Методическая разработка "Тренинг по сплочению коллектива младших школьников"
методическая разработка
Рабочий вариант тренинга из 8 занятий по 45 минут, расчитанный на 1 и 2 или 3 четверть, для обучающихся 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_splocheniya.docx | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа тренинга
«Сплочение коллектива»
для обучающихся начальной школы.
Составитель:
педагог-психолог
ГБОУ школы №346
Невского района
Санкт-Петербурга
Исаев А.А.
2017
Пояснительная записка:
Актуальность:
Понятия «коллектив», «взаимопомощь», «доверие» являются одними из основополагающих в групповом взаимодействии обучающихся. Умения договориться, бесконфликтно разрешить тот или иной вопрос, обеспечивают снижения уровня негативного и отрицательного взаимодействия в школьной среде. Навыки позитивного общения и группового взаимодействия, эффективного разрешения конфликтных ситуаций, а так же умение применять их на практике, снижают тревожность детей связанную с:
- взаимодействием между собой;
- мнением окружающих;
- самооценкой.
Проведение данных занятий в коллективах с низким уровнем взаимодействия между собой, в период перед переходом в среднюю школу, позволит упростить в будущем процесс адаптации обучающихся в 5м классе. Снизив или исключив риск дезадаптации или снижения уровня учебной мотивации, связанный с межличностным взаимодействием между обучающимися.
Цель:
Улучшение/создание в коллективе эмоционального и психологического климата, благоприятного для процесса обучения.
Задачи:
- Научить эффективному взаимодействию в рамках образовательного процесса;
- Научить бесконфликтному разрешению спорных ситуаций;
- Развить умение слушать и слышать товарищей, уважать мнение одноклассников;
- Повысить в коллективе благоприятный эмоциональный климат.
Объект: межличностное взаимодействие.
Субъект: обучающиеся 3-4 классов.
Организация: внеурочное время; 45 минут/день; 7-9 занятий.
Количество упражнений в день зависит от количества участников группы и специфики работы. Данный тренинг проводится при наполняемости группы от 2/3 списочного состава класса. В ином случае трудно говорить о сплочении коллектива. При позитивном восприятии детьми проводимых мероприятий и отсутствии конфликтов и нежелания работать со своими одноклассниками, целесообразно строить занятия, ориентируясь на схему: «работа каждый сам за себя» - 1 занятие (вводное); работа в парах – 3-4 занятия (возможны вариации работы в тройках); работа двумя командами – 2-3 занятия; работа всей группой – 2 занятия.
Данная схема поможет привести группу обучающихся к выводу о том, что работать совместно коллективом интереснее и продуктивнее, чем по одному или в малых группах.
1 день «КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ»
Приветствие.
Беседа о понятиях коллектив, сплочение, доверие, взаимодействие (10 минут).
Упражнение №1: Мозговой штурм «Мой класс-моя команда». (20-30 минут)
После беседы о выше обозначенных понятиях, обучающимся предлагается подумать и назвать ведущему основные положительные качества человека, влияющие на коллектив (10-12 качеств). ВАЖНО чтобы прозвучали следующие качества:
- Доверие;
- Тактичность;
- Честность;
- Вежливость;
- Умение слышать;
- Дружелюбие.
После этого ведущий рисует на доске круг, символизирующий «идеально» сплоченный, дружный коллектив (ВАЖНО отметить, что идеального коллектива не бывает, но к этому следует стремиться). От центра нарисованной окружности откладываются радиусы (их количество соответствует количеству названных обучающимися качеств).
Ведущий поясняет действие:
«Ребята, давайте сравним Ваш коллектив с идеальным, для этого превратим наши радиусы в оценочные шкалы, где центр окружности это 0 и данное качество у Вас не развито, а каждое деление, ближе к окружности обозначает, что качество развито лучше. Максимально 10 баллов».
ВАЖНО дать высказать каждому участнику, какую оценку он бы поставил своему классу по степени развитости каждого качества. Средний показатель отмечается на соответствующем радиусе. Затем отметки ребят объединяются линией отличающейся по цвету от рабочей окружности. Вместе с ребятами, ведущий анализирует различия идеального круга и получившейся фигуры.
Вопросы для обсуждения:
- Сильно ли отличаются фигуры?
- Почему так получилось?
- Какие качества развиты хуже всего?
- Как это можно было бы исправить?
Упражнение «Ассоциации» (Дополнительное, при наличии свободного времени)
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Время: 10–15 минут
Инструкция: Наш тренинг называется командообразование или сплочение коллектива. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу. Разделите лист пополам.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Работаем в левой половине листа.
- Если команда — это цвет, то она…
- Если команда — это геометрическая фигура, то она…
- Если команда — это постройка, то она…
- Если команда — это настроение, то она…
Теперь работаем с правой половиной. Называем те же самые ассоциации, но применительно к классу. Просим ребят сравнить – как сильно отличаются ассоциации справа, от левых.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ответы были для вас самыми интересными?
- Какие ответы удивили вас?
- О чем нам говорит это упражнение?
2 день «ПАРЫ»
Упражнение №1: «Мы похожи, мы отличаемся» (10-15 минут)
Ведущий выбирает или организует пространство, достаточное для построения двух кругов из участников, при сохранении границ личного пространства.
Ведущий: «Ребята, выйдите, пожалуйста, сюда, рассчитайтесь на ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ. Теперь ВТОРЫЙ встают спинами друг к другу в маленький круг, а первый в большой круг, лицами ко ВТОРЫМ» (Чем дольше происходит построение кругов, тем меньше уровень доверительных взаимоотношений в коллективе).
«Теперь каждая пара ищет между собой одно различие и одно сходство, постарайтесь обойтись без «Мы оба мальчики» или «Мы одноклассники», или «Я девочка, а ты мальчик», будьте оригинальнее».
Как только в каждой паре это получается, внешний круг сдвигается вправо к следующему участнику внутреннего круга и вновь выполняет задание по поиску сходства и различия. Повторять до того как изначальные пары воссоединяться.
Вопросы для обсуждения:
- Что было проще искать различия или сходства?
- Со всеми было ли одинаково выполнять задание?
- С кем бы из класса, тебе было бы интересно повторить это упражнение? (участники из одних и тех же кругов, либо отсутствующие)
Упражнение №2: «Говорю за другого» (30-40 минут).
Делим ребят на пары. Если плохо знаем коллектив, просим классного руководителя помочь разделить ребят по парам по принципу наименьшего общения. Чтобы дать возможность поработать в парах ребятам не общающимся между собой.
Ведущий: Ребята, сейчас у Вас будет возможность рассказать партнеру о себе самое важное, на это у Вас будет 2 минуты, затем Вы поменяетесь ролями и окажетесь на месте слушателя.
Засекаем время, первые ребята рассказывают о себе партнерам. По истечению 2 минут, сигнализируем к смене рассказчика.
Вторая часть задания состоит в выступлении каждой из пар. Один сидит на стуле, за его спиной стоит второй и рассказывает о сидящем как о себе. После того как говорящий закончит, можно задать несколько нейтральных вопросов или подключить к этому остальную группу. Для ведущего ВАЖНО следить, чтобы рассказы и вопросы не перешли в попытки высмеять или поиздеваться над кем-то из одноклассников. Если заранее известно, что в классе присутствуют элементы «травли» или «буллинга», это упражнение разумнее перенести на последний день «парных работ» 4ый или 5ый. Это даст психологу возможность определить «жертву» и основных агрессоров и скорректировать расстановку пар.
Вопросы к обсуждению:
- Легко ли было рассказывать?
- Какого было слушать о себе?
- Все ли запомнил собеседник? А все ли рассказал ты?
