представляющий собой групповые встречи родителей детей (детей) с ограниченными возможностями здоровья под руководством специалистов.
Основные формы работы с родителями:
- консультации (медицинские, социально-правовые, психологические, педагогические);
- беседы,
- ролевые игры,
- психологические тренинги,
- группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки в клубе родителей.
Прогнозируемые результаты взаимодействия семьи и школы:
- положительная динамика развития психических процессов ребенка с ограниченными возможностями здоровья (например, наблюдаются улучшения в эмоционально-волевой сфере ребенка - он стал контролировать свои эмоции, находиться на занятиях без родителей);
- нормализация внутрисемейных отношений;
- расширение социальных контактов семьи;
- качественный рост компетентности родителей в области решения проблем воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- понимание, принятие и взаимодействие со специалистами.
«Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.»
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется по
основным направлениям сотрудничества.
I. Основные направления сотрудничества.
- Просвещение по вопросам психологии и педагогики:
- привлечение компетентных, эрудированных, коммуникабельных специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников;
- опережающий характер информации, чтобы родители спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их родительском пути;
- предложение тем для обсуждения в ходе родительских собраний и учет предложений и пожеланий родителей при выборе тем для их просвещения, чтобы психолого–педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес;
- демонстрация видеоматериалов, слайдов, различного рода статистического материала, чтобы сделать просвещение родителей наглядным, убедительным и достоверным;
- окончание любого аспекта психолого-педагогического просвещения родителей различного рода рекомендациями и консультациями по их вопросам;( нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей).
Все это делается для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.
- Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих обучающихся и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе «семья-школа» приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними. Для устранения этой ситуации в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы. Стратегия должна серьезно контролироваться администрацией школы и содержать следующие аспекты:
- ознакомление родителей с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании обучающихся; с учителями, которыми гордится школа (традиционные экскурсии по школьному зданию);
- ознакомление родителей с требованиями, которые предъявляет школа к своим обучающимся (Устав учебного заведения, правила поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д.
- ознакомление родителей с традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий, с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: организация работы с дневниками обучающихся, их тетрадями; с системой контроля выполнения домашних заданий, с критериями оценки деятельности обучающегося на уроке, с приемами развития читательских умений обучающихся на уроке, с учебниками и их структурой, с наиболее сложными темами, с работой по трудным темам учебника.
- ознакомление родителей с перспективами развития детского коллектива, с возможностью родителей стать активными участниками классных дел;
- каждую четверть знакомить с планом воспитательной работы;
- создание условий для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время;
- привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом (каждая семья готовит один Родительский урок в учебном году).
Видеть родителей будущих обучающихся, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу – это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения обучающихся.
- Психолого – педагогическая диагностика может быть:
- предварительная (необходима при подготовке родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий).
- оперативная (необходима при конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у обучающихся друг с другом, а также у родителей и учеников.
- итоговая (уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо», но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и обучающимися.)
Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг к другу.
Диагностика в работе классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями обучающихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам. Поэтому очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей обучающихся является:
- Коррекционная работа.
Цель:
- оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания: (кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей, если ребенок выходит из повиновения родителей и попадает в плохую компанию;
- организация мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Чтобы работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей.
- оказание помощи семье, в которой растут одаренные дети:( создание условий для максимального развития таланта и способностей такого ребенка и сохранение его душевного спокойствия и комфортного положения в детском коллективе).
- информирование родителей, не обеспечивающих надлежащего внимания собственным детям (неблагополучные семьи), что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.
- оказание помощи семье, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой (зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень непросто).
II. Формы взаимодействия.
- Групповые:(родительские собрания; конференции; вечера вопросов и ответов; родительские университеты, клубы; встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом).
- Индивидуальные: (индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому, родительский комитет).
- Нетрадиционные формы сотрудничества:(родительские чтения; родительские вечера; тематические, групповые и индивидуальные консультации; беседы; родительские тренинги; родительские ринги).
Эти формы взаимодействия позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья, предназначена ге толлько для воспитателей, воспитывающих детей с ОВЗ,но и учителей и родитетей. Важными задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ являются формирование у них образцов позитивн...
Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМАСовременный мир многогранен и многоголосен, а взаимодействие и взаимовлияние языков все...
«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...
Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с форм...
адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью)
laquo;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов»...
Статья на тему - «В работе логопеда использование нетрадиционного оборудования, степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Начальная школа и первый класс — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования &mdash...