Программа сплочения классного коллектива "Я хочу с тобой дружить"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Качмазова Карина Руслановна

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

Программа «Я хочу с тобой дружить» ориентирована на учащихся 1-5 классов. В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.

Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребенок получает ответы на вопросы, узнает новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_splocheniya_1-_5_klassov.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  по сплочению классного коллектива

«Я хочу с тобой дружить»

 (1- 5 –е классы)

                 

                                                               

                                                                   Составитель:  

                                                                  педагог  - психолог  К.Р. Качмазова                                                                                            

                                                       

                                         

                                                   

                       

                                       Москва, 2019 г

Пояснительная записка

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

Программа «Я хочу с тобой дружить» ориентирована на учащихся 1-5 классов. В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.

Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребенок получает ответы на вопросы, узнает новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.

Актуальность. К сожалению, в школьной среде «класс» понимают  чаще всего как некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. Совершенно забыв, о необходимости работы с классным коллективом по направлениям, способствующим его сплочению. Ведь от социально - психологического климата внутри коллектива напрямую зависит успешность ребенка в нем, формирование положительного образа своего «Я».  Заинтересованность учащегося в учебном процессе так же в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса, от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива.

        Цель программы: способствовать сплочению классного коллектива.        Задачи:

  1. Формирование благоприятного социально - психологического климата в классе;
  2. Помочь ученику найти свое место в коллективе. Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Сплочение классного коллектива
  5. Профилактика конфликтного поведения в школьной среде. Развитие взаимоуважения.
  6. Позитивная социализация личности обучающегося в школьном коллективе.

Планируемые результаты освоения программы

- овладение школьниками умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата класса;
- повышение социального статуса отдельных учащихся.

Содержание программы:

В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 10 занятия продолжительностью 0,5 - 1 час (в зависимости от класса)

Мероприятия  проводятся в течение учебного года 1-2 раза  в месяц  

Методы, используемые в программе:  основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры.

Принципы, реализуемые в программе:

- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в игры, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

-    принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга.


Тематический план

№ п/п

Тема мероприятия

Цели и задачи

1

«Сплочение»

Сплочение. Установление положительного контакта между детьми

2

«Становление команды»

Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Научить работать в команде, оказывать поддержку друг другу.

3

«Давайте договоримся!»

Научить договариваться

- Научить согласовывать свои действия друг с другом.        

4

«Угадай мимику!»

Развитие партнерских отношений, взаимопомощи.

  - Научить использовать мимику, пантомимику в общении.

5

«Поможем друг другу»

Сплочение, формирование единства.

Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого человека.

6

«Есть контакт!»

Научить работать в команде, внимательно слушать друг друга. Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

7

«Весело? Весело!»

Научить договариваться. Создание положительного эмоционального фона. 

8

«Угадай по интонации»

Научить  использовать мимику и жесты в общении. Учить работать в команде, понимать интонацию говорящего.

9

«Сказочная история»

Научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

10

«Классный позитив»

Научить сосредотачиваться на слуховой информации, научить согласовывать свои действия с другими людьми, сплочение коллектива Создание эмоционально-положительного фона.

        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. «Сплочение»

Задачи: Сплочение. Установление положительного контакта между детьми

Упражнения:

- «Ласковые имена»:  Взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно». Примечание: в игре можно использовать какой-нибудь предмет (например, игрушку). Передавая его соседу, ребенок называет того ласковым именем.

- «Угадай меня»: дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я…(имя)».

- «Броуновское движение»: дети сидят в кругу. Ведущий вкатывает в круг мяч, который дети начинают перекатывать друг другу, не останавливаясь. Затем постепенно количество мячей увеличивается: одновременно дети катают в кругу 2, 3, 4, 5 мячей. Примечание: важно, чтобы мячи не выкатились за пределы круга.

- Обсуждение и рефлексия.

2. «Становление команды»

Задачи: Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Научить работать в команде, оказывать поддержку друг другу.

Упражнения:

- «Заколдованная тропинка»: один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

- «Продолжи движение» (автор Е.О. Смирнова): дети стоят в кругу. Водящий начинает выполнять какое-нибудь движение. По сигналу водящий останавливается – замирает, а его движение подхватывает сосед справа. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли водящего.

