Статья "Методы психологической диагностики лидерских качеств младших школьников"
статья
Статья знакомит с наиболее доступными для учителя методами психодиагностики лидерских качеств младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_statya.docx | 202.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы психологической диагностики лидерских качеств младших школьников
Одним из важнейших элементов в осуществлении тренинговой работы является психодиагностическая деятельность. В психологической науке термин «психодиагностика» имеет несколько значений.
Одно из значений определяет психологическую диагностику следующим образом:
Психологическая диагностика (от греч. Diagnostikos – способный распознавать) – «специальная область психологических знаний, касающихся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств» [1, с. 7].
В этом значении психодиагностика рассматривается как наука, которая призвана решать теоретические вопросы: изучение природы психологических явлений и возможности их научной оценки, определение требований и условий проведения к различным психодиагностикам, разработка диагностик.
Второе значение определяет психодиагностику так:
Психологическая диагностика – специфическая сфера деятельности психолога, связанная с практической постановкой психологического диагноза.
В этом значении психодиагностика призвана решить сугубо практические вопросы, связанные с ее организацией и проведением.
Психодиагностическая практика в школе необходима для оценивания степени развитости психологических свойств учащихся.
Психологическая диагностика лидерских качеств младших школьников направлена на обследование, измерение индивидуально-психологических свойств личности.
При психодиагностике младших школьников необходимо учитывать их интеллектуальные и моральные особенности. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику, необходимо удостовериться в том, что она интеллектуально доступна детям и одновременно не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень личностного развития.
Предлагаемая в данном параграфе система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня личностного развития младших школьников. Все психодиагностики можно разделить на две группы: диагностика личностных качеств и диагностика межличностных отношений. Используя данные методики, можно в достаточной мере определить эффективность тренинговой работы, так как они помогают выяснить склонности детей, уровень сформированности тех или иных качеств.
Среди методик психодиагностики личностных качеств используем следующие:
- анкета для родителей;
- анкета для учителей;
- определение самооценки;
- краткая психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур;
- тест «Знаете ли вы себя?»
Среди методик психодиагностики межличностных отношений используем социометрию.
Дадим краткую характеристику каждой психологической диагностике.
Анкета для родителей (см. Приложение 1) представляет собой вопросник, предназначенный для оценивания коммуникативных качеств личности младших школьников, а также их взаимоотношения с окружающими людьми. Данная анкета состоит из девятнадцати пунктов-вопросов, каждый из которых соответствует определенному качеству личности (см. Приложение 2). Работая с анкетой, необходимо в каждом пункте выбрать один из подходящих ответов, отмеченных строчными буквами.
Степень развитости коммуникативного качества личности младшего школьника по анкете определяется при помощи шкалы, которая определяет соответствие пункты-вопросы и оценки в десятибалльной системе:
10 баллов – выбор для ответа пункта «а»
5 баллов – выбор для ответа пункта «б»
1 балл – выбор для ответа пункта «в»
Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на восемнадцать получается средняя оценка степени развитости всех коммуникативных качеств личности и межличностных отношений младшего школьника. Далее следует высчитать средний балл по классу. Соответственно, чем выше средняя оценка, тем выше степень развитости данных качеств личности.
Анкета для учителей (см. Приложение 3) также помогает определить индивидуальные особенности младшего школьника. Данная анкета включает в себя три раздела:
1 – общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях)
2 – проявление личностных качеств в поведении ребенка ( направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, отношение окружающих)
3 – особенности эмоций.
Заполнение данной анкеты строится следующим образом: в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, необходимо подчеркнуть присущую ребенку степень выраженности этого качества.
Определение самооценки (см. Приложение 4) проводится следующим образом: детям предлагается список слов, характеризующий отдельные качества человека. Прочитав весь список, дети должны составить ряд качеств, присущих, по их мнению, идеальному человеку (не более 20 слов), затем отмечаются только те качества, которые, по мнению ребенка, ему присущи. При определении результатов необходимо подсчитать количество выбранных черт и разделить это число на общее количество слов в соответствующем ряду идеала. Шкала идеала выражает самооценку. Результаты анализируются следующим образом:
0 – 0,4 заниженная самооценка;
0,5 нормальная самооценка;
0,6 – 1 высокая самооценка.
Краткая психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур. Ребенку предлагается выбрать одну из четырех геометрических фигур, которая наиболее всего ему подходит.
Квадрат. Характерно трудолюбие, усердие, упорство, чрезвычайная внимательность к деталям, аккуратность, порядок, соблюдение правил, «квадраты» любят заведенный порядок, затрудняются самостоятельно принимать важные решения, эмоционально сухи, что мешает устанавливать контакты с людьми.
Треугольник. Символизирует лидерство. Характерна энергичность, уверенность, эгоцентризм, потребность управлять положением дел.
Круг. Характеризует замкнутость, сосредоточенность на самом себе, заинтересованность в хороших межличностных отношениях, робость, нерешительность. «Круги» обладают высокой чувствительностью, хорошо развитой эмпатией.
Зигзаг. Символизирует открытость, креативность, творчество, экспрессивность, способность мотивировать окружающих.
Тест «Знаете ли вы себя?» (см. Приложение 5) Данная методика позволяет выявить уровень влияния окружающих на поведение ребенка. Детям предлагается внимательно рассмотреть 16 символов, которые собраны в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы следует выбрать по одному символу, который лучше всего передает данное состояние.
Каждому символу соответствует определенное количество баллов. Суммируя их можно определить уровень влияния окружающих на личность ребенка.
0 – 13 поведение полностью зависит от окружающих;
14 – 20 окружающим сложно повлиять на поведение;
21 – 27 легко поддается влиянию окружающих;
28 – 34 может оказать «сопротивление» влиянию со стороны окружающих, но может и «сдаться»;
35 – 40 не поддается влиянию окружающих.
Социометрия (см. Приложение 6) позволяет выявить межличностные отношения в коллективе по двум типам связей: эмоциональные и деловые. Детям предлагается ряд вопросов, при ответе на которые необходимо осуществить выбор одноклассников, соблюдая последовательность: в первую очередь, во вторую, в третью. При обработке результатов может составляться таблица и социограмма. Такая схема представления результатов наглядно представляет отношения в коллективе, показывает формальных и неформальных лидеров, определяет пренебрегаемых и изолированных детей.
Таким образом, использование различных психодиагностик лидерских качеств младших школьников позволяют определить динамику процесса формирования данных качеств.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Данная анкета поможет нам определить уровень сформированности коммуникативных качеств Вашего ребенка. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который вам кажется более подходящий вашему ребенку.
- Фамилия, имя ребенка ________________________________________
- Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?
а) очень,
б) не очень,
в) совершенно замкнутый.
- Общителен ли ваш ребенок с детьми?
а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,
б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,
в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.
- Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:
а) с детьми старше себя по возрасту,
б) с ровесниками,
в) с более младшими детьми.
- Как ведет себя ваш ребенок в игре?
а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,
б)одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли,
в)чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.
- Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?
а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,
б)часто конфликтует.
- Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?
а) охотно делится,
б) иногда делится, иногда нет,
в) не делится.
- Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?
а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь,
б) иногда сочувствует, иногда нет,
в) почти никогда не сочувствует.
- Обижает ли ваш ребенок других детей?
а) часто обижает,
б) иногда обижает,
в) никогда не обижает.
- Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?
а) часто,
б) иногда,
в) никогда.
- Обидчив ли ваш ребенок?
а) очень обидчив,
б) иногда обидчив,
в) не обидчив.
- Справедлив ли ваш ребенок?
а) всегда справедлив,
б) иногда справедлив, иногда нет,
в) чаще всего не справедлив.
- Всегда ли ваш ребенок говорит правду?
а) всегда,
б) иногда говорит, иногда нет,
в) чаще обманывает и говорит неправду.
- Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?
а) всегда,
б) иногда.
в) почти никогда не ведет себя вежливо.
- Всегда ли ваш ребенок послушен?
а) всегда,
б) иногда послушен, иногда нет,
в) почти никогда не бывает послушным.
- Самостоятелен ли ваш ребенок?
а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,
б) иногда самостоятелен, иногда нет,
в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие.
- Настойчив ли ваш ребенок?
а) всегда очень настойчив и старается дело доводить до конца,
б) иногда настойчив, иногда нет,
в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.
- Трудолюбив ли ваш ребенок?
а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу,
б) иногда любит трудиться, иногда ленится,
в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.
19. Уверен ли ваш ребенок в себе?
а)вполне уверен,
б) иногда уверен, иногда нет,
в) не уверен.
Большое спасибо!
Приложение 2
Качества личности, оцениваемые с помощью анкеты для родителей, и соответствующие этим качествам пункты анкеты
Оцениваемые качества личности | Соответствующие этим качествам пункты анкеты |
Общительность | 2, 3, 4 |
Организаторские способности | 5 |
Взаимоотношения с другими детьми | 6 |
Альтруизм | 7 |
Эмпатия | 8 |
Агрессивность | 9 |
Беспомощность | 10 |
Обидчивость | 11 |
Справедливость | 12 |
Правдивость | 13 |
Вежливость | 14 |
Послушание | 15 |
Самостоятельность | 16 |
Настойчивость | 17 |
Трудолюбие | 18 |
Уверенность в себе | 19 |
Приложение 3
Анкета для учителей
Заполните анкету, подчеркнув нужное:
Раздел 1. Общие сведения о ребенке
1. Анкетные данные
- Фамилия, имя
- Дата рождения
- Класс
2. Сведения о состоянии здоровья
- Часто ли болеет (часто, средне, редко)
- Особенности функционирования нервной системы:
— быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим;
— быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
— преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.
3. Успеваемость
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
4. Внешкольные занятия (систематические)
1) занятия общественно полезным трудом (каким)
- занятия художественной самодеятельностью (какой)
- занятия в кружках, клубах (каких)
- занятия спортом (каким)
- занятия организационной работой (какой)
Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении ребенка
Направленность интересов
1. Общественная активность:
- Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
- Принимает активное участие в общественных целях, но старается не тратить на это своего свободного времени.
- Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
- Редко принимает участие в общественных делах.
- Отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие:
1) Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
- Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
- Редко охотно берется за работу.
- Чаще всего старается уклониться от любой работы.
- Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
3. Ответственность:
1) Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
2) В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
3) Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
4) Очень редко выполняет порученное ему дело.
5) Никогда не выполняет до конца порученное ему дело.
4. Инициативность:
- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
- Редко сам начинает новое дело.
- Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Организованность:
- Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
- В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
- Умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу только в том случае, если за каждый ее этап надо отчитываться.
4) Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени.
5) Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
6. Любознательность:
1) Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
- В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.
- Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
- Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
- Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
Отношение к людям
7. Коллективизм:
- Всегда проявляет заботу по отношению к знакомыми незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
- Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
- Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».
8. Честность, правдивость:
- Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.
- Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
- Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
- Почти всегда говорит неправду.
- Склонен всегда говорить неправду.
9. Справедливость:
- Активно борется с тем, что считает несправедливым.
- Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
- Редко выступает против того, что считает несправедливым.
- Не добивается справедливости.
- Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
10. Бескорыстие:
1) В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды.
2) Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
3) Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды.
- В поступках, как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды.
- В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
11. Общительность:
- Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
- Как правило, с удовольствием общается с другими людьми.
- Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
- Замкнут, необщителен.
12. Чувство товарищества:
- Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
- Как правило, помогает товарищам.
- Помогает товарищам, когда его просят.
- Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи.
- Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
13. Отзывчивость:
- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделять чувства других людей.
- Почти не умеет сочувствовать другим.
- Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.
14. Вежливость, тактичность:
- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
- Часто бывает невежлив и нетактичен.
- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
- Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе
15. Скромность:
- Никогда не выставляет напоказ своих заслуг.
- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
- Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах.
- Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
16. Уверенность в себе:
- Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
- Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
- Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
- Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
- Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
17. Самокритичность:
1) Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении своих недостатков.
- В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
- Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
- К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, но старается исправлять недостатки.
5) Отвергает любую критику. Отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
18. Умение рассчитывать свои силы:
- Всегда трезво оценивает свои собственные силы, выбирая задачи и дела по плечу», — не слишком легкие и не слишком трудные.
- Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.
- Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соразмеряет свои силы и трудности порученного дела.
- В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
- Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела.
19. Стремление к успеху, первенству:
- Всегда и во всем стремится быть первым (в ученье, спорте и т. д.), настойчиво этого добивается.
- Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
- Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.
- Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
5) Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
20. Самоконтроль:
1) Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
- Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
- Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
- Почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя.
- Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».
Волевые качества личности
21. Смелость:
- Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
- В большинстве случаев отступает перед силой.
- Всегда отступает перед силой, трусит.
22. Решительность:
- Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
- В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
- Иногда колеблется перед ответственным решением.
- Редко принимает какое-либо ответственное решение.
- Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
23. Настойчивость:
- Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.
- Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
- Доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
24. Самообладание:
- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
- Часто не может подавить нежелательные эмоции.
- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.
Положение ребенка в детском коллективе
25. Авторитет в классе:
- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
- Пользуется авторитетом только среди одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек).
- Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.
- В классе авторитетом не пользуется.
26. Симпатии:
- Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
- В классе ребята относятся к нему с симпатией.
- Пользуется симпатией только у части одноклассников.
- Пользуется симпатией у отдельных ребят.
- В классе его не любят.
27. Авторитет во внешкольных объединениях:
- Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания).
- Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания).
- Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортшколе, клубе...).
- Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спортшкола, клуб...).
5) Не является членом никакого внешкольного объединения.
Приложение 4
Определение самооценки
Цель: определение уровня самооценки и критичности к себе
Инструкция:
Из предложенного списка слов выберите характеристики идеала и антиидеала, затем подчеркните черты, присущие вам.
Список слов, характеризующий качества личности:
- аккуратность
- беспечность
- вдумчивость
- вспыльчивость
- восприимчивость
- гордость
- грубость
- жизнерадостность
- заботливость
- завистливость
- злопамятность
- искренность
- изысканность
- капризность
- мстительность
- настойчивость
- нежность
- непринужденность
- нервозность
- нерешительность
- несдержанность
- подвижность
- подозрительность
- принципиальность
- поэтичность
- презрительность
- радушие
- развязность
- рассудочность
- решительность
- самозабвение
- сдержанность
- сострадательность
- стыдливость
- терпеливость
- трусость
- увлекаемость
- упорство
- уступчивость
- холодность
- энтузиазм
Приложение 6
Социометрия.
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Инструкция:
Отвечая на заданные вопросы впишите фамилии своих одноклассников, соблюдая четкую последовательность: сначала – кого бы вы хотели выбрать, затем – о ком сомневаетесь, после – кого никогда б не выбрали.
Вопросы:
- «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»
- «К кому бы ты обратился за личным советом?»
- «Кого бы ты пригласил на День рождения?»
- «Кого бы ты попросил помочь убрать кабинет после уроков?»
- «К кому бы ты обратился за помощью при подготовке к контрольной работе?»
- «С кем бы ты мог выполнить поручение классного руководителя?»
Приложение 5
Тест «Знаете ли вы себя?»
Подсчет результатов:
Движение | Спокойствие | Уверенность | Неуверенность |
А – 4 | А – 10 | А – 10 | А – 10 |
Б – 8 | Б – 8 | Б – 8 | Б – 8 |
В – 2 | В – 2 | В – 6 | В – 2 |
Г – 10 | Г – 4 | Г – 2 | Г – 6 |
Использованная литература:
- Немов, Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. [текст]: кн. 3 / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2000. – 640с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».
Цель данного курса: познавательно-личностное развитие школьников, формирование умения осуществлять различные умственные действия; развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтроля, с...
Лидерские качества младших школьников как метапредметный результат обучения
Сегодня становится особенно важно, чтобы каждый человек сформировал в себе определенные внутренние установки, имел активную жизненную позицию, благодаря которой он сможет достигать целей и ставить пер...
Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета.
Цвет, как отражение эмоционального состояния ребенка....
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников
Диагностика сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной), разработанная М.В.Матюхиной, С.Г. Яриковой. Методика р...
Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника
Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника...
тренинговое занятие на развитие лидерских качеств младших школьников
На сегодняшний день большинство психологов считает, что лидерские качества – это не то, что дается человеку от природы, а то, что приобретается им в течение всей его жизни. И большая часть таких навык...