Сенсорная интеграция как метод работы с детьми с ОВЗ
статья
Сенсорное развитие - фундамент общего интеллектуального развития детей. Через органы чувств ребенок получает и анализирует информацию об окружающем. Недостаточный опыт сенсорного развития может привести к различным дефицитам и, как следствие, к определенным трудностям в процессе обучения. Статья знакомит с различными приемами и специальными упражнениями по использованию элементов метода сенсорной интеграции для облегчения организации учебного процесса. Статья предназначена для педагогов, специалистов, работающих с детьми с различными нозологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорная интеграция | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
В последние десятилетия во многих странах в коррекционно - развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом - трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием.
Давайте попробуем разобраться, что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение.
Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро.
Специалисты, работающие с детьми, часто сталкиваются с таким явлением как нарушение сенсорной интеграции.
Проявления нарушения могут быть 2-х видов: а) одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот б) чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Рассмотрим подробнее, как проявляются те или иные виды нарушений сенсорной интеграции.
Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей
1. Тактильная дисфункция, т.е. неспособность ощущать и различать прикосновения:
- эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;
- сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;
- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;
- избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;
- проблемы с расчесыванием и мытьем головы.
2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:
- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;
- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
- пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.
3. Проприорецептивная дисфункция:
- чрезмерная близость - ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;
- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;
- шлепают ногами во время ходьбы;
- не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;
- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
- жуют несъедобные предметы;
- трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;
- плохо удерживают позу.
4. Обонятельная дисфункция
- не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;
- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;
- неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.
5. Зрительная дисфункция
- непереносимость яркого света или же темноты;
- раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;
- плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;
- проблемы с восприятием глубины - трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.
6. Слуховая дисфункция
- плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;
- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;
- ребенок не распознает определенные звуки.
7. Вкусовая дисфункция
- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;
- предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;
- определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все - землю, траву, ткань, зубную пасту.
Все эти нарушения сенсорной интеграции приводят к возникновению трудностей в разных сферах деятельности ребенка, которые, в свою очередь в дальнейшем, неизбежно приводят к появлению:
- заниженной самооценки,
- чувства фрустрации из-за невозможности находиться среди других детей,
- чувства физической и психологической небезопасности,
- трудностей в освоении знаний, что неизменно ухудшает качество обучения, воспитания и социализации.
Для преодоления трудностей сенсорной интеграции мы на своих занятиях используем разнообразные игры и упражнения
- При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
При низкой сенсорной чувствительности используем:
- тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой губкой, развиваем мелкую моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности:
- всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, стараемся приближаться к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;
- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.
- используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.
- ощупываем руками разные поверхности, по возможности, ходим по ним ногами. Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:
- игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой;
- игры с крупами, природным материалом. Что мы делаем: пересыпаем сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем и разыскиваем игрушки;
- игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать, оборачивать вокруг себя эти материалы;
- игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками;
- игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, погремушки -прорезыватели.
- При вестибулярной дисфункции:
При высокой сенсорной чувствительности:
- разделяем деятельность на маленькие шаги;
- используем визуальные подсказки для обозначения ориентиров.
При низкой сенсорной чувствительности:
- включаем упражнения, которые способствуют развитию вестибулярной системы - вертящиеся кресла;
- используем традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам»);
- использовать такие приемы, как хождение по веревке, перешагивание, перелезание через мягкие модули;
- хорошо применять на занятиях игры с большим мячом (фитболом): ребенок ложится грудью или животом на большой мяч и в таком положении собирает разбросанные на полу предметы или пытается что-нибудь нарисовать на листе бумаги, лежащем на полу);
- При проприоцептивной дисфункции:
При низкой сенсорной чувствительности:
- при необходимости обозначаем границы с помощью ярких символов;
- учим соблюдать правило «вытянутой руки» для других людей.
При высокой сенсорной чувствительности:
- используем все виды занятий для развития мелкой моторики, рисование и раскрашивание;
- обязательно исследуем материалы различной фактуры;
- также используем такие упражнения: поочередные движения правой и левой руки; синхронные движения обоих рук;
- учим фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
- учим осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.
Специально подобранные игры и упражнения дают детям поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция.
На сегодняшний день кабинет психолога в школе – самое оборудованное помещение для осуществления работы в заданном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с детьми в адаптационный период.
Организация работы специалистов отделения первичного приёма и анализа Республиканский социально-реабилитационный цетр для несовершннолетних. Использование арттерапии, игро терапии в работе с подростка...
Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы
В последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему т...
Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.
В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...
Формы и методы работы с детьми-инвалидами.
Данный вид работы - это обобщение своего опыта. Его можно отнести к научно-методической деятельности учителя....
Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения
Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...
Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...
Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")
Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...