Исследовательская работа ученика 4 класса " Цвет зеркало души"
творческая работа учащихся (4 класс)

Мотова Юлия Николаевна

Выяснить, как можно повлиять на состояние человека с помощью цвета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_tsvet_zerkalo_dushi.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная учебно-практическая конференция

ЦВЕТ – ЗЕРКАЛО ДУШИ

                                                          Автор:

Емцов Александр Александрович,

4 «А» класс,

МБОУ СОШ № 36

г. Мурманск

Научный руководитель:

Мотова Юлия Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 36

г. Мурманск

г. Мурманск

                       2019 г.

Цвет – зеркало души

Краткая аннотация.

«Каждый Охотник Желает Знать, где Сидит Фазан» - с помощью этой классической фразы мы еще в раннем детстве успешно запоминали основные цвета солнечного  спектра. Ведь вся эта цветовая гамма всегда много значила для психологии человека, зачастую определяя его душевный настрой и создавая психологический комфорт. Степень влияния цвета на человека настолько велика, что он может воздействовать на работоспособность, эмоции, внимание.

        Я выбрал эту тему, потому что в наши дни очень важно, какой психологический климат в коллективе, семье, обществе. Необходимо, чтобы человек мог жить в изменяющемся мире, понимая себя и тех, кто его окружает.

        В результате проведенных экспериментов, я изучил воздействие белого цвета на человека и с помощью цветового выбора – эмоциональное состояние одноклассников.

Аннотация.

Цель: Выяснить, как можно повлиять на состояние человека с помощью цвета.

Задачи:

1.        Познакомиться с методикой «Цветные дети», тестом Люшера.

2.        Выяснить, как цветовое решение влияет на состояние человека.

3.        Использовать результаты исследований в общении.

Методы исследования:

1.        Эксперимент.

2.        Анализ проведенного эксперимента.

Выводы: В ходе эксперимента я получил следующие результаты:

1.        Белый цвет ассоциируется с чистотой, совершенством.

2.        Цветовой выбор одноклассников подтверждает мои предположения о характере и эмоциональном состоянии ребят.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...                5

1. Цвет – зеркало души……………………………………………………....                6

2. «Оранжевое» настроение или «цветные» дети…………………………                10

Заключение…………………………………………………………………...                12

Библиографический список…………………………………………………                13

Приложения…………………………………………………………………..                14

Введение.

Мы живем в окружении природы. Видим красоту облаков и звездного неба, моря и гор. Все это – естественная среда, «дизайнером которой был сам Творец.

        Цвет – это жизнь, ведь мир без красок представляется нам мертвым. По преданию, первым человеком, увидевшим радугу, был Ной. После пугавших его грома и молний появление разноцветной радуги послужило ему обещанием, что все неприятности позади. Видимо, Бог создал эту гигантскую разноцветную арку, как обещание, что в будущем все будет хорошо.

        Цвет в истории всегда активно использовался как средство эмоционального воздействия на человека, что способствовало выработке определенных цветовых символов в разных культурах. Цветовые символы наиболее ярко проявились в архитектуре, в моде. Та или иная цветовая символика складывалась в зависимости от цветовых предпочтений, вырабатываемых на основе контрактов человека с природной средой.

        Установлено, что до 90% информации человек получает через органы зрения. Во время зрительного восприятия пространства он испытывает ощущение цвета. При этом цвет вызывает различный эмоциональный настрой: спокойствие, радость, возбуждение, угнетение. Таким образом, наши цветовые пристрастия зависят от многого – возраста, настроения, сезона, погоды, от изменений в нашем характере, наконец, от моды. Поэтому и существует пословица: «На вкус и цвет товарища нет». Но одно остается неоспоримым: цвет обладает мощнейшей энергией и символикой, у него есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая влияет на нас: радует, успокаивает, подбадривает, шокирует, может вызвать или подавить желание работать и даже любить.

Цвет играет огромную роль в жизнедеятельности человека.