3 День «ПАРЫ»
Упражнение №1 «КАРАНДАШИ» (Разминочное, для настроя на рабочий лад)
Смысл упражнения заключается в работе в парах, целью которых является удержание карандашей или авторучек (закрытых колпачками) прикасаясь к карандашам только кончиком пальца, вытянутой руки. Упражнения начинается с того, что партнеры встают напротив друг друга и вытягивают вперед руки, не согнутые в локтях. Между их указательными пальцами ведущий фиксирует карандаш. Упражнение усложняется по мере проведения, участникам предлагается выполнить некоторые действия .при которых удерживать карандаш сложнее (присесть, встать .поменяться местами, преодолеть невысокое препятствие).
Смысл упражнения:
Анализ умения взаимодействовать. Анализ выбора ролей участниками (сотрудничество, соперничество, компромисс) , ведущий или ведомый. Для получения более детальной информации к анализу, в парах стоит ставить соперничающих между собой мальчиков или девочек, либо составлять пары по конфликтности поведения, с целью дальнейшей работы.
Упражнение №2 «РИСОВАНИЕ ПО ИНСТРУКЦИИ
Участники разбиваются на пары и работают у доски, стоя спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением комбинации фигур ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Его задача инструктировать второго участника, таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести ее изображение на доске. Упражнение может проводиться:
- С обратной связью: где второй участник может задавать уточняющие вопросы.
- Без обратной связи: где говорит только первый участник
Проводится сравнение результатов. Участники меняются ролями.
Смысл упражнения:
Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, понимать, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.
Вопросы для обсуждения:
- Что было проще рисовать или руководить?
- Какие условия необходимы, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался и говорящим и слушающим?
4 День «ТРОЙКИ-ЧЕТВЕРКИ»
Упражнение №1 «Собери ПК»
Цель: Это упражнение на сплочение показывает группе преимущество открытого общения и командной работы.
Время: 20–35 минут
Ресурсы: Предварительно готовим конверты с «паззлами» из больших фотографий ПК. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «паззлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «паззлов».
Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст нам возможность и почву для обсуждения темы командной работы. Для его выполнения нам нужно поделиться на четыре команды. Каждая команда, теперь возьмите конверт. Внутри конверта «паззл». Ваша задача, используя командные ресурсы как можно скорее собрать «паззлы».
На работу у вас максимум 15 минут.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- Что сейчас происходило?
- Чем вы можете гордиться?
- Что не получилось?
- Как это упражнение связано с работой?
Упражнение №2 «Элитный клуб»
Цель: поиск сходств и общностей в изначальной наугад собранной группе.
Время: 20–35 минут
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 4/5 (по размеру рабочей группы).
Готовим карточки с цифрами (по количеству участников), чтобы поделить их на 3-4 группы. Перемешиваем карточки, дети тащат карточку наугад и объединяются такими же «цифрами».
Каждой группе предлагается найти внутри один или несколько общих интересов, увлечений и т. д. и рассказать о нем (них) остальным.
Основной проблемой подобных упражнений является стремление отдельных ребят работать в паре или группе с «привычными» контактами в классе и избегать непривычных групп. Эти, одновременно, может быть и помехой и мощным инструментом для психолога. Упражнения можно чередовать таким образом, что на каждое построение пар и групп психологом у ребят была возможность выбрать партнера(ов) по собственному предпочтению. В итоге это поможет прийти к выводу, что эффективное и интересное общение и взаимодействие можно найти и в непривычных коммуникативных контактах в классе.
День 5 «КОМАНДЫ»
Упражнение «Интеллектуальный футбол» (Рабочее)
Цель: Это упражнение на сплочение хорошо тренирует навыки командной работы.
Время: 30-40 минут.
Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- О чем это упражнение?
- Что вам помогало?
- Что мешало?
- Какие выводы можно сделать на будущее?
Упражнение можно провести в два этапа. Вначале предлагаем поделиться ребятам на команды самостоятельно, проводим «игру». Затем делим их сами или просим помочь классного руководителя. Вместе с ребятами сравниваем результаты. Поменялись ли роли в зависимости от состава команды, изменился ли результат.
