Урок психологии во 2 классе "Что такое дружба?"
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Воликова Ирина Владимировна

Материал для занятия попсихологии или классного часа. посвященного дружбе и межличностным отношениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое дружба?

Цель: формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.

Задачи:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
  • исследовать самооценку учащихся;
  • познакомить учащихся с правилами дружбы;
  • воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация, бланк для диагностики самооценки, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Приветствие «Здравствуй, Вселенная»

Ребята встают вместе с учителем в круг, все делается в кругу

Здравствуй солнце (дети кистями рук делают шар),

Здравствуй небо (ребята ладошками тянутся к небу),

Здравствуй Земля (ребята приседают и ладошками трогают пол),

Здравствуй планета Земля (Ребята встают и делают большой круг руками).

/Слайд 1/

- Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?

Учащиеся дают свои определения понятию “дружба”.

/Слайд 2/

- А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении” . На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей). Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

/Слайд 3/

Прежде чем приступить к работе с понятием «дружба», давайте устроим интеллектуальную разминку.

Интеллектуальная разминка

/Слайд 4/

- Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание.

/Слайд 5/

Давайте попробуем разобраться в том, что же здесь лишнее. (клубника)

/Слайд 6/

Петух

/Слайд 7/

Ракета

/Слайд 8/

Ребята, у нас есть только начало слов, а конец этих слов потерялся. Но известно, что все эти слова заканчиваются одинаково (на одни и те – же буквы).

Давайте попробуем отгадать, что это за слова?

(Если дети затрудняются с ответом, то можно дать им подсказку. Например: “одна – печёт, вторая – течёт, третья – горит”).

Молодцы! Вы правильно угадали!

/Слайд 9/
Печёт печка,
Течёт речка,
Горит свечка.

Разминка

А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Сейчас я расскажу вам, что нужно делать.

Когда я скажу слово “речка” – вы начнёте плавно двигать руками, изображая, как течёт вода, или как вы сами плывёте по реке (психолог демонстрирует данное действие).

Когда я скажу слово “печка” – вам нужно присесть, поднять руки вверх и двигать ими в кистях, изображая огонь (психолог демонстрирует действие).

Когда я скажу слово “свечка” – вам нужно встать прямо и замереть.

Слушайте меня внимательно. Приготовились. Начали.

/Слайд 10/

А теперь нам нужно составить из букв слово. Все буквы у нас уже есть, но они расположены не по порядку. Для того, чтобы получилось правильное слово, нужно переставить местами некоторые буквы .

Как вы думаете, какое это слово?

(Если дети затрудняются с ответом, можно подсказать им, что это сладкий фрукт).

/Слайд 11/

Правильно ребята – это груша.

/Слайд 12/

Ребята, сейчас мы попробуем подобрать пару к слову. Связь между словами в паре должна быть такой же, как в примере.

Например: курица – цыплёнок, а заяц – …. (зайчонок)

(Если дети испытывают затруднения при ответе, можно дать им подсказку, чтобы они смогли проследить связь между понятиями: “цыплёнок – это детёныш курицы, а детеныш зайца – это...”. Задание на слайде № 17 дети стараются выполнить сами).

/Слайд 13/

Собака - будка

/Слайд 14/

Как вы думаете, какая заплатка подойдёт вот к этому коврику? (№2)

/Слайд 15/

А к этому? (№ 3)

/Слайд 16/

Осталось залатать последний коврик. Какая заплатка к нему подойдёт? (№ 2)

/Слайд 17/

Я очень рада, что вы справились с заданием. Молодцы!

/Слайд 18/

II. Основная часть

Качества друга

- По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. (По щелчку данные качества меняют свой цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).

/Слайд 19/

Исследование самооценки.

- Сейчас каждый для себя попробует сделать вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. 

Каждому учащемуся раздается бланк.

- На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

Имитация мимики

  • Представь себе, что ты увидел что–то красивое.
  • Сзади на тебя подул холодный ветер. Ты рассердился.
  • Ветер стих и на поляне расцвёл душистый цветок. Понюхай его.

- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.

Игра “Пусть встанут те, кто….”

Психолог называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: “Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п.”

- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?

/Слайд 20/

Сказка о дружбе и её потере

(модификация сказки И.В. Вачкова из книги “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек”).

/Слайд 21/

Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью

/Слайд 22/

 и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.

- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.

- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:

/Слайд 23/

“Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.

/Слайд 24/

И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.

Психолог: Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)

Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:

/Слайд 25/

“Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.

“Теперь точно поссорятся!” - подумала Сова.

/Слайд 26/

Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.

/Слайд 27/

На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

/Слайд 28/

Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.

Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:

/Слайд 29/

- Одно только уничтожит их дружбу ...

Психолог: Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?

В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:

/Слайд 30/

“Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.

/Слайд 31/

Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….

Психолог: О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).

/Слайд 32/

- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).

- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?

/Слайд 33/

Моделирование ситуации

На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.

  • Если бы я обидел своего друга, то я…
  • Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
  • Если бы мой друг обидел меня, то я…
  • Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
  • Если бы мой друг получил двойку, то я…
  • Если бы у меня были конфеты, то я…
  • Если бы у меня была интересная игра, то я…
  • Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
  • Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
  • Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
  • Если мой друг не умеет решать задачи, то я…

/Слайд 34/

На экране фрагмент из мультфильма “Маша и Медведь” - “Ловись рыбка”.

- Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?

/Слайд 35/

Практическое задание “Дружные листики”

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами делали дерево и назвали его деревом дружбы. Оно получилось у нас зелёным, но за окном сейчас осень. Давайте превратим наше дерево дружбы в осеннее. У каждого из вас есть листик. Напишите на нём своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Потом по моей команде будем вставать по очереди, читать свои пожелания и прикреплять их к дереву. .

Во время выполнения задания можно включить песню “Про дружбу” из мультфильма “Маша и Медведь”.

III. Подведение итога.

- Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, кто такой настоящий друг. Если вы будете соблюдать правила дружбы, то я уверена, что вы будете настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей. Какие задания вам понравились больше других? Какие задания были для вас трудными?

В заключение нашего занятия предлагаю вам повторить танцевальные движения, которые я вам покажу (клип “Барбарики” на песню “Дружба”).

/Слайд 36/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час. Урок вежливости. Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»

1.Обсудить с детьми, что значит быть вежливым человеком.    2. Формировать у детей нормы вежливости.   3. Воспитание ответственности за свои поступки....

Методическая разработка урока психологии для обучающихся 1-3 классов «Мы все такие разные».

Цель: Развитие  самосознания, рефлексивных  способностей  и  толерантности  детей младшего школьного возраста.Задачи: I....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо" и тематическое планирование....

Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...