1. Цвет – зеркало души

        С точки зрения психологов, не столь важно, есть цвет или существуют лишь разные проявления света. Важно другое: мы узнаем окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким видим, слышим, ощущаем его. А мы видим его многоцветным, по-разному реагируем на те цвета, в которые он разукрашен.

        Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или погружают в печаль.

        Для наблюдательного человека, каким я стараюсь быть, информацию о человеке, его характере и проблемах может дать любая мелочь: предметы, которые его окружают, домашние животные, и, конечно, любимый цвет.

        С доисторических времен люди старались украсить свое жилище, одежду и самих себя с помощью природных красок. И неспроста! Оказывается, цвет способен улучшить не только настроение, но и самочувствие. Сегодня загадочные и порой необъяснимые свойства цвета перестали быть тайной.

        Лечебные качества цвета были известны с древности. Цветотерапию применяли в Египте, Индии и Китае. В средневековье в Европе детей заворачивали в платки красного цвета, чтобы вылечить от кори. А с легочными заболеваниями уже в наше время боролись широко известными синими лампами. Люди бессознательно ощущают магию цвета. В зависимости от цвета окружающей среды меняются и температура тела, и сердечные ритмы.

Подметив это, швейцарский профессор Макс Люшер разработал свой знаменитый цветовой тест (приложение II). Он обнаружил, что по тому, какие цвета человеку нравятся, можно не только узнать многое о его характере. Но и выявить возможные проблемы со здоровьем. Для быстрой диагностики Люшер выбрал всего восемь цветов: синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, и черный.

На языке цветов серый символизирует рутину, заботы и бедность. По Люшеру, если человек одевается в серое, то он словно говорит окружающим: «Не берите меня в расчет, меня нет». Коричневый предпочитают люди, мечтающие о счастливом домашнем очаге и семейном спокойствии. Элегантность черного не подлежит сомнению. Однако упрямый профессор считает, что любители черного цвета в повседневной жизни нерешительны, испытывают страх перед угрозой, стараясь скрыть и то и другое. Так что маленькое черное платье стоит приберечь для серьезных мероприятий и обращаться к жизнерадостной радужной гамме, тем более что с ее помощью можно воздействовать на окружающих.

Самый активный цвет – красный. Он действует на человека исключительно возбуждающе – давление повышается, пульс становится чаще. Так что. Если хочется обратить на себя внимание, - смело одевайтесь в красное.

Близкий к красному оранжевый цвет несет меньше агрессии и способен пробуждать радостные эмоции. Однажды Мадонна, обнаружившая в гостиничном номере белые стены, немедленно потребовала перекрасить их в оранжевый цвет, необходимый ей для занятий йогой. Оранжевый, действительно, является хорошей энергетической подпиткой.

При разглядывании синего цвета у человека наступает успокоение, снимается стресс. Синий свет ускоряет заживление ран, хорошо действует на глазные нервы. По Люшеру, те, кто стремится к гармонии в отношениях между людьми и спокойствию, выбирают синий цвет. Люшер утверждает, что отвергать синий цвет могут только люди, находящиеся в состоянии возбуждения и подсознательно не позволяющие себе расслабиться.

Слияние красного и синего цветов дает фиолетовый, означающий жертвенность. Фиолетовый цвет выражает острую потребность во внимании, опеке. Дети до трех лет часто отдают предпочтение фиолетовому. Так что, если человек настойчиво предпочитает фиолетовую гамму, возможно, он нуждается в поддержке.

Желтый цвет ассоциируется с будущим и состоянием свободы. Человек, отдающий предпочтение желтому цвету, надеется на счастье и разрешение всех своих проблем. Желтый возбуждает моторику, стимулирует воображение и к тому же практически не надоедает. Трудно поверить, но чудодейственный желтый в сочетании с бледно-зеленым способен уменьшить страх пациента в зубном кабинете!

