Методическая разработка "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"
методическая разработка (1 класс)
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.doc | 82.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время»
Введение ------------------------------------------------------ 3-4
Цели и задачи
1.2. Ожидаемые результаты
Основная часть------------------------------------------------ 6-12
Теория
Контрольно-оценочный блок
Условия формирования творческих способностей
Заключение------------------------------------------------------ 12-13
Список литературы-------------------------------------------- 14
Введение.
С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников.
Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося.
Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно - ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей. Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.
Цели:
Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций. Задачи:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Ожидаемые результаты.
Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно: - овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками; - участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески; - возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности; формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.
Основная часть.
Приступая к работе над данной темой, необходимо изучить работы выдающихся педагогов и психологов; познакомиться с результатами психолого-педагогических исследований П. Я. Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А. З. Зака «Методы развития способностей», Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л. Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.
Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке. Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Работы В. А. Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и Н. И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» определили мою дальнейшую работу с учащимися.
Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.
Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществляется через систему творческих заданий, что позволит:
- сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;
- рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;
- предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
- сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.
Провести контроль и оценивание деятельности учащихся можно, составив следующий план работы во внеурочной деятельности.
1. Школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, история)- в течение года.
2. Всероссийские интернет-олимпиады, марафоны.
3. Исследовательские работы.
4. Районные творческие конкурсы (рисунки, фотоискусство, литературное творчество)- в течение года
5. Творческие работы к урокам.
6. Участие в школьных мероприятиях - в течение года.
7. Занятия по интересам (кружки, секции) - в течение года
8.Школьные «Веселые старты» - в течение года
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений; - реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время; - экскурсии, наблюдения;
- творческие мастерские.
Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:
проблемные уроки, уроки - игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок - творческий отчет, урок-проект- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности. Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными детьми.
Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, выполняют различные творческие работы.
Большая работа должна проводиться среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д. Совместно с родителями помочь ученику достичь поставленных целей. С каждым годом количество желающих участвовать в конкурсах, я уверена, увеличится и повысится результативность. Условия формирования творческих способностей.
1.Санитарно-гигиенические условия к осуществлению учебно-воспитательного процесса в ОУ соответствуют требованиям СанПин 2.4.2. 2821– 10
Продолжительность урока:
в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2-4 классах – 40 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
2. Успешность организации внеурочной деятельности во многом зависит от ресурсного обеспечения.
Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение. Субъектами внеурочной деятельности в нашей школе являются классные руководители, педагог - организатор воспитательной работы, учитель физической культуры. Если оглянуться на 2-3 года назад, можно отметить, что в школе были организованы такие кружки, как «Театр в школе», «Бисероплетение», «Изостудия», в которых работали учителя – специалисты. В настоящее время существует только спортивная секция. Все это было отменено в связи с финансовыми проблемами оплаты за работу в кружках. Вся работа проходит в классе или спортзале.
Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. В нашей школе на каждый класс в начальной школе выделен один ноутбук. Их арсенал должен пополняться компьютерными
информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся. Имею диплом участника общероссийского проекта «Школа цифрового века».
Наверное, потребуется появление нового элемента организационно-управленческого ресурса – введение должности координатора (диспетчера) внеурочной деятельности, основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеурочных занятиях.
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
3. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Заключение.
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Педагогическая поддержка выступает как процесс:
- взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации;
- формирующий эмоционально - волевую сферу;
- стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.
В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.
Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009
Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е.Н.Степанов - Завуч начальной школы №6/2011
Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.
Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2. 2821– 10. от 29 декабря 2010 г. № 189
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС
С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятел...
Реферат на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»
ПланI. Актуализация темы.II. Условие в...
«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»
Публичное выступление...
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время
из опыта работы...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"
Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера...
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...