РАЗНОУРОВНЕВЫЙ СТАРТ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ
статья

Кузнецова Елена Васильевна

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проблема, которая требует серьёзного и всестороннего анализа. Одним из путей решения обозначенной проблемы является создание специальных школ и классов. Но к сожалению, обучение в таких школах, иногда, отдаляет ребенка с ОВЗ от сверстников, у которых итак отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._raznourovnevyy_start_kak_obespechit_tselostnost.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Разноуровневый старт: как обеспечить целостность образовательного процесса в условиях необходимости реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проблема, которая требует серьёзного и всестороннего анализа. Одним из путей решения обозначенной проблемы является создание специальных школ и классов. Но к сожалению, обучение в таких школах, иногда, отдаляет ребенка с ОВЗ от сверстников, у которых итак отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении.

Есть другой путь решения проблемы - обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ, не изолируя его от своих сверстников, а при этом создавая условия для развития и реализации его способностей. Инклюзия в образовании-это обучение детей с инвалидностью наравне со здоровыми детьми: в одних учебных заведения, в одних классах, по одинаковым образовательным программам.

В этой связи одним из актуальных вопросов специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию данной категории детей.

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической установки и мышления в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательной среды.

Одной из технологий, предполагающей создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении, является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), который реализуется на основе сочетания учебной и внеучебной деятельности, создания целостного образовательного пространства. Естественно, что, без объединения семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ для совместной скоординированной деятельности, проблему не решить.

Индивидуальная образовательная программа – это документ, который составляется на основе базовой программы с учетом актуального уровня развития обучающегося с ОВЗ и описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых потребностей в процессе обучения и воспитания на определенный уровень образования.

Комплекс образовательных программ выражает индивидуальный маршрут, который определяется образовательными потребностями обучающегося, его индивидуальными способностями и возможностями (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Принципы индивидуального образовательного маршрута - это всестороннее изучение ребенка и разработка соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания).

Разработчиками и участниками реализации индивидуального образовательного маршрута являются:

  1. Администрация образовательной организации, которая координирует деятельность всех участников образовательного процесса
  2. Родитель (или законный представитель) вносит предложения в индивидуальный образовательный маршрут, предоставляет рекомендации по работе с детьми с ОВЗ; для ребенка-инвалида: медико-социальную экспертизу и индивидуальную программу реабилитации.
  3. Педагог – разрабатывает и корректирует индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с рекомендациями специалистов.
  4. Социальный педагог совместно с классным руководителем планирует формы работы.
  5. Педагог-психолог – представляет комплексное изучение психолого –педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Тьютор- целенаправленно работает над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ предусматривает:

  1. Создание условий для обучения в персональном темпе, соответствующем уровню оптимальной повседневной нагрузки;
  2. Выделение целей и задач образования школьника с ОВЗ;
  3. выбор наиболее эффективных методов, способов и форм ведения образовательной деятельности с учетом заявленных целевых ориентиров;
  4. проектирование среды, способствующей формированию социальных навыков;
  5. реализацию коррекционной медико-психолого-педагогической помощи, являющейся важной составляющей учебно-воспитательного процесса. 

При создании индивидуального образовательного маршрута учитывается полный комплекс индивидуальных программ для конкретного ребенка с ОВЗ.

Т.о. главная задача организации индивидуального образовательного маршрута с детей с ОВЗ: умение учитывать разноуровневые стороны для того, чтобы способствовать ориентации педагогического процесса на создание комфортных условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Технология индивидуального образовательного маршрута направлена на создание условий для поддержания и развития различных образовательных интересов такого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших  в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Групповая работа в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО.

Реализация требований ФГОС НОО. Использование групповых технологий в образовательном процессе в начальной школе....

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов второго поколения.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. ...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...