От смешения желтого цвета с синим получается зеленый, самый статичный из всех цветов. Бледно-зеленый цвет – превосходное средство против бессонницы. Зеленый хорошо успокаивает чувствительных людей. Его используют для лечения невралгии и переутомления. Замечено, что люди экстравагантные находят зеленый цвет несимпатичным. Интуиция их не подводит: классический зеленый настолько притормаживает умственные процессы и рассеивает внимание, что в некоторых странах запрещено окрашивать школьные классы в этот цвет.

Мозг каждого из нас не только «созидатель»  цвета, но и его подчиненный. По исследованиям ученых, человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека даже с завязанными глазами учащается пульс, в желтой – становится нормальным, а в синей – замедляется.

Люди настолько поверили в силу цвета, что используют разные хитрости даже в оформлении родильных домов. Немецкие ученые установили, что, если младенец сразу после рождения находится в палате с зелеными и красными стенами, а потом дома в комнате с розовым потолком и желтыми оконными рамами, он в первый год жизни болеет на 40 процентов реже, чем другие дети.

Белый цвет занимает особое  место. Он является символом совершенства, простоты, воздушности, прозрения, святости. Белые одежды означают чистоту. Белый ассоциируется с жизнью любовью. Во многих странах существует традиция окрашивать стены белым цветом, что связывается с реализацией солнечного дневного  света. Ведь недаром в народе день назван белым.

Я решил исследовать воздействие белого цвета на ребят своего класса. После урока технологии ребята, выкидывая бумагу в урну, очень часто попадают мимо.

Я провел такой эксперимент: одну урну я поставил на лист белой бумаги, другую на пол (Приложение III).

Около урны, которая стояла на белой бумаге, было гораздо чище, чем около другой урны. Все старались более аккуратно бросить бумагу, чтобы не попасть на белое.

То есть можно предположить, что если на улице урна будет стоять на белом круге, то люди будут стараться как можно аккуратнее бросать в нее мусор, а это поможет сохранить наш город чистым.

Предлагаю связаться с руководителем предприятий, ответственных за чистоту в городе, и рассказать им о данном исследовании.

Также о влиянии белого цвета на человека доказывает еще один эксперимент, который я провел в классе. В кабинете над раковиной я повесил два полотенца: одно белое, другое темно-серого цвета (приложение IV). Ребята часто моют руки после ответов у доски, уроков технологии и уроков изобразительного искусства (приложение V).

Что я заметил: белое осталось чистым, им пользуются реже. Большинство ребят старались вытирать руки темным полотенцем. Таким образом, я сделал вывод: белый ассоциируется с чистотой, с совершенством.

2. «Оранжевое» настроение или «цветные» дети

При рассмотрении влияния цвета на состояние человека, его, я изучил работу «О цвете и красках» Алексеева С.С. «Справочник начинающего дизайнера» Грожан Д.В.

На основе полученных знаний, с помощью методики «Цветные дети» по цветам, которые чаще всего используют в рисунках ребята, можно определить особенности характера, реакцию на жизненные ситуации, эмоциональный климат в семье, спрогнозировать, каким вырастет человек.

Я провел эксперимент.

Ребятам своего класса я предложил нарисовать любимую игрушку. Рисовать можно было красками, карандашами или фломастерами (приложениеVI). По цветовому колориту, который выбрали ребята, я выяснил эмоциональное состояние одноклассников (приложение VII).

В ходе эксперимента я определил ( приложение VIII):

- Красный цвет выбрали ребят 19%. Цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти ребята открыты и активны. У них высокая работоспособность, огромное стремление добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.

        - Желтый цвет выбрали также 19% ребят. «Желтый» ребенок – мечтатель, фантазер, шутник, сказочник. Отдает предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что то надеяться, стремиться жить будущим.

        - Оранжевый цвет  также выбрали 19% ребят. Цвет эмоций (сочетание «красного» и «желтого» ребенка). Ребята, выбравшие этот цвет, эмоциональны. Им необходимо создать условия для выхода энергии и чувств.

        - Зеленый цвет выбрали 19% ребят. Это ребята, которые считают себя заброшенными. Чтобы ребенок не вырос в «зеленую» личность, в нем необходимо развивать творческие способности и интерес.

- Синий цвет выбрали 5 % ребят. «Синие» дети – полная противоположность красным. Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом и наоборот. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь и обстоятельно.

        - Коричневый цвет выбрали 9% ребят. «Коричневые» дети создают свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности.

- Фиолетовый цвет выбрали 5% ребят. На языке цвета фиолетовый означает тайну. «Фиолетовые» дети артистичны, очень чувствительны. Нуждаются в поддержке и поощрении.

        - Пастельные тона выбрали 5% ребят. Это робкие, нежные, беззащитные дети, зависящие от окружающих.

Заключение

        Детский коллектив – это маленькая страна, в которой мы строим свою жизнь, чтобы каждый чувствовал необходимость другого. Результаты моего исследования подтвердили правильность распределения поручений в нашем классе.

        Все ребята, которые выбрали красный, желтый цвет являются лидерами, составляют актив класса. Проявляют инициативу, самостоятельность, ответственность. Других ребят необходимо привлекать к активной жизни класса и школы, чтобы они не чувствовали себя одинокими. Научная работа помогла мне по-другому смотреть на поведение моих друзей и объяснить их поступки. Сейчас в своем общении я стараюсь реализовать полученную информацию о каждом однокласснике.

        Но со временем  цветовые пристрастия могут меняться, например, в жизни  одного и того же человека может смениться несколько достаточно продолжительных цветовых периодов. Это зависит от возраста, ситуаций, образа жизни.

        Но совершено точно, что цвет способен формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние.

        Предлагаю использовать свою работу классным руководителем при изучении своих коллективов, ребятам при выборе органов самоуправления.

Список литературы

1. Алексеев С.С. О цвете и красках – М.: Искусство, 1964 г.;

2. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера – Ростов на Дону: Феликс, 2005г.;

3. Маракулина Л.В. Искусство цвета -  Мурманск, 2004 г.;

4. Собчик Л.Н. Модифицированный восьми цветовой тест Люшера. – Спб: Речь, 2001г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Помним" исследовательская работа учеников 2 класса

Данная презентация о ветеранах войны, которые являются прадедами учеников моего 2 «В» класса. Мы хотим рассказать об их жизни, так как помним их и гордимся ими....

"Труженники тыла" исследовательская работа учеников 2 класса

Эта презентации о Зайцевой Екатерине Егоровне. Она жительница Новосибирска. Является труженицей тыла. В нынешнее время активно помогает ветеранам труда. Её жизнь заинтересовала нас и Екатерина Его...

Могут ли дружить мальчик и девочка? Исследовательская работа ученика 2 класса Горшкова Алексея

Можно ли мальчику дружить с девочкой? Странно и обидно, не некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, з...

Муравьи как домашние питомцы. Исследовательская работа ученика 5 класса Ананьева Георгия

Мы привыкли видеть домашними питомцами кошек, собак, хомяков и попугаев. А муравьев, маленьких суетливых трудяг в лесу или "отвратительных рыжиков" в квартире, мы не замечаем.Но для меня мур...

Исследовательская работа Мухаметова Рената "Человек широкой души. Из серии: Жизнь замечательных людей"

История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучениеих деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город богат интересным...

«Фабрика зелёного листа». Исследовательская работа ученика 3 класса МОУ СОШ п. Салми Соколова Евгения.

Показана скрытая от наших глаз великая роль растений в поддержании жизни на Земле. Частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище, являются комнатные растения. Они  укр...

Исследовательская работа ученика 3 класса по теме: «Компьютер:вред или польза?»

Мсследовательская работа по теме: "Здоровье". В ней отражена  тема : Компьютер - вред или польза?"...