Гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
статья
В статье раскрываются особенности поведения гиперактивных детей, причины возникновения СДВГ и специфика работы с гиперактивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_deti.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивность в младшем школьном возрасте.
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а так же временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть детского развития. Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными и дети, имеющие различного рода проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, агрессия, застенчивость.
Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к детям, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных.
Причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько: психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушение или нарушение работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования родителей.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей нужны умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего малыша и, обеспокоены этим, ищут контактов с психологом.
Такому ребенку трудно длительное время сидеть неподвижно, не разговаривать. Он долго готовится начинать любое задание, часто отвлекается. После нескольких замечаний или требований пытается вернуться к неоконченной работе.
Всесторонне привлекает к себе внимание. Постоянные окрики, угрозы, наказания не улучшают его поведение, а иногда становятся источниками новых конфликтов. Кроме того такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка негативных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут работать продуктивно 5 - 15 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Напряженная умственная деятельность быстро утомляет их и «выключает», дети не могут хранить умственную работоспособность до конца рабочего дня, хотя физически активными остаются до самого вечера. У гиперактивных детей недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности.
Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнения с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета; для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; они требуют особого обращения.
Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни, можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.
Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшить микроклимат в семье.
Обучать детей с СДВГ приходится по особой программе. Задачи должны быть рассчитаны на короткий отрезок времени, часто меняться по содержанию и форме. Если это невозможно организовать в классе, таким детям рекомендуют индивидуальные формы образования - занятия на дому, в малой группе и т.п. Родители и дома должны учитывать особенности своего ребенка:
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскраска, работа с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать громких, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Защищать ребенка от переутомления - оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию - ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гиперактивность детей младшего школьного возраста
Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискует предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет...
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....
Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми младшего школьного возраста
В материале представлены групповые коррекционные занятия с гиперактивными детьми младшего школьного возраста и методические рекомендации к их проведению....
Гиперактивность в младшем школьном возрасте
Со многими проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни учителя, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимател...
Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"
Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...
Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе....
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...