День 6 «КОМАНДЫ»
Упражнение - «Рисуем башню»
Ресурсы: 2-3 листа формата А1, 2-3 (одинаковые) пачки фломастеров по 5-6 цветов.
Упражнение идентично заданию «дня 7» - «рисуем слона». Опять же, в первый день предлагаем детям поделиться на команды самостоятельно с условием, что в следующий раз они поделятся согласно рекомендации психолога или педагога. ГРУППЫ должны быть ОДИНАКОВЫ по количеству участников, если у одной команды 27 пунктов к башне, у второй и третьей должно быть столько же.
Каждый ребенок получает 2-3 задания (в разнобой – не подряд), из общей инструкции по изображению башни ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Ребятам ЗАПРЕЩАЕТСЯ обмениваться информацией словесно и показывать друг другу свои задания. Суть – изобразить башню, допустив минимум ошибок.
Для психолога и педагога полезной будет информация по работе внутри групп. Какую роль какой ребенок выбирает, становится ли он лидеров или ждет со своими заданиями до последнего (чтобы не мешать остальным).
Вопросы к обсуждению:
Ты выполнил все свои задания?
Какую стратегию ты избрал?
Что тебе мешало?
День 7 «КОМАНДЫ»
Упражнение - «Рисуем слона»
Ресурсы: 2-3 листа формата А1, 2-3 (одинаковые) пачки фломастеров по 5-6 цветов.
Упражнение идентично заданию «дня 6» - «рисуем башню». ГРУППЫ должны быть ОДИНАКОВЫ по количеству участников, если у одной команды 27 пунктов к башне, у второй и третьей должно быть столько же.
Задания «СЛОН» можно сделать сложнее или проще, на основании данных, полученных при наблюдении за работой по 6му дню.
Каждый ребенок получает 2-3 задания (в разнобой – не подряд), из общей инструкции по изображению слона ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Ребятам ЗАПРЕЩАЕТСЯ обмениваться информацией словесно и показывать друг другу свои задания. Суть – изобразить башню, допустив минимум ошибок.
Для психолога и педагога полезной будет информация по работе внутри групп. Какую роль какой ребенок выбирает, становится ли он лидеров или ждет со своими заданиями до последнего (чтобы не мешать остальным).
Перед выполнением задания стоит напомнить ребятам про ошибки и минусы прошлого занятия, освежить в памяти удачные стратегии взаимодействия, напомнить о взаимоуважении.
Вопросы к обсуждению:
Ты выполнил все свои задания?
Какую стратегию ты избрал?
Что тебе мешало?
Было ли проще или сложнее со слоном, чем с башней? Почему?
День 8 «ВЕСЬ КЛАСС»
Упражнение№1 «Фигуры»
Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.
Время: 10–15 минут
Ресурсы: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.
Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?
Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы, но не комментируем их.
Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Вопросы для обсуждения:
- Вы довольны результатом группы?
- Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
- На какие из этих факторов вы могли повлиять?
- Какие выводы вы сделаете из упражнения?
Упражнение №2 «Арифметические действия»
Цель: Выводы из данного упражнения на сплочение хорошо демонстрируют плюсы партнерских отношений, плюсы сплоченной команды.
Время: 7–10 минут
Ход упражнения: Для следующего упражнения нам нужно встать в круг. Ведущий встает в круг вместе с участниками.
Наверное, все мы учились в школе и помним что такое арифметические действия. Следующее упражнение подразумевает, что мы можем сложить, отнять, разделить и умножить. Все могут? Тогда начнем. Суть упражнения заключается в том, что нам нужно будет по кругу делать арифметические действия, т. е. первый участник, например я, называет какое-либо число. Следующий по кругу участник должен назвать одно из четырех арифметических действий:
- плюс
- минус
- умножить
- разделить
Следующий за ним участник должен назвать какое-либо число. Следующий участник должен в уме посчитать результат и к получившемуся числу применить какое-либо арифметическое действие. Упражнение идет по кругу до тех пор, пока я не остановлю кого-нибудь из участников и не спрошу: «Какое число получилось в результате всех предыдущих действий?».
Если участник отвечает не правильно, мы фиксируем ошибку и начинаем упражнения заново. Если он прав счет продолжается до следующей остановки.
Итоги упражнения:
- Как вы себя чувствуете?
- Что сейчас происходило?
- Как это соотносится с темой нашего тренинга?
- Какая стратегия была бы правильной в этой игре?
- Какие выводы вы сделали после упражнения?
Приложение 1
Приложение 2
1 | В башне 7 этажей |
2 | На 2, 4 и 6 этажах есть окна |
3 | 3 и 5 этаж из желтого кирпича |
4 | Крыша башни синяя |
5 | На 4 этаже есть флаг |
6 | Флаг желтого цвета |
7 | Флаг треугольной формы |
8 | На 6 этаже в стене висит факел |
9 | Все огни должны быть красные |
10 | На крыше башни стоит пушка |
11 | Пушка стреляет синими ядрами |
12 | На пушке сидит попугай |
13 | Попугай должен быть желто-зеленый |
14 | Ворота башни открыты наполовину |
15 | Открыта левая створка ворот |
16 | Правая створка ворот - желтая |
17 | Слева от башни (вдалеке) видны горы |
18 | Горы на картинке должны быть сине-зеленые |
19 | Флагов на башне должно быть нечетное количество |
20 | На всех флагах должно быть что-то зеленое |
21 | Справа от башни стоит будка охраны |
22 | К будке охраны привязана сторожевая собака |
23 | Собака черного цвета |
24 | Собака стоит на задних лапах |
25 | К башне ведет дорога |
26 | Дорога сделана из красного кирпича |
27 | В середине дороге – синяя лужа |
Приложение 3
1 | Слон синего цвета |
2 | Слон согнул правую заднюю ногу |
3 | Ноги слона – зеленые |
4 | Хобот слона - красный |
5 | Слон стоит в центре пруда |
6 | В пруду плавает крокодил |
7 | Глаза крокодила – черные |
8 | В пруду растут кувшинки |
9 | Кувшинки красного цвета |
10 | На берегу пруда растет дерево |
11 | Ствол дерева должен быть желтый |
12 | На дереве растут зеленые яблоки |
13 | Деревьев на картинке должно быть четное количество |
14 | Кувшинок в пруду должно быть 5 |
15 | На заднем плане – восходит солнце |
16 | Солнце должно быть красного цвета |
17 | В правой части картины должна быть река |
18 | Вдоль реки бегут козы |
19 | Коз должно быть 2 |
20 | У коз длинные рога |
21 | Река и пруд не должны быть связаны протоками |
22 | Слон плещется водой из хобота |
23 | У слона один глаз - красный, другой - коричневый |
24 | У слона – два хвоста |
25 | Хвост слона - желтый |
26 | У крокодила на спине сидит попугай |
27 | Попугай – синего цвета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности
Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...
Формирование сплоченного коллектива младших школьников
Доклад на МО классных руководителей...
Работа учителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников
В работе рассмотрены теоретические подходы к формированию сплоченности детского коллектива в начальной школе, а также подобраны диагностические методики групповой сплоченности младших школьников. Для ...
Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников
Статья на тему "Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников"....
Статья на тему: "Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению коллектива младших школьников"
Статья на тему: "Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению коллектива младших школьников"...
Сборник игр на сплочение коллектива младших школьников "Зажги искру"
Сборник игр на сплочение коллектива младших школьников "Зажги искру" для 1-4 классов...
Тренинговые занятия и упражнения на сплочение коллектива (младшие школьники)
материал подойдёт для классного часа на сплочение коллектива для младших школьников.Игры на знакомство,психологоческий настрой,рефлексию,командообразование....