Методическая разработка "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"
методическая разработка (1 класс)

Тестова Юлия Александровна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Развитие творческих способностей                                                 младших школьников во внеурочное время»

                                         

Введение ------------------------------------------------------     3-4

Цели и задачи

     1.2. Ожидаемые результаты

Основная часть------------------------------------------------     6-12

 Теория

  Контрольно-оценочный блок

 Условия формирования творческих способностей

Заключение------------------------------------------------------    12-13

Список литературы--------------------------------------------     14                                                            

 

 Введение.

  С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной деятельности младших школьников.

Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам,  потребностям и способностям школьников. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.                                                                                  

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося.

     Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей.                                                                                

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.                                                    

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно - ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.                                                                       Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.                                                                                                  

Цели:                                                                                       

Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.                                                                                                            Задачи:

усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Ожидаемые результаты.                                                                                         

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно:                    - овладевают системой знаний  практических умений и навыков, предусмотренных  не только школьной программой, но и за ее рамками; - участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески;                                                                                                                     - возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности; формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.    

 Выпускник  современной школы должен обладать определенными качествами личности:  

                                                                                                                              -  гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;                                                                                                                              

-  грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;                                                        

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи;                        

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;                                                                                          

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.      

  Основная часть.                                                                       

Приступая к работе  над  данной темой, необходимо изучить работы выдающихся педагогов и психологов;  познакомиться с результатами психолого-педагогических исследований  П. Я. Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А. З. Зака «Методы развития способностей», Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л. Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.                                                                                                Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Работы В. А. Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и Н. И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» определили мою дальнейшую работу с учащимися.                                                                                          

         Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.                                                                                                  

         В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

                  Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы  в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.                                                                                                          

        Анализ результатов  диагностики  развития творческих  способностей младших школьников осуществляется через систему творческих заданий, что позволит:                                                                                                                        

- сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;                                                          

-  рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;                                                                          

- предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;                                                          

- сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.

   Провести контроль и оценивание деятельности учащихся можно, составив следующий план работы во внеурочной деятельности.                                                                                

1. Школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, история)- в течение года.

2. Всероссийские интернет-олимпиады, марафоны.                                                        

3. Исследовательские работы.                                                                                            

4. Районные творческие конкурсы (рисунки, фотоискусство, литературное творчество)- в течение года                                                                                                

5. Творческие работы к  урокам.                                                                                

6. Участие в школьных мероприятиях - в течение года.                                          

7. Занятия по интересам (кружки, секции) - в течение года                                          

8.Школьные «Веселые старты» - в течение года                                                  

          Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:                                                                                                      

- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;                                                                                                                              - реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;                                                                                                  

- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;                                                                                                          

- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;                                                                                                                               - экскурсии, наблюдения;                                                                                                    

- творческие мастерские.                                                                                                

        Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:                                                      

проблемные уроки, уроки - игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок - творческий отчет, урок-проект- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности. Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями  и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными детьми.

       Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, выполняют различные творческие работы.                                                                                      

       Большая работа должна проводиться среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д. Совместно с родителями помочь ученику достичь поставленных целей. С каждым годом количество желающих участвовать в конкурсах, я уверена, увеличится и повысится результативность.                                                                                                                                                                                                                                              Условия формирования творческих способностей.                                          

1.Санитарно-гигиенические условия к осуществлению учебно-воспитательного процесса в ОУ соответствуют требованиям                       СанПин 2.4.2. 2821– 10                                                                                                                                       

Продолжительность урока:                                                                                              

в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);

во 2-4 классах – 40 минут (по решению          общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

в 1 классе – 33 учебные недели;

во 2-4 классах – 34 учебные недели.                                                  

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).                                                                    

     Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся    определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;

внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.                                                                              

2. Успешность организации внеурочной деятельности во многом зависит от ресурсного обеспечения.                                                                          

Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение. Субъектами внеурочной деятельности в нашей школе являются классные руководители, педагог - организатор воспитательной работы, учитель физической культуры. Если оглянуться на 2-3 года назад, можно отметить, что в школе были организованы такие кружки, как «Театр в школе», «Бисероплетение», «Изостудия», в которых работали учителя – специалисты. В настоящее время существует только спортивная секция. Все это было отменено в связи с финансовыми проблемами оплаты за работу в кружках. Вся работа проходит в классе или спортзале.                                                                  

       Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению современных  и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. В нашей школе на каждый класс в начальной школе выделен один ноутбук. Их арсенал должен пополняться компьютерными

информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся. Имею диплом участника общероссийского проекта «Школа цифрового века».                                                                                          

         Наверное, потребуется появление нового элемента организационно-управленческого ресурса – введение должности координатора (диспетчера) внеурочной деятельности, основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеурочных занятиях.  

          Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений,  как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.      

           3. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при    создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.                                                                                              Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».            

 Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.                                                                                            

    Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.                                                                                                      

           Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.                                                                            

Заключение.                                                                                                                           

           Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

  Педагогическая поддержка выступает  как процесс:

 - взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации;                                                            

- формирующий эмоционально - волевую сферу;                                                          

- стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

           В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности  нуждаются в поддержке и в развитии.                                                      

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.                                                                                                                Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.                                                                                                  

Список литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации  под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001

Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009

Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е.Н.Степанов - Завуч начальной школы №6/2011

Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей  учащихся», 2007 г.                                                                                                                                          

Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.2. 2821– 10. от 29 декабря 2010 г. № 189


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю  внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея­тел...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"

Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...