 - Обсуждение и рефлексия.

3. «Давайте договоримся!

Задачи: Научить договариваться, научить согласовывать свои действия друг с другом.        

Упражнения:

- «Гусеница»: дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг другу. Таким образом, они начинают двигаться по комнате, обходят различные предметы и преодолевают всякого рода препятствия.

- «Скульптура»: участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает им договориться, кто из них будет скульптором, а кто – «глиной», какого сказочного персонажа будет лепить скульптор. Затем скульптор начинает лепить, бережно прикасаясь к «глине». «Глина» - очень послушный материал, поэтому во всем слушается скульптора, но не может говорить. Когда скульптор закончит свою работу, он оживляет свою скульптуру. Та начинает двигаться так, чтобы другие дети смогли догадаться, что это за сказочный герой. Затем дети меняются ролями.

- «Путешествие»: дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение. Варианты продолжения игры: «Мы возьмем с собой в путешествие…», «Этот предмет …. цвета», «По дороге мы встретили…».

- Обсуждение и рефлексия.

4. «Угадай мимику!»

 Задачи: Развитие партнерских отношений, взаимопомощи.

  - Научить использовать мимику, пантомимику в общении.

Упражнения:

- «Помоги другу»: дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставляют крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

- «А я сегодня вот такой!»: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «(ИО) сегодня ВОТ ТАКАЯ!». Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.

 - Обсуждение и рефлексия.

5. «Поможем друг другу»

Задачи: Сплочение, формирование единства.

Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого человека.

Упражнения:

- «Я хочу с тобой подружиться»: из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

- «Слепой и поводырь»: дети делятся на пары. Один – «слепой», другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

- «Как ты себя чувствуешь?»: все дети стоят в кругу. Один из участников внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается по каким-то внешним признакам догадаться, как тот себя чувствует. Затем рассказывает об этом. Игрок, настроение которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет участника.

- Обсуждение и рефлексия.

  1. «Есть контакт!»

Задачи: Научить работать в команде, внимательно слушать друг друга. Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Упражнения:

- «Отгадай»: дети делятся на три команды. Одна отходит в сторону и договаривается, какой предмет они взяли с собой в путешествие. Затем возвращается и говорит: «В поезд взяли мы предмет. Угадаете иль нет? Хором вы не говорите, лучше вы у нас спросите». Команды по очереди начинают задавать наводящие вопросы: Какого размера этот предмет? Какой формы этот предмет? Какого цвета этот предмет? Отгадавшая предмет команда становится водящей.

- «Пересядьте все, кто…»: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом, говоря: «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.)».

- «Это я, узнай меня»: дети сидят на стульях. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

- Обсуждение и рефлексия.

 7. «Весело? Весело!»

Задачи:Научить договариваться. Создание положительного эмоционального фона. 

Упражнения:  

- «Рука к руке»: Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе свободного партнера, становится водящим. Варианты команд: «Спина к спине»; «Нос к носу»; «Плечо к плечу» и т.д.

- «Что мы делали не скажем, а покажем»: вся группа делится на команды численностью 4-6 человек. Каждой команде взрослый шепотом дает задание – разыграть сценку, которую затем участники покажут всей группе. Дети в команде договариваются, кто какое движение будет показывать, репетируют, а затем все по очереди представляют свои сценки. Задача остальных участников – угадать, что же им показали. Темы для инсценировок: накрываем на стол, сажаем цветы, убираем игрушки т.д.

- «Подарок»: дети делятся на пары. Ведущий говорит: «На День рождение Толе подарили…». Дети в паре договариваются и по сигналу ведущего одновременно называют подарок. Варианты продолжения игры: «Этот подарок был…»; «Он больше всего любил…».

- Обсуждение и рефлексия.

8. «Угадай по интонации»

Задачи: Научить  использовать мимику и жесты в общении. Учить работать в команде, понимать интонацию говорящего. Развитие внимания к сверстникам, создание эмоционально положительного фона.

 

Упражнения:

 - «Клубочек»: дети сидят на стульях. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:

Покатись клубочек по дорожке

Расскажи клубочек нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу

Про детишек всех красивых наших.

Затем передает клубочек ребенку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: например, какое у него сегодня настроение. Темы для рассказа могут быть самые разные.

- «Разговор через стекло»: дети делятся на пары. Ведущий дает задание: «Представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно».

- «Разговор на незнакомом языке»: дети сидят на стульях. Выбирается ведущий, которому дети будут задавать различные вопросы, например: «Ты сегодня дома завтракал?», «У тебя дома есть книжка про…», «Хочешь со мной поиграть?». Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «пра-мо-мо» и т.д.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий ребенок мог понять его ответ.

9. «Сказочная история»

Задачи: Научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

 - «Угадайка» (автор – В.М. Букатов):  дети сидят на стульях. Ведущий задумывает какое-либо слово. Остальные пытаются его угадать, задавая вопросы. Обязательное условие – формулировать вопросы так, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Например:

- Этот предмет живой? – Да.

- Это животное? – Нет.

- Это растение? – Да.

- Это цветок? – Да.

- Это садовый цветок? – Да.

- Это роза? – Да!

- «Сочиняем сказку»: дети сидят в кругу на стульях. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «Жил-был маленький зайчик. Он больше всего любил…». На этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им, например: «Он жил с…», «Однажды он решил отправиться…».

- «Кто лучше слышит»: дети делятся на две команды. Дети первой команды закрывают глаза и слушают. Дети из второй команды по очереди издают различные звуки: шуршат бумагой, стучат карандашом, барабанят пальцами, кто-то произносит «Ау» и т.п. Затем дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Затем команды меняются местами. Примечание: важно, чтобы дети во время игры не разговаривали и издавали звуки по очереди.

- Обсуждение и рефлексия.

10. «Классный позитив»

Задачи: Научить сосредотачиваться на слуховой информации, научить согласовывать свои действия с другими людьми, сплочение коллектива. Создание эмоционально-положительного фона.

Упражнения:

- «Хор»: дети сидят на стульях. Выбирается несколько игроков, которые будут произносить загаданную фразу. Их число зависит от количества слов в задуманной фразе. Они отходят и распределяют между собой слова в задуманном предложении. Например, ведущий загадал фразу: «Идет бычок, качается». Первый ребенок будет говорить: «Идет, идет…»; второй: «Бычок, бычок…»; третий: «Качается, качается…». Дети должны произносить фразу хором, без остановки, пока слушатели не догадаются, что они говорят. Использовать можно фразы из известных детям стихотворений, песенок, потешек.

«Животные и детеныши»: дети делятся на пары: один из них «мама», а второй – «детеныш». Ведущий на ухо каждому из участнику говорит, какое животное он изображает. «Детенышам » завязывают глаза, «мамы» расходятся по помещению и начинаю громко звать своего детеныша, издавая соответствующие звуки: «мяу-мяу», «гав-гав», «бе-бе», «иго-го», «хрю-хрю» и т.д. Каждому детенышу по звуку необходимо найти свою маму. Когда мама нашлась, она гладит своего детеныша. Затем дети меняются ролями.

«Подарок друзьям!» Все участники заранее готовят «подарки» друзьям. Это могут быть пожелания, чувства и др.

- Обсуждение и рефлексия.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Бумеранская Г. В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 151с.
  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. М.: Просвещение, 2002-2007. - №1-9.
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа,1995. - 144с.
  4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2010. – 176 с.
  5. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания. М.: Просвещение, 2010. - 68с.
  6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108с.
  7. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – С.14-36.
  8. Электронный ресурс: URL: http://met-ps.ucoz.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочение классного коллектива.

Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности за...

Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».

Методическая разраработка  внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, з...

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Классному руководителю (учителю начальных классов) невозможно обойтись без популярных методик изучения психологической направленности личности младшего подростка и уровня сплоченности классного коллек...

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива "Ковер мира"

Тренинговое занятие "Ковер мира" направлено на формирование и развитие навыков группового взаимодействия и сплочение группы....

программа по сплочению классного коллектива

программа по сплочению классного коллектива...

Классный час на сплочение классного коллектива

Конспект классного часа на сплочение учеников...