РАЗНОУРОВНЕВЫЙ СТАРТ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ
статья
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проблема, которая требует серьёзного и всестороннего анализа. Одним из путей решения обозначенной проблемы является создание специальных школ и классов. Но к сожалению, обучение в таких школах, иногда, отдаляет ребенка с ОВЗ от сверстников, у которых итак отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._raznourovnevyy_start_kak_obespechit_tselostnost.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
- Разноуровневый старт: как обеспечить целостность образовательного процесса в условиях необходимости реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проблема, которая требует серьёзного и всестороннего анализа. Одним из путей решения обозначенной проблемы является создание специальных школ и классов. Но к сожалению, обучение в таких школах, иногда, отдаляет ребенка с ОВЗ от сверстников, у которых итак отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении.
Есть другой путь решения проблемы - обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ, не изолируя его от своих сверстников, а при этом создавая условия для развития и реализации его способностей. Инклюзия в образовании-это обучение детей с инвалидностью наравне со здоровыми детьми: в одних учебных заведения, в одних классах, по одинаковым образовательным программам.
В этой связи одним из актуальных вопросов специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию данной категории детей.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической установки и мышления в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательной среды.
Одной из технологий, предполагающей создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении, является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), который реализуется на основе сочетания учебной и внеучебной деятельности, создания целостного образовательного пространства. Естественно, что, без объединения семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ для совместной скоординированной деятельности, проблему не решить.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, который составляется на основе базовой программы с учетом актуального уровня развития обучающегося с ОВЗ и описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых потребностей в процессе обучения и воспитания на определенный уровень образования.
Комплекс образовательных программ выражает индивидуальный маршрут, который определяется образовательными потребностями обучающегося, его индивидуальными способностями и возможностями (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Принципы индивидуального образовательного маршрута - это всестороннее изучение ребенка и разработка соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания).
Разработчиками и участниками реализации индивидуального образовательного маршрута являются:
- Администрация образовательной организации, которая координирует деятельность всех участников образовательного процесса
- Родитель (или законный представитель) вносит предложения в индивидуальный образовательный маршрут, предоставляет рекомендации по работе с детьми с ОВЗ; для ребенка-инвалида: медико-социальную экспертизу и индивидуальную программу реабилитации.
- Педагог – разрабатывает и корректирует индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с рекомендациями специалистов.
- Социальный педагог совместно с классным руководителем планирует формы работы.
- Педагог-психолог – представляет комплексное изучение психолого –педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Тьютор- целенаправленно работает над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ предусматривает:
- Создание условий для обучения в персональном темпе, соответствующем уровню оптимальной повседневной нагрузки;
- Выделение целей и задач образования школьника с ОВЗ;
- выбор наиболее эффективных методов, способов и форм ведения образовательной деятельности с учетом заявленных целевых ориентиров;
- проектирование среды, способствующей формированию социальных навыков;
- реализацию коррекционной медико-психолого-педагогической помощи, являющейся важной составляющей учебно-воспитательного процесса.
При создании индивидуального образовательного маршрута учитывается полный комплекс индивидуальных программ для конкретного ребенка с ОВЗ.
Т.о. главная задача организации индивидуального образовательного маршрута с детей с ОВЗ: умение учитывать разноуровневые стороны для того, чтобы способствовать ориентации педагогического процесса на создание комфортных условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Технология индивидуального образовательного маршрута направлена на создание условий для поддержания и развития различных образовательных интересов такого обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Групповая работа в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО.
Реализация требований ФГОС НОО. Использование групповых технологий в образовательном процессе в начальной школе....
Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения
Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...
Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения
Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...
Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов второго поколения.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. ...
Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ
Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...