Статья на тему: "Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению коллектива младших школьников"
статья
Статья на тему: "Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению коллектива младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_splochenii.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению группы младших школьников
Современные общественные изменения, отраженные в системе образования, нацелены на развитие у детей самостоятельность, индивидуальных способностей, формирование собственной жизненной позиции. В то же самое время возникает необходимость создания детского коллектива, выбора адекватных и эффективных методов и средств по сплочению группы детей. Эта необходимость обусловлена тем, что в процессе всей жизнедеятельности человеку необходимо вступать в контакты с окружающими, выбирать стратегии взаимодействия с другими людьми. Во многом от умения детей налаживать взаимоотношения со сверстниками будет зависеть их дальнейшее самоощущение в детском коллективе.
От того, как складываются отношения со сверстниками и социально-психологический климат в классе зависят не только успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем ведущая роль принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. В педагогической науке раскрываются различные признаки коллектива, которые определяют и отличают группу спонтанно объединенных людей от команды с общими установками, целями деятельности [2, с. 263].
Классный коллектив – это сложная социально-педагогическая система, выполняющая заказ общества – формировать интеллектуальную, творческую личность, способную жить и творить в условиях, которые постоянно видоизменяются и развиваются, обеспечивая прогресс культурного развития страны. Воспитатель является ответственным субъектом воспитания учащихся, а, следовательно, должен разумно и критически отнестись к участию класса и отдельных учащихся в различных мероприятиях. Задача воспитателя заключается в том, чтобы разумно использовать предлагаемые возможности, сохраняя собственную стратегическую линию [3, с. 103].
В процессе организация деятельности воспитателя по сплочению группы младших школьников. В частности, воспитатель должен учитывать моменты, которые удалось и не удалось реализовать с детьми класса, при решении каких проблем удалось достигнуть определенных результатов, то есть в работе с коллективом обучающихся, воспитатель должен постоянно анализировать собственную воспитательную деятельность.
Следует также воспитателю учитывать следующее:
- характер влияния участия и позиции воспитателей на результативность дела;
- выводы и предложения о перспективах и путях совершенствования совместной деятельности [5, с. 571].
Успешному проведению такого анализа способствуют коллективный анализ жизнедеятельности со стороны самих школьников, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, воспитателя, родителей, друзей класса. Можно выделить следующие формы коллективного анализа: устный опрос, анкетирование, заполнение «открытой страницы мыслей», выпуск разнообразных информационных писем (фотогазет, стенгазет, летописи, изготовление рисованного фильма «Наши Дела», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма» и др.), обзор достижений, классные часы, посвященные подведению итогов совместных действий и жизнедеятельности класса в течение года.
В качестве примера рассмотрим мой опыт сплочения школьного коллектива.
В моём классе есть традиция – обмен настроением, обсуждение новостей в начале каждого рабочего дня. «Не остаются без внимания и новые научные открытия, и удивительные явления в природе, и новости спорта, успехи и неудачи российских команд, и просмотренные фильмы, телепередачи и многое другое – все, что взволновало и вызвало интерес ребят» [4].
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции.
Для воспитания коллектива нужны как торжественно-праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.
Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность. К таким традициям относится коллективное творческое дело. Внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, активное участие принимают не только дети, но и родители.
В школьном коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
Целесообразно регулярно проводить изучение школьного коллектива.
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, информация, полученная в ходе диагностических исследований, позволяет не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками, эффективно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом. Для этих целей можно использовать социометрию и другие методики. В случае необходимости, можно изменить процесс формирования коллектива младших школьников.
Коллектив является средством нравственного и духовного развития ребёнка, поэтому педагогу особенно важно владеть приемами и разнообразными формами управления детским коллективом. На стадии младшего школьного возраста воспитатель является старшим помощником, наставником и другом. Воспитатель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста [1, с. 76].
Для развития детского коллектива можно использовать разнообразные формы организации работы: индивидуальная работа с учащимися, часы общения, этические беседы и тренинги, экскурсии, викторины, конкурсы, развлекательные вечера, уроки памяти, диспуты, презентации, традиционные классные и школьные мероприятия. Каждая из рассмотренных нами форм работы с коллективом определяет развитие детского коллектива, каждая форма определяет изменение чего-то в структурно-организационном, эмоционально-ценностном, операционно-деятельностном компонентам сформированности коллектива младших школьников.
Подводи итоги, отметим, что процесс формирования классного коллектива в начальной школе имеет свои особенности, которые обусловлены психологическими характеристиками младших школьников, их взаимоотношением с воспитателем. При этом роль воспитателя в управлении процессом формирования детского коллектива в рассматриваемый период очень важна. В зависимости от того, какое место в коллективе займет тот или иной ученик, будет зависеть его общественное самочувствие, психологический и мотивационный настрой, наличие дружеских связей.
Список литературы
- Казанцева В.А., Карпенко А.В. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Успехи современной науки. – 2016. – №3. Том 1. – С. 75-79
- Каргополов И.С. Формирование классного коллектива // Молодой ученый. – 2019. – №12. – С. 263-265
- Кудимова Т. В. Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа воспитания толерантной личности // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 102-104
- Фокина Н.Н. Сплочение детского коллектива (из опыта работы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchportfolio.ru/articles/read/1138
- Шкарин Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 570-573.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио профессиональной деятельности воспитателя группы продленного дня. Внеклассная деятельность в группе продленного дня.
Внеклассная деятельность в группе продленного дня....
Использование игр и игровых упражнений для развития младших школьников в деятельности воспитателя группы продленного дня
Данная статья поможет моим коллегам, воспитателям группы продленного дня, а также родителям учащихся глубже понять значение игровой деятельности для развития младших школьников....
Статья на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»
Организация досугав группе продленного дня Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет, но до сих пор его педагогический ...
Методическая разработка на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»
ВВЕДЕНИЕ К. Маркс определял свободное время как «время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждени...
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....
Статья: Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня
Статья: Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня...