Опросник Айзенка
материал (3 класс)

Луценко Людмила Николаевна

Опросник Айзенка предназначен для изучения темперамента младшего школьника. Отвечать надо быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник Айзенка и ключ

(изучение темперамента младшего школьника)

Инструкция:

«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке листа ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».

Вопросы:

1.Тебе нравится находиться в шумной и весёлой компании?

2.Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?

3.Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты, чаще всего, быстро находишь ответ?

4.Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

5.Часто ли у тебя меняется настроение?

6.Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7.Тебе мешают уснуть разные мысли?

8.Ты всегда выполняешь всё сразу, как тебе говорят?

9.Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10.Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины?

11.Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень весёлый человек?

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.Бывает ли так, что иногда тебя почти всё раздражает?

14.Тебе нравилась бы такая работа, где всё надо делать очень быстро?

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо?

16.Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить?

17.Ты сможешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?

18.Бывает так, что твоё сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?

19.Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать?

20.Ты когда-нибудь говорил неправду?

21.Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?

22.Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать весёлые истории друзьям?

23.Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

24.Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

25.Ты, как правило, всегда бываешь доволен?

26.Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть больше обидчивый, чем другие?

27.Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?

28.Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?

29.Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова?

30.Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31.У тебя временами бывает такое чувство, что тебе всё надоело?

32.Ты любишь иногда похвастаться?

33.Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь?

34.Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?

35.Ты очень быстро принимаешь решение?

36.Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя?

37.Тебе временами снятся страшные сны?

38.Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?

39.Тебя легко огорчить?

40.Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо?

41.Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек?

42.Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?

43.Тебе  очень нравятся весёлые игры?

44.Ты всё ешь, что тебе подают?

45.Когда тебя о чём-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Был ли  хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе не хотелось жить?

48.Было ли такое, что ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?

49.Как ты думаешь, тебя считают весёлым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?

52.Тебе очень трудно бывает уснуть из-за разных мыслей?

53.Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?

54.Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким?

55.Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми?

56.Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?

57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.Бывает, что ты очень весёлый или очень печальный без особой причины?

59.Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?

60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Бланк к методике «Опросник Айзенка»

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

(число, месяц, год)

Класс _________________    Дата обследования  ____________________

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

13

25

37

49

2

14

26

38

50

3

15

27

39

51

4

16

28

40

52

5

17

29

41

53

6

18

30

41

54

7

19

31

43

55

8

20

32

44

56

9

21

33

45

57

10

22

34

46

58

11

23

35

47

59

12

24

36

48

60

Ключ к опроснику Айзенка

1.Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме:

1)положительных ответов «+» на вопросы:  1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57

2)отрицательных ответов «-» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

2.Эмоциональная стабильность определяется по сумме:

 положительных ответов «+» на вопросы:  2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60

3.Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по сумме:

положительных ответов «+» на вопросы:  8, 24, 44

отрицательных ответов «-» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48

Оценка результатов

Интроверся

Экстраверсия

Значительная

Умеренная

Умеренная

Значительная

1…7

8…11

12…18

19…24

Эмоциональная стабильность

Эмоциональная нестабильность

Высокая

Средняя

Высокая

Очень высокая

До 10

11…14

15…18

19…24

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ

Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются-

Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

1) Шкала экстраверсия-интроверсия (Э), отражает преимущественную направленность личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления субъективного мира (интроверсия). Измеряемые с её помощью качества во многом зависят от подвижности нервной системы. В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты – как заторможенные и инертные.

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Выраженность параметра экстраверсии (Э+) или интроверсии (Э-) в сочетании с высокой эмоциональнолй нестабильностью (Нр+) может выступать в качестве критериалных показателей риска нарушений психического здоровья. «Нестабильные экстраверты» обнаруживают готовность к развитию истерического невроза навязчивых состояний.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро - и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г.Айзенка, такие качества личности как экстраверсия - интроверсия и нейротизм-стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной утраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах,

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений, Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свой силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, и меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т.д., в других – вялость; безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность, В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/526833/img2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник для родителей

Для родителей будущих первоклассников...

Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"

    Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю  тест  - опросник Е. Голощаповой...

Опросники, социограммы и анкеты для родителей и детей (с ключами)

В файле рисунки отображаются корректно. Социограмма «Моя семья» для родителей. Методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р. К.). Опросный лист. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г.). М...

Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"

Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...

Анкета-опросник для родителей.

Анкета-опросник для родителей. Можно предложить заполнить на пробном дне для получения основных данных о семье....

Опросник мотивации (3-4 класс)

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной д...

Личностный опросник Г. Айзенка

Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, но обя...