Сенсорная интеграция в работе с детьми с РАС
статья

Желтикова Екатерина Владимировна

Сенсорная интеграция была разработана и апробирована трудотерапевтом Джин Айрес, работающей в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, занимающейся неврологическими нарушениями детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya_dlya_detey_s_ras.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность сенсорной интеграции заключается в том, чтобы решить проблемы, связанные с интерпретацией мозгом разнообразных сигналов, поступающих от нервной системы. Основная мысль, лежащая в основе метода сенсорной интеграции, заключена в том, что для правильной и комфортной работы мозга ему необходимо получать ответ от различных рецепторов (слуховых, вестибулярных, тактильных, проприоцептивных) на определенном уровне.  Является достаточно известным тот факт, что любой человек может одновременно предпочитать яркие цвета, и в то же время негативно относиться к громким звукам; при этом может любить носить тяжелую обувь и грубой вязки носки, но избегать одевать свитера и украшения. Все это говорит о том, что для ощущения комфорта каждому из нас нужны различные условия.

Основной идеей технологий коррекции развития и обучения, основанных на сенсорной интеграции является обеспечение возникновения сенсорных импульсов и контроль за ними, особенно импульсов от вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи в таком виде, чтобы ребенок с РАС сам с легкостью мог формировать необходимые реакции, отвечая на сенсорные раздражители. Целью сенсорной интеграции является налаживание процесса одновременной совместной работы разных отделов ЦНС, чтобы в значительной мере расширить рамки компенсаторных возможностей высшей нервной деятельности ребенка. Для сравнения можно привести данные, что в процессе обучения основное внимание уделяется тому, что ребенок изучает, а в коррекционной деятельности сенсорной интеграции - основным моментом является, как он изучает и почему не усваивает пройденный материал.

Осознание того факта, что сенсорный ответ в значительной мере влияет на самочувствие, помогает работать в двух направлениях: обучить человека умению создавать для себя комфортные условия и стараться снять данную проблему с помощью регулярных упражнений. Стимуляционные секвенции обеспечивают адекватное проведение сенсорной стимуляции и интеграции. Это комплексы различных упражнений, имеющих определенную направленность: постепенное преодоление различных нарушений сенсорного восприятия и снижение самостимуляции.

После проведенной сенсорной диагностики создаются индивидуальные сенсорные секвенции. В их комплекс включают упражнения для коррекции всех важных видов восприятия: тактильное (занятия для стимуляции кистей рук, стоп, всего тела, ротовой полости, лица), зрительное (для стимуляции зрения при использовании ярких предметов, занятия в полумраке), обонятельное (при высокой или низкой чувствительности стимуляция проводится раздражителями различной интенсивности, соответствующими конкретному виду нарушения), вестибулярное (физические упражнения в виде кувырков, прыжков на пружинящей поверхности, разворотов), вкусовое (предложение различных вкусовых раздражителей), проприочувствительное (для стимуляции глубокого мышечно-суставного чувства).

Данная методика подразумевает проведение занятий 2-3 раза в день, их коррекция производится не реже раза в 3-4 месяца.  Упражнения поэтапно усложняются, в них появляются раздражители нового вида, а при возникновении определенных сдвигов в работе, таких как появление умения, выполнять простые инструкции и при возникновении возможности привлечь и удержать зрительное внимание на чем-то, постепенно вводят различные элементы когнитивного тренинга, включающие в себя упражнения на крупную моторику, зрительно-моторную координацию и подражание.

Лечение сенсорной интеграцией заключает в себе применение мягких контактов к ребенку с РАС разнообразными сенсорными стимулами. Основной целью сенсорной интеграции является усиление, сбалансированность и развитие обработки сенсорных стимулов ЦНС.

Для каждой сенсорной системы в зависимости от минимального или максимального порога чувствительности можно использовать различные упражнения и занятия.

При проблемах с вестибулярной системой хорошо себя зарекомендовали следующие методы.

При низкой сенсорной чувствительности приносят хорошие результаты занятия, способствующие развитию вестибулярного аппарата:

качалки, кресла-качалки, качели, лошади-качалки, лечебная верховая езда.

При высокой - нужно планировать занятия с ребенком с поэтапным прохождением каждого шага, полезно использовать различные визуальные подсказки для четкого обозначения финиша (применение цветного скотча), рекомендуются поощрения.

Для проприоцептивной системы используют свои методы. При низкой чувствительности:

а) упрощение обстановки комнаты путем сдвигания мебели к стенам для упрощения процесса навигации ребенка по помещению;

б) используя скотч ярких цветов можно обозначить границы непосредственно на половом покрытии;

в) необходимо постепенно прививать ребенку с РАС правило «вытянутой руки» по отношению к другим людям.

При высокой сенсорной чувствительности можно использовать данные приемы:

а) заниматься с ребенком любыми видами занятий, способствующими развитию мелкой моторики;

б) занятия рукоделием, бисероплетением, рисованием или раскрашиванием;

в) использование в работе материалов, состоящих из разной фактуры.

 Для сенсорного развития обонятельной системы рекомендуется;

При низкой сенсорной чувствительности:

а) в качестве награды или поощрения применение веществ с резким и сильным запахом;

б) стараться переключать внимание ребенка с РАС от неприятных обонятельных стимулов на что-то другое.

в) использование аромотерапии.

При высокой сенсорной чувствительности:

а) стараться избавить окружающую ребенка среду обитания от неприятных для него запахов;

б) применение в быту шампуней, чистящих средств без запаха;

в) категорический отказ от использования духов, туалетной воды. Для зрительной системы эффективны следующие меры;

При низкой сенсорной чувствительности:

а) необходимо постепенное увеличение применения по отношению к ребенку визуальной стимуляции.

б) использование терапии Снузьелен (специальное адаптированное изолированное помещение с развивающей гармоничной средой по сенсорному воспитанию в котором все раздражители, влияющие на органы чувств, создаются отдельно для каждого ребенка).

При высокой сенсорной чувствительности;

а) не использовать в быту флуоресцентные лампы, заменив их на окрашенные лампочки;

б) использование ребенком солнцезащитных очков;

в) в классе желательно огородить рабочее место ребенка (небольшое пространство или парта с высокой спинкой, можно поставить ширмы с обеих сторон для блокировки лишней визуальной стимуляции спереди и по бокам);

г) в помещении на окнах повесить непроницаемые шторы.

Для сенсорного развития слуховой системы большое значение имеет использование музыкальной терапии, которая нашла широкое применение для лечения людей с РАС. Хорошо себя зарекомендовал метод «Томатис», который применяют для стимуляции головного мозга. Многократные аудиотренировки проводятся с использованием специальной аппаратуры и стимулируют функции головного мозга, развивая его способность к качественной переработке сенсорной информации.

При низкой сенсорной чувствительности слуховой системы рекомендуют:

а) для уменьшения внешних звуков плотно закрывать окна и двери;

б) использовать беруши;

в) использовать аудиоплеер;

г) рабочее место ребенка должно быть огорожено.

При высокой сенсорной чувствительности необходимо сопровождать любые действия визуальными подсказками, используя предметы, карточки, игрушки.

Тактильная сенсорная система.

При низкой сенсорной чувствительности рекомендуют:

а) укрывать ребенка на ночь тяжелым одеялом, можно использовать спальный мешок;

б) эффективны при использовании массажные коврики, прибанных процедурах-растирание жесткой мочалкой;

в) упражнения для развития мелкой моторики;

г) использовать в работе с ребенком материал разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности:

а) к ребенку приближаться нужно только спереди, всегда предупреждая его о своем желании прикоснуться к нему.

б) необходимо помнить, что для ребенка с РАС объятия причиняют боль, а не утешение.

в) с материалами с разной текстурой необходимо знакомить ребенка постепенно.

г) ребенок должен учиться действовать самостоятельно в тех моментах, которые задевают его чувствительность (сам мыть волосы и расчесывать их).

Слаженное взаимодействие в работе специалистов, родителей и самого ребенка помогают в достижении улучшенной работы всех видов анализаторов, а так же постепенно устраняются различные функциональные расстройства ЦНС без медикаментозного лечения.

Для сенсорной интеграции разработаны различные варианты занятий в игровой форме.  Например, ребенок самостоятельно качается на качелях, одновременно играя в ладушки со взрослым, который стоит напротив него. В это же время можно использовать и рукавички с различной текстурой - от мягких до колючих. В данном случае достаточно интенсивный темп движения требует от ребенка интенсивного внимания как зрительного, так и слухового, повышенной концентрации на выполняемых действиях и значительной координации всех функций организма.

На основе сенсорной интеграции можно организовать и небольшой урок по обучению грамоте. По всему помещению в разных местах прикрепляются на липучках буквы из твердого материала. Педагог дает задание ребенку найти нужные буквы, которые помогут составить заданное учителем слово и принести их по очереди. Нужная буква может попасться на глаза ему не сразу, ребенок может увидеть сначала вторую или третью буквы, но в то же время он запомнит ее местонахождение и вернется к ней в нужное время. Таким образом, звукобуквенный анализ слова происходит в иной форме, но приносит эффективный результат.

В процессе сенсорной интеграции коррекция и стимуляция психофизического развития происходит эффективно в том случае, если ребенок самостоятельно управляет своей деятельностью, а педагог лишь незаметно формирует среду.  Результат действий гораздо выше, когда ребенок сам прилагает усилия для его достижения. Если у ребенка возникло желание действовать самостоятельно, то его мозг, как правило, успешно справляется с организацией ощущений от этой деятельности.  Чаще всего занятия сенсорной интеграцией состоят из заданий, самостоятельно выполняемых ребенком, и заданий, сделанных вместе со взрослым.

Как мы видим из вышеизложенного материала, у методов сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС очень много достоинств. Сторонники данной методики заслуженно считают, что ребенок постепенно проходит процесс обучения интерпретации разных сенсорных откликов и начинает быстрее адаптироваться на новых, более высоких уровнях, которые ранее были ему недоступны.  Сенсорная интеграция эффективна в применении и в учебном процессе. Она доступна для успешных занятий с детьми разной степени тяжести заболевания.

Но у нее есть и свои недостатки. Это, прежде всего, лечебный метод, который используется трудотерапевтами, поэтому использование родителями данной методики возможно лишь после их обучения и только под постоянным руководством специалистов. Несмотря на данные ограничения, если родители создадут ребенку с РАС бытовые условия, соответствующие его потребностям, это существенно поможет специалистам в достижении намеченной цели. В том случае, когда ребенок так и не сумел освоить нужный навык (что является допустимым в рамках данной программы), все равно считается, что интеграция не была бесполезной, так как возникло взаимодействие между ребенком и родителями.

Самым сложным моментом в сенсорной интеграции является то, что сначала ребенок получает знания для правильного обращения с предметами и собственным телом, а потом он должен сам провести взаимосвязь и научиться делать выводы. Этот момент, как показывает практика, крайне редок.

Занятия по сенсорной интеграции должны включаться в коррекционную работу с детьми с расстройствами аутистического спектра специалистами с учетом уровня нарушения сенсорной системы и индивидуальных особенностей. Занятия должны проводиться поэтапно и регулярно, в этом случае повышается эффект проводимой коррекции.

Необходимость развития сенсорных систем у детей с РАС отражена во многих учебных программах, авторы которых: О. С. Никольская «Аутичный ребенок. Пути помощи»,  Е. Янушко «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия»,  Е. Р. Баенская «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием», Е.А. Стребелева «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», Л.В. Шапкова «Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии» , В.Ф. Базарный «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» , а так же ряд зарубежных авторов: Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция» , Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие» ( заявляют о важности своевременной диагностики сенсорных систем и наиболее ранней их коррекции.

Сенсорная интеграция - это восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким каналам и ее объединение в единое целое. У детей с РАС наблюдается искажение процесса восприятия сенсорной информации, что приводит к многочисленным проблемам в обучении и поведении. Таких детей отличает отсутствие способности интеграции сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств, и как следствие - искажение картины реального мира. Дети с дисфункцией сенсорной интеграции обладают многоканальным характером восприятия: они выделяют из обширного спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители, и как следствие, окружающий мир представляется им хаотичным и раздробленным.

Занятия по сенсорной интеграции способствуют гармоничному развитию сенсорных систем, что оказывает положительное влияние на учебный процесс и общее развитие детей с РАС.

Это достаточно простой, доступный в использовании, но весьма эффективный метод может быть использован при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра, как специалистами, так и непосредственно родителями.

На основании вышеизложенного напрашивается вывод: занятия по сенсорной интеграции необходимо использовать в коррекционной и учебной работе с детьми с нарушениями аутистического спектра.

Методы сенсорной интеграции подразумевают использование с учетом уровня нарушения каждой сенсорной системы и индивидуальных особенностей ребенка. Занятия с детьми должны проводиться поэтапно и регулярно для повышения эффективности проводимой коррекции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с аутичными детьми в контексте сенсорной интеграции (презентация)

что такое сенсорная интеграция и какие бывают стереотипии....

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...

методическая разработка "Использование сенсорных игр в работе с детьми РАС"

В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения их со сверстниками, вызывает положительные эмоции.В отличие от обычных детей аутичные над...

Сенсорная интеграция как метод работы с детьми с ОВЗ

Сенсорное развитие - фундамент общего интеллектуального развития детей. Через органы чувств ребенок получает и анализирует информацию об окружающем. Недостаточный опыт сенсорного развития может привес...

Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...