ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: БАРЬЕРЫ, СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ.
статья
В современном мире принята модель образования, которая способствует полному вхождению инвалидов в общество, - это модель инклюзии. Инклюзия в образовании-это обучение детей с инвалидностью наравне со здоровыми детьми: в одних учебных заведения, в одних классах, по одинаковым образовательным программам. Но учреждение, в котором реализуется программа инклюзивного образования, и все остальные участники образовательного процесса сталкиваются со многими трудностями, которые принято называть барьерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._vovlechenie_obuchayushchihsya_v_uchebnyy_protsess.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Вовлечение обучающихся в учебный процесс: барьеры, стратегии, тактики.
В современном мире принята модель образования, которая способствует полному вхождению инвалидов в общество, - это модель инклюзии. Инклюзия в образовании-это обучение детей с инвалидностью наравне со здоровыми детьми: в одних учебных заведения, в одних классах, по одинаковым образовательным программам. Но учреждение, в котором реализуется программа инклюзивного образования, и все остальные участники образовательного процесса сталкиваются со многими трудностями, которые принято называть барьерами.
Если охватить всю совокупность барьеров, то все их можно разделить на 4 основных группы:
- Финансовый барьер – невозможность обеспечить образовательные учреждения необходимым оборудованием.
- Барьер «архитектурного» окружения. Под ним понимается физическая недоступность окружающей среды (отсутствие пандусов, лифтов в образовательных учреждениях, недоступность транспорта, для детей, страдающих нарушениями зрения – отсутствие звуковых светофоров по пути в школу и т.д.)
- Эмоциональный барьер. Его следует рассматривать с позиций самого ребенка с ОВЗ и с позиций окружающих его людей.
- Коммуникативный барьер - дефицит информации.
Рассмотрим последние две группы.
Одним из барьеров, имеющим социально-психологическую природу, выступает негативное отношение людей без инвалидности к инвалидам.
В ходе опросов, в которых опрашиваемым предлагалось выразить свое мнение относительно реализации программы инклюзивного образования в образовательных учреждениях отсутствие толерантности к людям с ОВЗ со стороны родителей и их детей заняло первое место.
Так, например, свою неготовность к совместному образованию родители объясняют возможным проявлением негативного отношения СВОИХ детей к детям с инвалидностью. Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Яковлева заметила: «Что самое тревожное: менталитет наших родителей таков, что они не готовы, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Как показывают данные соцопросов, 80% родителей не хотят, чтобы их ребенок сидел за одной партой с инвалидом. Необходимо сделать наше общество гуманнее, добрее и заботливее в отношении инвалидов».
Кроме этого, остро встает проблема неготовности учителей школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Самое важное чему должны научиться педагоги массовой школы – это работать с детьми разных возможностей к обучению и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому.
Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции. На сегодняшний день малая доля педагогов знакома с основными положениями инклюзивного образования. С учётом этого, остро встает вопрос об информировании педагогического сообщества о принципах инклюзии в образовании, об успешном опыте инклюзивной практики. Это позволит информационно подготовить учителя к восприятию новых требований и пониманию необходимых изменений.
Основные опасения педагогов школ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии. Подавляющее большинство педагогов знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии в рамках учебного плана педагогических вузов, что составляет от 18 до 36 часов на весь курс обучения.
В основе своей педагоги ранее редко сталкивались с детьми с нарушениями развития в своей деятельности.
Повышение квалификации в области коррекционных методов обучения может заметно изменить установки учителей к инклюзивной практике образования и такое обучение педагогов должно проходить по каждой отдельной взятой категории детей с ОВЗ.
Т.о. организация инклюзивного образования требует изменения не только привычных представлений о содержании и формах обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но осознанием и принятием педагогическим сообществом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность обучающихся в учебном процессе
Разные виды физминуток...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
«Формирование сознательного отношения обучающихся к учебному процессу на уроках музыки во 2-4 классах».
Наше время с огромным объёмом информации, является очень сложным, чтобы мотивировать ученика к обучению, систематической работе, мотивации искать новую информацию и эффективно использовать её в процес...
Выступление: «Вовлечение учащихся в образовательный процесс путем внедрения новых технологий в рамках ФГОС.»
=========================================...
Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.
laquo;Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отс...
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с род...
Использование приемов мотивации игроков компьютерных игр как способа для повышения уровня вовлеченности младших школьников в учебный процесс
В этой статье будут рассмотрены некоторые принципы мотивации и вовлечения игроков в компьютерных играх и перспективы применения данных мотивационных принципов в организации обучающего процесса, для по...