Психологическая готовность детей к школьному обучению
консультация (1 класс)
Сформировать представление о психологической готовности к школе; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Цель: Сформировать представление о психологической готовности к школе; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с критериями психологической готовности к школе;
2. Обсудить с родителями ошибочные ситуации и вывить совместное решение для улучшения психологической готовности детей к школе;
3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Форма работы: семинар-практикум
Оборудование и материалы: мяч, игрушки, раздаточный материал (листовки: советы родителям)
Ход выступления.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о психологической готовности ребенка к школе.
Наши дети стали взрослее еще на один год.
Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
- Что вы, как родитель понимаете под словом «готовность к школе»?(Ответы родителей).
Под готовностью ребенка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, письма и чтения.
Но очень важно для успешности ребенка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически.
Сейчас я вам расскажу о основных компонентах готовности ребенка к школьному обучению.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Основные критерии психологической готовности к школе:
• Физическая готовность
• Интеллектуальная готовность
• Социальная готовность
• Мотивационная готовность.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков. Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.
Ребенок должен уметь общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Ведь по сути весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребенок контактен, умеет внимательно слушать, обладает развитой речью, зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей — научить его простым правилам общения.
Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Подумайте и скажите: желание пойти в школу и желание учиться — это одно и то же? (Ответы родителей).
Если ребенок идет в школу ради нового ранца, модного школьного костюма или говорит «в школе не надо спать» и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребенка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано, — это желание учиться!
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.
Родителям не стоит запугивать ребенка школой или, наоборот, настраивать на легкость учения. Полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то пугающее своей неопределенностью: «Вот придешь в школу — тогда и узнаешь…».
Дети это цветы вашей жизни. Для того чтобы цветок расцвел, его необходимо поливать и ухаживать за ним. Под драгоценной влагой для нашего цветка следует понимать веру в ребенка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т. п.
Помните, что все дети разный по способностям, по характеру, по интересам.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет другого такого! Верьте в своего ребенка!
Напоследок предлагаю вам еще один эксперимент. Похлопайте в ладоши… Спасибо! А теперь попробуйте сделать хлопок одной ладошкой… Получается?. Нет. Нужна вторая ладошка. Хлопок — это результат действия двух ладоней. Учитель — это только одна ладошка. И каким бы сильным, творческим и мудрым он ни был, без второй ладошки, т. е. без вас, он бессилен.
Отсюда можно вывести главное правило.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Консультация для родителей «Цветы нашей жизни. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
1. Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному обучению. Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, т. к. оно связано с резким изменением образа жизни. Каждый ребенок проживает процесс адаптации к школе. И чем больше у ребенка нужных умений, качеств
и навыков, тем быстрее и безболезненней он сумеет адаптироваться. Предлагаю сегодня вместе разобраться, чем мы можем помочь ребенку при подготовке к школьному обучению.
2. Упражнение «Цветок»
Участникам предлагается взять из конверта № 1 по цветку, раскрасить его, а затем сравнить с цветками соседей. Время — 2–3 мин.
Слово педагога: Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы их раскрасили, можно ли найти два совершенно одинаковых цветка? Мы — взрослые люди — ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.
Педагог формулирует первое правило.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет другого такого!
3. Упражнение «Вырасти цветок»
Слово педагога: Что необходимо для хорошего роста и развития цветка?. Прежде всего, ему необходимы благодатная почва и крепкие корни. В психологической интерпретации сильные корни — это познавательные психические процессы: зрительная и слуховая память, мышление, внимание, творческое воображение, восприятие. От уровня их развития зависит уровень интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребенка, следует знать одно очень важное правило, о котором я вам расскажу чуть позже. (Участникам предлагается взять заготовки из конверта № 2.)
Напишите на «корешках», какие психические процессы у вашего ребенка развиты достаточно хорошо, а на какие следует обратить внимание. Наклейте их внизу листа в зависимости от того, насколько они хорошо развиты, — чем лучше, тем выше, но так, чтобы занимаемая площадь не превышала 1/4 листа. (Время выполнения — 3 мин.)
Я хочу продемонстрировать один простой опыт. (Для проведения приглашается один из родителей по желанию. Используется любая плоскость.) Это наклонная плоскость. А это шар. Надо прокатить шар ВВЕРХ по наклонной плоскости. (Родитель выполняет действие.) У вас получилось? Что способствовало этому?. (Возможные варианты ответа: «приложенные усилия», «я его все время подталкивала».) Правильно, вы все время подталкивали шар и направляли его. В противном случае он неизбежно начал бы движение назад, в обратную сторону. Шар — это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки, усилий для развития.
Педагог формулирует второе правило.
В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. Если мы не движемся вперед, то неизбежно скатываемся назад. Следовательно, развитие и обучение должны быть стабильными и постоянными. Стоит нам на время сделать перерыв и наверстать упущенное будет нелегко.
4. Упражнение «Подготавливаем почву»
Слово педагога-психолога: Почвой, питающей корни и способствующей росту цветка, является мотивация. Подумайте и скажите: желание пойти в школу и желание учиться — это одно и то же?.
Комментарий. В ходе рассуждений педагог-психолог подводит родителей к выводу о том, что если ребенок идет в школу ради нового ранца, модного школьного костюма или говорит «в школе не надо спать» и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребенка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано, — это желание учиться! Родителям не стоит запугивать ребенка школой или, наоборот, настраивать на легкость учения. Полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то пугающее своей неопределенностью: «Вот придешь в школу — тогда и узнаешь…».
Инструкция. Участникам предлагается взять полоски из конверта № 3 и на них написать 3–5 фраз, которыми они мотивируют своего ребенка к обучению в школе. Далее полоски необходимо наклеить на листы, с которыми началась работа в задании 2, над «корешками» цветка.
Педагог формулирует третье правило.
В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать все за них.
5. Упражнение «Капельки веры»
Слово педагога: Достаточно ли для благоприятного роста цветка только хорошо развитой корневой системы?. Для того чтобы цветок расцвел, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями мы подразумеваем познавательные процессы, то под драгоценной влагой для нашего цветка следует понимать веру в ребенка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т. п.
Инструкция. Участникам предлагается взять материал из конверта № 4. На капельках написать те слова, которыми они готовы подбодрить ребенка, развивая в нем уверенность в собственных силах и возможностях. Капельки наклеиваются на лист.
6. Упражнение «Солнце»
Слово педагога: Для активного роста цветка необходимо, чтобы его осветило яркое солнце. Вспомнив выражение «Учение — свет», мы можем говорить о том, что свет для детей — это школа, которая дает им знания.
Инструкция. Участники работают с материалом из конверта № 5. Им предлагается написать на лучах солнца, что они ожидают от обучения ребенка в школе, что должна дать школа, чтобы этот процесс был успешен. Солнце наклеивается в верхнем углу листа.
Слово педагога: Мы укрепили корни, подкормили и согрели цветок, и он начал расти. Нарисуйте стебель цветка и его листочки. Что еще необходимо цветку, для того чтобы противостоять различным природным явлениям?. Сила и выносливость цветка зависят от способности переносить нагрузки и справляться с трудностями. Так же и ребенка необходимо приучать к физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве, волевые качества, внимание, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины позволит ребенку справиться с физическими нагрузками, которые ему придется переносить в школе.
Также важно, насколько развиты у ребенка мелкие группы мышц, т. е. мелкая моторика. Пропуски букв, описки, разная высота букв — все это результат ее недостаточного развития. Кроме того, существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Поэтому необходимо, чтобы ребенок занимался лепкой, аппликацией, работал с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. 7. Упражнение «Лепестки будущего»
Слово педагога: На лепестках цветка напишите то главное, чему должен научиться ребенок, что вы ждете от него в будущем, каким вы его видите. В центре цветка напишите имя своего ребенка. Приклейте цветок к стеблю. Если есть необходимость, можете что-то в нем поправить.
8. Упражнение «Поляны»
Слово педагога: Мы вырастили замечательные цветы. Однако, если присмотреться… нашим цветочкам немного одиноко в этом мире. Как для цветка, так и для ребенка важно иметь доброжелательное окружение, которое будет способствовать его развитию и росту. Ребенок должен уметь общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Ведь по сути весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребенок контактен, умеет внимательно слушать, обладает развитой речью, зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей — научить его простым правилам общения.
Инструкция. Участникам предлагается объединиться в группы и из полученных цветов сформировать поляны. Здесь дается полная свобода проявлению родительской фантазии.
С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учитель, школьные товарищи. Теперь мы с вами — один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться — значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель.
Напоследок предлагаю вам еще один эксперимент. Похлопайте в ладоши… Спасибо! А теперь попробуйте сделать хлопок одной ладошкой… Получается?. Нет. Нужна вторая ладошка. Хлопок — это результат действия двух ладоней. Учитель — это только одна ладошка. И каким бы сильным, творческим и мудрым он ни был, без второй ладошки, т. е. без вас, он бессилен.
Отсюда можно вывести главное правило.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Психологическая готовность к обучению ребенка в школе
Тарасова Мария Сергеевна
Психологическая готовность к обучению ребенка в школе
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:
• интеллектуальный;
• эмоциональный;
• социальный;
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Так же психологи выделяют несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе психологами признается мотивационный план.
Выделяют две группы мотивов обучения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, так называемая «внутренняя позиция школьника».
Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен сам стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям и "ответственным" поручениям. У ребенка должно появиться стремление овладеть важной содержательной деятельностью, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. В этом понимании ему необходима поддержка и мнение ближайших родственников, в первую очередь мам и пап, бабушек и дедушек. Кроме того, на решение стать Учеником влияет и отношение других детей. Для ребенка очень важна сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.
Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, в новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" оценку (разумеется, положительную).
Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.
Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос, весьма слабо проработанный в психологической литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
О психологической диагностике готовности к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
В процессе диагностики интеллектуального развития ребенка проверяются следующие психические процессы:
• кратковременная речевая и зрительная память;
• наглядно-образное мышление;
• пространственное и словесно-логическое мышление;
• обобщение и абстрагирование;
• последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления.
Совсем не обязательно, что абсолютно по всем критериям ребенок достигает уровня готовности к школьному обучению одновременно. Однако, для того, чтобы уверенно себя чувствовать за партой, среди других учеников, ребенок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных выше интеллектуальных способностей (на фоне личностной готовности к школе). Интеллектуальная неготовность к обучению приводит к невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. Это, в свою очередь сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития как мотивационной, так и интеллектуальной сферы. Отставание в развитие одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест готовности детей к школьному обучению
Тест готовности детей к школьному обучению....
Готовность детей к школьному обучению
Проблема готовности детей к обучению в школе очень актуальна. Представляю вам теоретические и практические материалы, которе помогут организовать работу с родителями и детьми на этапе подготовки к шко...
Экспресс-тест готовности детей к школьному обучению
Тест основан на методике А.Керна и позволяет получить общее представление о готовности ребёнка к школьному обучению...
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...
Психологические типы готовности детей к школьному обучению.
Психологические типы готовности детей к школьному обучению....
Обследование уровня психологической готовности детей к школьному обучению. Выявление детей с ОВЗ.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый ...