Мониторинг сплоченности классного коллектива
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staaatya2.docx | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Мини-диагностики в 1-2-х классах
1.1. Диагностическая методика «Космическое путешествие».
Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трех человек. Фамилии детей записать на листе.
Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
1.2. Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка».
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в вариантах. Можно на каждом листочке написать обозначение, что подразумевается под значениями «солнце», «тучка» и «дождик». Учащимся предлагается определить самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Каждому из ребят предлагается отметить любым знаком, например, звездочкой, в нужной клетке свое самочувствие. Анкеты могут быть анонимными, или ученики их подписывают — по желанию учителя.
При анализе полученных данных учитель легко делает вывод о самочувствии ребят в классном коллективе.
| «Солнце» (Тепло, дружно, уютно) | «Тучка» (Не очень комфортно) | «Дождик» (Скучно, не комфортно) |
В классе |
|
|
|
С друзьями |
|
|
|
Дома |
|
|
|
1.3. Диагностическая методика «День рождения».
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно подарить пяти лучшим ученикам класса ко дню рождения. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который они хотели бы ему подарить. Это может выглядеть так: Таня И.— кукла, Петя Р. — роликовые коньки, Саша М. — книга и т. д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого каждый ученик называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.
1.4. Методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе».
Цель: выявить уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого ученика.
Учитель готовит для каждого ученика табличку и предлагает заполнить ее правую сторону (клеточки) цветными карандашами (фломастерами), при этом используя только 3 цвета: красный — очень хорошо; зеленый — проявляется, но слабо; синий — не проявляется, этого нет в нашем классе.
Согласие и взаимопонимание |
|
Увлеченность жизнью класса |
|
Теплота взаимоотношений |
|
Дружба среди ребят |
|
Скука |
|
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения.
1.5. Методика «Какой у нас классный коллектив».
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Учащимся предлагаются 6 утверждений, которые записаны на листе бумаги в произвольном виде. Каждому ученику необходимо пронумеровать эти утверждения, т. е. расставить по номерам, которые, по мнению ученика, соответствуют данному классному коллективу. Например, ученик считает, что «Наш класс дружный» и ставит напротив данного утверждения № 1; а утверждение «Наш класс недружный, часто возникают ссоры» он поставит на последнее место под № 6.
• Наш класс очень дружный и сплоченный.
• Наш класс дружный.
• В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
• В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.
• Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
• Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определенных взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как он ощущает себя в системе этих отношений.
2. Методика изучения мотивации одобрения
(Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу)
В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения — стремление заслужить одобрение значимых людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он на нечто весьма важное — на качество взаимоотношений с другими людьми.
Определить уровень мотивации одобрения младших подростков (учителей, родителей) можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны 2 варианта ответа — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.
Ключ теста (код — правильные ответы):
— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;
— ответы «нет» на вопросы 6, 7,9, 10, 11, 12, 16, 17, 18.
Для успешного проведения тестирования необходимо
каждого школьника обеспечить следующими бланками:
Шкала оценки мотивации одобрения Бланк тестируемого
Суждения | Да | Нет |
| |
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. |
|
|
| |
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. |
|
|
| |
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. |
|
|
| |
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой. |
|
|
| |
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии. |
|
|
| |
6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах. |
|
|
| |
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих. |
|
|
| |
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был. |
|
| ||
9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться. |
|
| ||
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека. |
|
| ||
11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же. |
|
| ||
12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему. |
|
| ||
13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. |
|
| ||
14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему. |
|
| ||
15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять. |
|
| ||
16. Были случаи, когда я завидовал удаче других. |
|
| ||
17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой. |
|
| ||
18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам. |
|
| ||
19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей. |
|
| ||
|
|
|
|
|
3. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»
(Модифицированный вариант методики О.В. Лишина)
Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности, уровень сплоченности классного коллектива и причастности каждого к общему делу.
Инструкция для учащихся
Для проведения анкетирования каждому учащемуся выдается бланк со следующим текстом:
«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:
Н — никто; М — меньшинство; П — половина классного коллектива; Б — большинство; В — все.
Содержание опросника
Сколько человек придет на классное собрание | |||
НМПБВ | 1 | ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов? | |
НМПБВ | 2 | чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников? | |
НМПБВ | 3 | потому что собрание будут снимать для телевидения? | |
НМПБВ | 4 | потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие? | |
НМПБВ | 5 | если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы? | |
НМПБВ | 6 | если явка строго обязательна и контролируется? | |
Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте | |||
НМПБВ | 7 | ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада? | |
НМПБВ | 8 | чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть? | |
НМПБВ | 9 | чтобы поддержать честь своего класса, организующего этот десант? | |
НМПБВ | 10 | ради денег, которые выплатят каждому участнику? | |
НМПБВ | 11 | потому что работа будет интересной? | |
НМПБВ | 12 | если явка строго обязательна и контролируется? | |
Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха | |||
НМПБВ | 13 | чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом? | |
НМПБВ | 14 | чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками? | |
НМПБВ | 15 | ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся? | |
НМПБВ | 16 | если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом? | |
НМПБВ | 17 | ради интересной жизни в лагере? | |
НМПБВ | 18 | если поездка в лагерь обязательна? | |
Сколько человек пойдет в поход | |||
НМПБВ | 19 | если его цель - сбор краеведческого материала для музея? | |
НМПБВ | 20 | ради того, чтобы побыть вместе на природе? | |
НМПБВ | 21 | если каждый участник получит памятный значок туриста? | |
НМПБВ | 22 | если поход - часть турслета, который организует ваш коллектив? | |
НМПБВ | 23 | просто потому, что интересно? | |
НМПБВ | 24 | если участие в нем строго обязательно и контролируется? | |
Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни |
| ||
НМПБВ | 25 | потому что вечер запланирован для ветеранов войны? |
|
НМПБВ | 26 | чтобы и после уроков побыть вместе? |
|
НМПБВ | 27 | если во время вечера будет устроено чаепитие? |
|
НМПБВ | 28 | если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки? |
|
НМПБВ | 29 | потому что программа вечера очень интересна? |
|
НМПБВ | 30 | если явка строго обязательна? |
|
Большое спасибо за искренние ответы!»
Инструкция для педагога
Учитель (классный руководитель) подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует объяснить еще раз.
Обработка полученных данных
При обработке результатов теста предлагаемый опросник следует разделить на 6 блоков. Каждый из них состоит из 5 вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности.
В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:
A) общественно полезная деятельность (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);
Б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);
B) интерес к общению (2, 8,14, 20, 26);
Г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);
Д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17,23,29);
Е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).
Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.
В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица.
Ф.И ученика | Мотивы | ||||||||||||||||||
Общественно полезная деятельность — А | Личная выгода — Б | Интерес к общению — в | и т. д. | ||||||||||||||||
| 1 | 7 | 13 | 19 | 25 | сумма | 3 | 10 | 15 | 21 | 27 | сумма | 2 | 8 | 14 | 20 | 26 | сумма | и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Сумма баллов по каждому блоку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников. Полученные данные позволят корректировать свою деятельность по отношению к каждому ученику и классному коллективу в целом.
4. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
(По А.А. Андрееву)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Инструкция для учителя
Для более успешного проведения анкетирования каждому учащемуся заранее готовится бланк опросника. Так как методика предполагает небольшой объем действий, можно просто разъяснить учащимся их функции и зачитать вопросы анкеты.
Во время проведения анкетирования учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; 0 — совершенно не согласен.
Содержание опросника:
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью («У») является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» >3, то можно говорить о высокой степени удовлетворенности, если же «У» > 2, но < 3 или 2, это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
5. Методика «Социально-психологическая самоаттестация классного коллектива»
Цель: определить эталонность общности в восприятии учениками классного коллектива, чувства сопричастности индивида к общему делу и коллективу класса.
Инструкция для учащихся
Для проведения анкетирования каждому учащемуся выдается бланк со следующим текстом:
«Давай поразмышляем о нашем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос: «Сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами?»
Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Н — никто;
М — меньшинство;
П — половина классного коллектива;
Б — большинство;
В — все.
НМПБВ | 1 | Свои слова подтверждают делом |
НМПБВ | 2 | Все вопросы решают сообща |
НМПБВ | 3 | Правильно понимают трудности, стоящие перед классом |
НМПБВ | 4 | Радуются успехам товарищей |
НМПБВ | 5 | Помогают новичкам, ребятам из младших классов |
НМПБВ | 6 | Не ссорятся, когда распределяют обязанности |
НМПБВ | 7 | Знают задачи, стоящие перед классом |
НМПБВ | 8 | Требовательны к себе и другим |
НМПБВ | 9 | Личные интересы подчиняют интересам коллектива |
НМПБВ | 10 | Принципиально оценивают успехи коллектива |
НМПБВ | 11 | Искренне огорчаются при неудаче товарища |
НМПБВ | 12 | К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования |
НМПБВ | 13 | Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе |
НМПБВ | 14 | Знают итоги работы коллектива |
НМПБВ | 15 | Сознательно подчиняются дисциплине |
НМПБВ | 16 | Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса |
НМПБВ | 17 | Одинаково оценивают общие неудачи |
НМПБВ | 18 | Уважают друг друга |
НМПБВ | 19 | Радуются успеху новичков и ребят из других классов |
НМПБВ | 20 | Если нужно, принимают на себя обязанности других членов коллектива |
НМПБВ | 21 | Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов |
НМПБВ | 22 | По-хозяйски относятся к общественному добру |
НМПБВ | 23 | Поддерживают принятые в классе традиции |
НМПБВ | 24 | Одинаково оценивают справедливость наказаний |
НМПБВ | 25 | Поддерживают друг друга в трудные минуты |
НМПБВ | 26 | Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов |
НМПБВ | 27 | Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях |
НМПБВ | 28 | Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга |
Большое спасибо за искренние ответы!»
Инструкция для педагога
Педагог (классный руководитель) подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то педагог (классный руководитель) помогает ему ответить на первые 2—3 вопроса. Важно, чтобы ребята ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка результатов. Обработка и интерпретация полученных данных для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.
Затем составляется матрица, куда заносятся ответы всех участников эксперимента.
Матрица для определения эталонности общности
Ф.И. ученика | Ответы | Сумма баллов | Кол-во ответов | ||||||
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | и т. д. | 28 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условным показателем эталонности общности в восприятии ее членов (учеников класса) («М») является частное отделения общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный опросник.
Принято считать, если «М» составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (в нашем случае «М» > 3), можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же «М» составляет 50—74% (2<«М»<3) или менее 50% («М»<2), это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровне эталонности общности в восприятии ее членов.
6. Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности
(По Л. В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения учащихся в классе и школе.
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах.
Ф.И.О. Класс | ||
№ | Что тебя привлекает в деятельности? | от 1 до 3 баллов |
1 | Интересное дело |
|
2 | Возможность общения с разными людьми | |
3 | Возможность помочь товарищам | |
4 | Возможность передать свои знания | |
5 | Возможность творчества | |
6 | Возможность приобрести новые знания, умения | |
7 | Возможность руководить другими | |
8 | Возможность участвовать в делах своего коллектива | |
| Возможность заслужить уважение товарищей | |
9 | Возможность сделать доброе дело для других | |
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает | ||
Вывод: |
7. Определение ценностных ориентации личности по методике «Что важнее?»
Цель: выявить мотивы дружбы в коллективе. Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты: _____
Класс _____
I. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба? Выберите только 2 из предложенных вариантов и обведите и цифры кружком.
1. На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту.
2. На взаимопонимании, единстве интересов.
3. На доверии и откровенности.
4. На умении говорить правду в глаза, принципиальности.
5. Верности и доброжелательности.
II. Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе? Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую — двумя, третью — одной.
1. Зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле.
2. Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми.
3. Каждый думает в первую очередь о себе.
4. Ребята плохо знают друг друга.
5. Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили.
6. Нет общих интересов.
8. Методики самоанализа эффективности работы учителя (классного руководителя) по сплочению классного коллектива
Анкета для классных руководителей
«Классный руководитель глазами воспитанников»
Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель — побудить классных руководителей «поставить» себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс «их» глазами.
Также ее можно предложить заполнить и учащимся, однако сделать это может лишь довольно уверенный в себе учитель, который не боится узнать мнение собственных учеников о себе.
Инструкция
Уважаемый классный руководитель. Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиции.
1. С каким настроением ты чаще всего идешь в школу? (С радостью; с равнодушием; с предчувствием неприятностей.)
2. Как часто у тебя бывают в школе неприятности? (Часто; редко; никогда.)
3. Если неприятности все же бывают, то от кого они чаще всего исходят? (От учителей-предметников; от классного руководителя; от учеников твоего или другого класса.)
4. Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем? (Часто; редко; никогда.)
5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель? (Контролер за успеваемостью и дисциплиной; «вторая мама»; организатор досуга; помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ.)
6. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (Ответ сформулируй сам) ______
7. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя? (Ответ сформулируй сам) ________
8. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (Пожелание сформулируй сам) ________
9. Ты считаешь, что твой класс:
• сплочен и дружен;
• разбит на группы;
• каждый живет сам по себе.
10. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?
11. Что ты знаешь о своем классном руководителе? (Увлечения, мечты)
Программа изучения ученического коллектива
Состав класса
а) Возрастной состав;
б) познавательный уровень развития учащегося;
в) работоспособность и успеваемость;
г) общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.
Сплоченность класса
а) Есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как учащиеся относятся друг к другу, делам класса;
б) любят ли вместе проводить время в школе и вне ее, вместе развлекаться или совместно учиться;
в) дружат ли мальчики и девочки (юноши и девушки);
г) нет ли в классе круговой поруки;
д) переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли за свой коллектив?
Организованность класса
а) Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел, распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять;
б) умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга;
в) подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц?
Общественное мнение в классе
а) Какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие — осуждают;
б) как и в какой форме они выражают одобрение и неодобрение;
в) есть ли расхождения между тем, что говорят и что делают?
Характер связей в коллективе
а) Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы;
б) где дружат учащиеся (только в школе или и вне ее);
в) внимательны ли они друг к другу; стараются ли помочь, в чем выражается эта помощь;
г) предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть недостатки;
д) как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим?
Актив класса
а) Состав актива;
б) имеет ли актив авторитет;
в) выполняют ли его распоряжения;
г) есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе?
Связь классного коллектива с общешкольным коллективом
а) Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах;
б) выполняются ли общешкольные поручения;
в) как участвует класс в общешкольных мероприятиях?
Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива
а) Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива;
б) как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочение классного коллектива.
Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности за...
Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».
Методическая разраработка внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, з...
Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива "Ковер мира"
Тренинговое занятие "Ковер мира" направлено на формирование и развитие навыков группового взаимодействия и сплочение группы....
Занятия для сплочения классного коллектива
Создание комфортной психологической атмосферы в классном коллективе...
Внеклассное мероприятие на сплочение классного коллектива
Данный классный час разработан для учащихся 1 класса, чтобы создать благоприятную атмосферу в классе, для развития личности в коллективе...
Классный час на сплочение классного коллектива
Конспект классного часа на сплочение учеников...