Диагностика организации действий
план-конспект
Диагностика организации действий .Способность выстраивать совместный замысел общего дела или игры 2-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_organizatsii_deystviy.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика организации действий.
Задание 1.
Петя приходил в школу, и каждый раз забывал приносить с собой то тетрадь, то учебник. Как научить Петю не забывать тетради и учебники? Подчеркни способы, которые помогут Пете.
1. Надо делать все очень быстро
2. Надо написать расписание и повесить его на видное место
3. Надо сказать Петиной маме, чтобы она складывала учебники и тетради в портфель
4. Надо складывать учебники и тетради, глядя в расписание
5. Не надо забирать тетради и учебники домой
Если ребенок выделял третий или пятый вариант, то это оценивалось в 0 баллов, так как в данном случае учащийся явно не различал задачу научить Петю не забывать тетради и учебники и задачу доставить учебники и тетради в школу. Первый вариант ответа дети часто слышат от взрослых, но в данном случае это не является способом, приводящим к нужному результату.
Педагог может самостоятельно составлять диагностические задания, подобно данному. Тем более, что для точной диагностики требуется не однократная проверка. Например, такие задания:
Диагностика организации действий
2 класс
Ваня поставил себе задачу получить на уроке «5» по математике. У Коли задача – научиться решать задачи по математике. На уроке им попалась задача, которую они не могут правильно решить. Выбери действия, которые помогут Коле и Ване. Рядом с именами Коли и Вани поставь номера нужных им действий.
1. Списать ответ у отличника
2. Вызваться отвечать задачу с неправильным ответом
3. Подсмотреть в справочнике правильный ответ
4. Вызваться отвечать задачу с правильным ответом, чтобы не спросили задачу с неправильным ответом.
№ действий | |
Ваня | |
Коля |
За каждое правильно распределенное действие ребенок получает 1 балл. Для Вани правильными считаются действия: 1, 3, 4. Для Коли правильное действие: 2.
Диагностика организации действий
3 класс
Ваня поставил себе задачу получить на уроке «5» по математике. У Коли задача – научиться решать задачи по математике. На уроке им попалась задача, которую они не могут правильно решить. Выбери действия, которые помогут Коле и Ване. Рядом с именами Коли и Вани поставь номера нужных им действий.
1. Списать ответ у отличника.
2. Вызваться отвечать задачу с неправильным ответом.
3. Подсмотреть в справочнике правильный ответ.
4. Вызваться отвечать задачу с правильным ответом, чтобы не спросили задачу с неправильным ответом.
5. Отстаивать свой «неправильный» ответ, пока не будет понятен способ «правильного» решения.
6. Попросить дополнительных объяснений у учителя.
№ действий | |
Ваня | |
Коля |
Диагностика организации действий
4 класс
Ваня поставил себе задачу получить на уроке «5» по математике. У Коли задача – научиться решать задачи по математике. На уроке им попалась задача, которую они не могут правильно решить. Найди действия, которые помогут Коле и Ване. Рядом с именами Коли и Вани вычеркни номера действий, которые не приведут их к желаемому результату.
1. Списать ответ у отличника
2. Вызваться отвечать задачу с неправильным ответом
3. Подсмотреть в справочнике правильный ответ
4. Вызваться отвечать задачу с правильным ответом, чтобы не спросили задачу с неправильным ответом
5. Попросить дополнительных объяснений у учителя.
6. Отстаивать свой «неправильный» ответ, пока не будет понятен способ «правильного» решения.
№ действий | |
Ваня | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Коля | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Оценивание.
За каждое правильно распределенное действие ребенок получает 1 балл.
Следует обратить внимание, что в данном случае дети вычеркивают неправильные ответы. Должны быть вычеркнуты: Ваня: 2,5,6, а Коля: 1,3,4.
Если ни одного действия не зачёркнуто, то 0 баллов. Если зачеркнуты одновременно одни и те же действия у обоих мальчиков, то они не учитываются, и баллы за них не ставятся, даже если они у кого-то вычеркнуты правильно.
Способность выстраивать совместный замысел общего дела или игры. (Организация действий)
2 класс
Придумай игру, в которой каждый может заниматься тем, чем хочет, но при этом все играют вместе. Придумай для них правила игры и запиши, кто что будет делать в этой игре.
Ваня хочет кидать мяч.
Соня хочет скатывать мяч с горки.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Если действия игроков не согласованы, ребенок получает 0 баллов. Решение задачи в виде согласования действий мальчика и девочки, например, Ваня кидает Соне вверх мяч, а та ловит и скатывает его - 1 балл. Решение задачи с созданием сюжета: действия приобретают смысл ролевой игры («кто точнее: ты кидаешь или я скатываю», «кто не упустит передачу») или правил игры – 2 балла. Если ребенок может предложить более одного решения – 3 балла.
Способность выстраивать совместный замысел общего дела или игры. (Организация действий)
3 класс
Придумай игру, в которой каждый может заниматься тем, чем хочет, но при этом все играют вместе. Придумай для них правила игры и запиши, кто что будет делать в этой игре.
Слава хочет катать машинку.
Вова хочет строить из кубиков
Ане нравится сажать цветы и деревья.
Решение задачи с созданием сюжета в этом варианте может быть игрой в «Застройку территории»: Слава привозит кубики, Вова строит из них домик, Аня украшает территорию – сажает цветы.
Способность выстраивать совместный замысел общего дела или игры. (Организация действий)
4 класс
Придумай игру, в которой каждый может заниматься тем, чем хочет, но при этом все играют вместе, и опиши ее.
Ваня хочет что-нибудь построить.
Семен хочет увидеть новые страны.
Федор хочет быть переводчиком.
Решение задачи с созданием сюжета в данном случае могут быть, например, следующими. «Путешествие»: Ваня строит, Семен едет в другие страны и рассказывает там о том, что построил Ваня, А Федор переводит его слова на другие языки.
Владение временными характеристиками планирования.
(Организация действий)
3 – 4 класс
У Алеши большая проблема: ему нужно отмыть парту от красок (это займет 10 минут) и выучить стихотворение (это тоже займет 10 минут). А времени у него – всего 15 минут. Как вы думаете, может ли он успеть сделать оба дела за 15 минут, оставшихся до начала урока? Если да, то как?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Распределение подзадач в коллективной деятельности, удержание подзадач и их согласованность
(Организация действий)
4 класс
Ученикам 4 класса предложили поучаствовать в конкурсе военных песен – спеть всем классом одну песню о войне и показать её инсценировку. Но учительница музыки вдруг заболела. Что ученики должны сделать сами, что бы через неделю они смогли поучаствовать в этом конкурсе? Напиши их действия по этапам.
____________________________________________________________________________________
Ребенок должен удержать три подзадачи для подготовки конкурса.
- распределение обязанностей: кто делает или отвечает за пение, музыкальное сопровождение и инсценировку (2 балла). За каждое выделенное дело, если не перечислены все три сразу (0,5 балла)
- Наличие плана действий (1балл)
Ребенок получает за все три дела и план 3 балла; за одно дело и план 1,5 балла; за два дела и план 2 балла. Четвероклассникам нужно написать не только последовательность нужных действий, но и учесть то, что достижение результата зависит от согласованного решения трех задач.
Параметры диагностики могут быть следующими:
1. Насколько ребенок представляет конечный продукт деятельности. Сам может представить и описать продукт, делает это по напоминанию, не может сделать даже с помощью взрослого.
2. Насколько ребенок удерживает параметры результата. Сам задает и оценивает критерии результата. Делает это по напоминанию и наводящим вопросам. Не может выделить критерии даже с помощью взрослого.
3. Может ли ребенок ставить задачу или ждет, когда задачу сформулирует кто-либо другой, а ему скажут, что надо делать.
4. Ребенок планирует свои действия. Планирует с помощью взрослого, восстанавливает пропущенные этапы по наводящим вопросам. Не планирует.
5. Форма представления плана. Ребенок может рассказать и записать, если требуется, план работы. Может изобразить план в рисунке. Ребенок применяет схематичные формы представления плана (схема, таблица и т.п.). Не владеет языком описания плана действий.
6. При планировании ребенок осуществляет подбор материала, инструментов. Ребенок может изменить план действий при изменении в материале или инструментах. Ребенок не обращает внимания на материал и инструменты и не учитывает их в плане.
7. Контроль действия с помощью плана. Ребенок не обращает внимания на план при работе. Ребенок может контролировать, на каком этапе работы в соответствии с планом находится. Ребенок может сформулировать, какой из этапов по плану вызвал затруднение, не позволяет продвигаться в работе, использует это понимание при обращении за помощью. Ребенок может в случае затруднения выявить причину трудности и провести коррекцию плана.
8. Ребенок не выделяет результат своей работы. Ребенок может оценить результативность по просьбе и с помощью взрослого. Ребенок самостоятельно определяет, достиг ли он результата и оценивает его качество.
9. Если не срабатывает старый способ действия, ребенок не обращает на это внимания. Ребенок понимает, что старым способом результат не достигается. Ребенок может сформулировать, в чем состоит трудность и почему старый способ не подходит. Ребенок после фиксации трудности начинает делать пробные действия. Другой уровень, если ребенок не просто совершает пробы, но и выделяет в них то, что приближает его к результату, а что отдаляет. Вершина этого параметра – ребенок может конструировать новый способ.
10. При планировании и реализации плана ребенок не учитывает временные параметры. Ребенок работает с учетом времени (минуты, часы, дни, недели и т.д.)
11. При планировании ребенок может выстраивать действия только последовательно. Ребенок может выделять подзадачи, которые можно делать одновременно. Ребенок планирует коллективно распределенную деятельность с несколькими векторами решения подзадач.
12. В коллективной деятельности ребенок не согласует интересы и цели с другими. Ребенок пытается предъявлять собственные цели и интересы и выяснять чужие. Ребенок может согласовать разные цели в единой деятельности.
13. В коллективной деятельности ребенок не может распределить между разными людьми подзадачи. Ребенок распределяет подзадачи по количеству присутствующих людей или по количеству подзадач (формально). Ребенок распределяет подзадачи между людьми с учетом их возможностей и способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников.
В комплекте «Начальная школа 21 века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Выполнение заданий педагогической диагностики тр...
Диагностика универсальных учебных действий
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные ...
Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе.
Материал содержит описание методик, использующихся для диагностики уровня развития УУД в начальной школе....
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...
Диагностика сформированности действия планирования у выпускников начальной школы
Умение составлять план, или планировать, одно из наиболее важных регулятивных универсальных действий, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена ныне действующими Ф...
Развитие способности организации действия в начальной школе
Способность организации действия обеспечивает осознанность замысла действия, наличие его плана, возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства, дает возможность оценить результат ...
Методы диагностики познавательных действий младших школьников
В методической разработке рассматриваются возможности диагностики познавательных действий детеей в процессе обучения в начальной школе. Характеризуются три основные познаватеьные действия при ре...