Школьная дезадаптация
учебно-методический материал
Готовность к школе. Причины школьной дезадаптации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakteristika_shd_gotovnost_k_shkole.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Физическая готовность к школе- это общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста: зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшей формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся произвольности психических процессов, в т.ч. мотивационную готовность, объединяют термином «психологическая готовность» в отличие от нравственной и физической.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради
Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса. Как правило, чаще всего дезадаптация развивается среди школьников младших классов, однако может проявиться и у детей более старшего возраст
Причины школьной дезадаптации учащихся
По подсчетам специалистов, возникновение признаков данного психологического расстройства наблюдается у 15-20 % школьников. Это может быть связано как с медицинскими факторами, так и с особенностями психологического развития ребенка.
Несмотря на постулирование принципа индивидуального подхода к каждому ученику, учителям, как правило, некогда вникать в причины школьной дезадаптации учащихся. На таких детей ими обычно навешиваются ярлыки из психопатологического лексикона: «истерик», «шизоид», «псих». За подобными псевдонаучными «вывесками» скрывается профессиональная некомпетентность.
Что же является основными причинами школьной дезадаптации учащихся? Специалисты выделяют здесь следующие ключевые факторы:
- недостаточная подготовка ребенка к условиям школьного процесса: нехватка базовых знаний и навыков либо несовершенное развитие психомоторики;
- дефицит самоконтроля поведения ученика, которому не удается усидеть целый урок на одном месте, не нарушая дисциплины;
- неспособность совладать с темпом программы обучения;
- проблемы, возникающие при контактах с учителями и одноклассниками;
- критически низкое развитие познавательных возможностей.
Среди причин дезадаптации школьника психологи особое место отводят атмосфере, в которой воспитывается ребенок. Некоторые родители настолько строго и эмоционально выговаривают чаду за допущенные им ошибки в учебе, что этим невольно задевают его психическое равновесие.
Это зачастую приводит к тому, что школьник может поверить в свою «бездарность». Дальнейшим следствием педагогических промахов родителей становится отвращение ребенка ко всему, что так или иначе связано с учебным процессом.
Виды школьной дезадаптации
Природа этого психологического явления не однообразна и может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Наиболее частыми являются следующие виды школьной дезадаптации учащихся:
- Социальная. Характеризуется категорическим отрицанием моральных установок общества, антисоциальным поведением школьника, полной деструкцией системы его внутренней регуляции.
- Психосоциальная. Обусловливается психологическими и половозрастными особенностями развития школьника. Степень выраженности является лакмусовой бумажкой на предмет отсутствия индивидуального подхода к каждому ученику.
- Патогенная. Вызывается нарушениями в функционировании головного мозга, нервными расстройствами, а также разнообразными фобиями ребенка.
- Интеллектуальная. Проявляется в основном у учащихся старших классов и напрямую связана с теми «пробелами» в знаниях, которые не были «закрыты» в процессе обучения раннее.
- Эмоциональная. Главный признак этого вида дезадаптации учащихся — повышенный уровень тревожности, переживаний за успеваемость. Все это обычно сопряжено с высокой мотивацией и низкой самооценкой.
Родителям и учителям следует помнить, что все эти разновидности дезадаптации могут переплетаться и создавать сложный комплекс психологических отклонений. Принимать меры для его устранения необходимо безотлагательно. Как и в случае с медицинскими проблемами, здесь так же верен извечный принцип – «лучше предотвратить, чем лечить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...
Понятие школьной дезаптации. Уровни и формы школьной дезадаптации.
Описание основных уровней и форм школьной дезедаптации....
Психолого-логопедическое сопровождение родителей детей с нарушениями в речи, как один из способов профилактики школьной дезадаптации первоклассников.
О совместной работе психолога и логопеда с родителями первоклассников....
школьная дезадаптация
«школьная дезадаптация» "Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройств...
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА ЕЁ ПОЯВЛЕНИЯ
Каждый педагог начальных классов сталкивался с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог умеет решать проблемы адаптационного перио...
Школьная дезадаптация. Причины, пути коррекции
Младший школьный возраст - Адаптация к школе ...
Школьная дезадаптация
Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников...