Педагогические разработки. "Развитие самосознания младших школьников".
методическая разработка
На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_formirovanie_samosoznaniya_mladshego_shkolnika.ppt | 633.5 КБ |
statya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие и формирование самосознания младшего школьника»
ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт общая культура духовно-нравственное развитие социальное развитие личностное развитие интеллект. развитие (самооценка) основа самостоятельная реализация учебной деятельности социальная успешность развитие творческих способностей саморазвитие самосовершенствование укрепление здоровья (формирование самооценки)
Особенности первой ступени общего образования ФГОС строится с учетом смена вида деят-сти новая соц. позиция новая соц. роль ученика формир. основ умения учиться изменение самооценки ребенка нравствен-ное развитие учебная потреб. в общении соц. признание самовыраж. внутр. познав. активность шк-ка сохр. цель план уч. деят. осущ. контроль и оценку взаимод-ие адекватность рефл-сть сотрудн-во межличн. отнош. гражд. мировоззр.
Планируемые результаты ФГОС метапредметные результаты личностные развитие мотивац-ой сферы индив.-личностная позиция соц. компетентность способность к саморазвитию формирование адекватной самооценки познавательные регулятивные коммуникативные
Этапы становления самооценки (по И. И. Чесноковой) 0 – 1 г. Я родился 1 – 3 г. Я есть 7 – 12 л. Какой я есть? 14 – 18 л. Я такой, какой я есть 3 – 7 л. Я есть и они есть 12 – 14 л. Кто я? >> Я-концепция >> индивид. существование ходьба, речь смена соц. статуса первичные межличн. отношения оформл. внутр. позиции Я оформление внутр. позиции школьника чувство компет-ти формиров. абстрактного мышления обобщение переживаний повышение импульсивности эмоциональный пик приоритет общения межличн. отнош. половое созревание процесс самоопределения оформление внутренней позиции (в будущем)
Система формирования адекватной самооценки формирования адекватной самооценки создание ситуации выбора организация продуктивной деятельности в самооценивании создание ситуации успеха консультирование Психолого-педагогическое направление р е ф л е к с и я работа в зоне ближайшего развития и построение перспективы формирование адекватного уровня притязаний
Формирование адекватной самооценк и работа в зоне ближайшего развития и построение перспективы формирование адекватного уровня притязаний создание ситуации выбора организация продуктивной деятельности в самооценивании создание ситуации успеха урок-консультирование Учет индивидуальных особенностей личности ребёнка определение критериев оценки будущей деятельности (РО) дифференцированные задания (РО) «доска-выручалочка» Взаимоопрос «Знайчонок» рефлексивные сочинения (РО) взаимооценивание («линейка оценки») (РО) «доска помощников» «доска открытий» (РО) учитель-консультант ученик-консультант взаимопомощь р е ф л е к с и я
«Диагностический инструментарий » Методика Дембо – Рубинштейна Методика Захаровой А. В. Методика Куна Методика «Лесенка»
Средства развития самооценки: упражнения, задания, интерактивные методики. Упражнения и задания : « Волшебный стул», «Назови свои сильные стороны», «Зайки и слоники», «Подари камешек».
Интерактивные методики: «Круг радости» «Минутка тишины» «Наедине с собой» «Чтение» «Рассказ учителя» «Побеседуем» «Цитата урока» «Игра» «Творческая работа»
Каковы преимущества интерактивных методик обучения? пробуждают у обучающихся интерес; поощряют активное участие каждого в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению учебного материала; оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); формируют у обучающихся мнения и отношения; формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения.
«Свет мой, зеркальце, скажи…» 1 часть - «Кто я такой?» (мое рождение, дни моей жизни, дом в котором я живу). 2 часть «Я — ученик» (распорядок дня, интересы, что я люблю, что не люблю, что я могу, что хочу узнать). 3 часть «Как я живу рядом с другими?» (мои питомцы, класс, друзья). 4 часть «Мое будущее» (мои мечты, чувства, кем я хочу стать).
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Развитие и формирование самосознания в младшем школьном возрасте.
На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознание решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы. Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В этом возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В младшем возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития. Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение младшего школьного возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону). Этот период считается сензетивным для возникновения самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубинштейну, процесс формирования самосознания протекает “ от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для младшего школьника все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом”. Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований.
Проблема развития самосознания является первостепенной задачей и современного образования, что подтверждается реализацией требований ФГОС.
Одним из составляющих направлений ФГОС является личностное развитие младшего школьника. В основе самостоятельной реализации учебной деятельности лежит саморазвитие, самосовершенствование, а это значит, на первый план развития выходит формирование самооценки: адекватность, рефлексивность. Ожидаемые результаты ФГОСа – метапредметные, познавательные и личностные. Личностные включают в себя:
- развитие мотивационной сферы
- индивидуально-личностная позиция
- социальная компетентность
- способность к саморазвитию
- формирование адекватной самооценки.
При формировании самооценки важно учитывать следующие условия (работа в зоне ближайшего развития и построение перспективы, формирование адекватного уровня притязаний, создание ситуации выбора, создание ситуации успеха, организация продуктивной деятельности в самооценивании, урок-консультирование).
Педагог может использование следующих приемов (Учет индивидуальных особенностей личности ребёнка, определение критериев оценки будущей деятельности (РО), дифференцированные задания (РО), «доска помощников», доска открытий (РО), «доска-выручалочка», взаимоопрос «Зайчонок», рефлексивные сочинения (РО), взаимооценивание («линейка оценки»), учитель-консультант, ученик-консультант, взаимопомощь).
Результатом такой работы будет формирование рефлексии, как одного из главных новообразования младшего школьника.
На наш взгляд важно знать практику организации деятельности учителя по развитию и формированию самосознания младшего школьника. Практика включает в себя, в первую очередь, владение педагогом приемами и методами диагностики по определению особенностей самооценки младшего школьника (когнитивную сторону).
Диагностическая деятельность помогает учителю выявить, осмыслить особенности внутреннего мира ученика, признать и позволить реализовать его неповторимость и уникальность, и принять его как ценность.
Средствами развития самооценки младших школьников могут быть, по нашему мнению: упражнения, задания, интерактивные методики. Использование современных интерактивных методик дают следующие преимущества: пробуждают у обучающихся интерес, поощряют активное участие каждого в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению учебного материала.
Дополнением к решению данной проблемы может быть, на наш взгляд, использование рабочего блокнота, например «Свет мой, зеркальце, скажи…» который способствует формированию адекватной самооценки, повышает уверенность детей в себе, развивает способность видеть в себе «хорошее», формирует коммуникативные навыки, развивать способность позитивного отношения к людям.
В заключении хотелось бы сказать, что специальное построение продуктивной, творческой учебной деятельности, базирующейся на основе сотрудничества ученика с учителем, другими учениками и самим собой, способствует развитию самосознания и оказывает влияние на идентификацию личности не только ребенка, но и педагога, приводя к перестройке личностные позиции учителя, ученика и их самосознания, обеспечивая способность взрослого профессионала к диалогу, к эмпатии и уважению личности ученика. А у ученика обеспечит способность к уважению личности учителя, других взрослых, способность участвовать в совместном решении учебно-познавательных, продуктивных и творческих задач, проявлять внутреннюю и внешнюю рефлексию в умении взаимодействовать с другими людьми, т. е. учитывать позицию другого и давать адекватную оценку самому себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников"
Педпроект по теме "Экологическое воспитание младших школьников"...
Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности
В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...
Самосознание младшего школьника
Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случая...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"
Методическая разработка...
- Мне нравится (1)