"Диагностика и развитие зрительного восприятия"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

КРЕМЛЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

В данном материале дается определение психологическому процессу - восприятию и рекомендации по диагностике и корррекции этого процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Краткие сведения о восприятии

Одной из важных предпосылок обучения является сформированное у ребенка восприятие.

Понятия величины и формы предметов, как правило, бывают сформированы уже к школе. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно оттенков, пространственные отношения, временные представления. Этому надо уделить большое внимание в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми.

«Пространственная ориентировка» - может быть хорошая (осуществляется самостоятельно), удовлетворительная  (помощь взрослого ограничена указанием или словесной инструкцией) и плохая (подражание и совместное действие).

«Восприятие величины, цвета, формы» -  оцениваются аналогично предыдущему параметру.

«Фонематический слух» - хороший (безошибочный), удовлетворительный (иногда ослышки) и плохой (частые ослышки, приходится неоднократно повторять ситуацию)

Описание заданий и рекомендации к  работе

Задание 1. «Посмотри и узнай» (Приложение 1)

Ребенку предлагаются таблицы с пунктирным изображением знакомых предметов. Ребенок сначала должен узнать эти предметы, затем обвести по контуру и раскрасить полученные изображения.

Более сложный вариант задания — узнавание объектов в точечном изображении, наложенных один на другой («Зашумленные предметы»).

Можно провести беседу об объектах, изображенных на таблицах.

В данном задании актуализируется запас имеющихся у ребенка сведений об окружающем мире (узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков). Наряду с формированием восприятия в данном задании формируется и навык изобразительной деятельности (создание образа предмета по контуру, его раскрашивание).

Задание 2. «Найди похожие» (Приложение 2)

Ребенку поочередно предлагаются две таблицы с изображением знакомых предметов. На первой таблице (2.1)  требуется соотнести предметы только по одному признаку — по форме. На другой таблице (2.2) предметы различаются не только формой, но и цветом (необходимо предварительно раскрасить). Предметы, изображенные на второй таблице, могут быть вырезаны и затем предложены для классификации.

В этом задании формируется восприятие признаков формы, цвета, процесс сериации предметов.

Задание 3. «Составь целое из частей» (разрезанные картинки) (Приложение 3)

Ребенку, в зависимости от возраста, предлагается собрать картинку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 части, 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагоналям).

В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помощи (например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца).

Следует упражнять ребенка в видении целого предмета по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регулярно на разном материале. Только после того, как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезанным сюжетным картинкам.

Задание 4. «Составь фигуры» (Приложение 4)

Ребенку предлагаются поочередно усложняющиеся таблицы с изображением знакомых объектов. Сначала предъявляется готовый образец, а затем все составляющие его части. Методика работы представляет следующие этапы:

- наложение соответствующих частей на готовый объект;

- составление объекта по образцу, который лежит перед ребенком;

- самостоятельное составление объекта из частей без заданного
образца.

В данном задании идет формирование восприятия целого по его частям. В процессе работы развивается также наблюдательность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируются такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества. Выполнение этого задания позволяет  формировать и конструктивную деятельность. Рекомендуется иметь наборы разных вариантов, построенных по принципу данного задания. Можно использовать также танграммы, в которых ребенок собирает знакомые фигуры из частей: круги, овалы и т. д.

Задание 5. «Определи правую и левую стороны» (Приложение 5)

Ребенку предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе (например, показать правую руку, левый глаз, левую pyку, правую ногу; взять карандаш правой рукой, поднять мяч левой рукой, закрыть левый глаз, дотронуться рукой до правого уха и т. д.) Затем определение правой и левой стороны проводится на таблицах. Например, на таблице 5 нужно определить, в какой руке у Гнома цветок, а в какой веточка; найти Гномика, у которого в правой ветка, а в левой цветок и т. п.

В данном задании формируется и закрепляется восприятие правой и левой сторон.

  Задание 6. «Определи положение предметов» (Приложение 6)

Ребенку предлагается таблица, на которой изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, затем — что нарисовано в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. После этого ответить на вопросы где расположен тот или иной предмет. Полезно после упражнений на определение положения на таблице перейти к определению положения в окружающем пространстве. Ребенок должен сказать, где стоит книжный шкаф, что находится справа от него и т. д.

Хорошим упражнением является также слуховой диктант, который может проходить в виде занимательной игры. Для этого ребенку дают лист, разделенный на 9 или 12 квадратов, и с помощью фишки он должен передвигаться в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.).

При выполнении подобных упражнений формируется внимание, ориентировка в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля и т. д.

Задание 7. «Найди место»

Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, составленный из геометрических фигур. Одна часть рисунка вырезана. Предлагается четыре варианта разных изображений вырезанной части, одно из них является искомым. Необходимо найти эту часть и поставить в паз (проводится по принципу методики Равена). Важно в процессе работы с подобным заданием постепенно переходить от наглядно-действенного выполнения к зрительному соотнесению.

Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная картинка, в которой вырезаны отдельные значимые части. Он должен найти место каждой из них.

В этом задании проводится работа по формированию пространственного восприятия, формируется понимание изображенной ситуации, актуализируются имеющиеся знания и представления ребенка. Если изображена ситуация из знакомой детям сказки или рассказа, можно предложить вспомнить этот текст, рассказать, что было до этого, что будет дальше.

При выполнении данного задания формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.



Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Описываемые методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перспективных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?» (Приложение 1)

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов1

10 баллов   — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек. 4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла   — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл     — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

__________________________________________________________________

1Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Выводы об уровне развития

10 баллов     — очень высокий. 

8-9 баллов    — высокий. 

4-7 баллов    — средний. 

2-3 балла      — низкий. 

0-1 балл        — очень низкий.

Методика 2. «Узнай, кто это» (Приложение 2)

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 3, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл — ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

                                   10 баллов  — очень высокий.

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний..

2-3 балла   — низкий.

0-1балл      — очень низкий.

Методика  3.  «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Приложение 3)

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы, Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов

10 баллов   — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до40сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл   — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высокий. 

8-9 баллов   — высокий. 

4-7 баллов   — средний. 

2-3 балла     — низкий. 

0-1 балл       — очень низкий.

Методика 4. «Чем залатать коврик?» (Приложение 4)

Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 5. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов

10 баллов   — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.

8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла   — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл   — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высокий.

8-9 баллов   — высокий.

4-7 баллов  — средний.

2-3 балла     — низкий.

0-1 балл       — очень низкий.

__________________________________________________________________________________

Методические рекомендации разработаны на основе учебного пособия Р.С. Немова для студентов высших пед. заведений «Психология», книга 3 «Психодиагностика» М.: ВЛАДОС, 2002



Предварительный просмотр:

Развитие  зрительного  восприятия у  обучающихся с нарушением интеллекта.    

 

           Зрительное  восприятие  - это сложная  работа , в процессе которой осуществляется  анализ  большого  количества  раздражителей, действующих  на глаз. Чем совершеннее  зрительное  восприятие, тем разнообразнее ощущения  по качеству и  силе, а  значит,  тем полнее, точнее и дифференцированее  они  отражают  раздражители. Основной объем информации об    окружающем  мире  человек получает  благодаря  зрению.

         Зрительное - восприятие  комплексный  процесс,  включающий различные  структурные  компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно- моторные координации,  навыки зрительного обследования, аналитико- синтетическую деятельность зрительного анализатора, объём, константность восприятия. Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения:

- сенсорно-перцептивный,  

- уровень представлений 

 - вербально – логический уровень.

         Формирование любого уровня  зрительного отражения  у детей с интеллектуальной   недостаточностью нарушено. Часто зрительные образы у  таких детей обеднённые, часто деформированные и не устойчивые. Учащиеся с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, часто не замечают важные детали /цвет и цветовые оттенки/.В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, появляется обобщённое  узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности.  Множество неточностей появляется при восприятии в изменённых условиях / новый ракурс предметов / и воспроизведении нескольких  сходных объектов. Представления, возникшие без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Страдает и описание рассматриваемых объектов, оно не формируется без специального обучения.

          Точность и действенность зрительного восприятия, сохранения зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, определения их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов. Несформироыванность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит (несформированность)  интегративного взаимодействия этих функций.

          Недостаточное развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно – пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система, быстрота, точность глазодвигательных  реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение.

             Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно – пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:

- формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положение в пространстве;

- расширение  объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

- формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;

- совершенствование зрительно – двигательной координации;

- формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

           Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Большой эффект дает использование упражнений по закреплению умения воспринимать форму предметов и их элементы, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными – схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенными, зашумленными, недорисованными изображениями.

          Полноценное зрительное восприятие складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах.

          Варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:

*  Обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением. Сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2 – 4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.).

*  Узнавание реалистических изображений в разных ракурсах.

*  Сравнение изображений предметов и объектов (2 – 4), отличающихся цветом, величиной, количеством деталей, положением в пространстве и др.

*  Обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями).

*  Сравнение контурных изображений предметов и объектов (2 – 4), отличающихся цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.

*  Сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2 – 4), незначительно различающихся строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.

*  Сравнение изображений сходных предметов и объектов (2 – 4), незначительно различающихся строением, количеством деталей, оттенками цвета, размером, положением в пространстве и др.

*  Сравнение контурных изображений предметов и объектов (2 – 4), незначительно различающихся цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.

*  Узнавание предмета по его части.

*  Рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование « нелепиц »).

*  Рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

           Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, зашумленных, перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2 – 3 до 6 – 7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).

          Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в тоже время детальное представление об объекте.

         Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют упражнения:

  - определение изменений в предъявленном ряду предметов;

  - нахождение « выпавшей », « лишней » игрушки, картинки;

  - нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках;

  - нахождение нереальных элементов « нелепых » картинок;

  - запоминание 4 – 6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.

           Особое внимание уделяется согласованию обследующих движений руки и глаза ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Зрительно - моторные координации эффективно развиваются при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различных предметов (игры « Летающие тарелки », « Летающие колпачки », « Дартс »,

« Кольцеброс », « Попади в цель ». При этом используются элементы соревнования (кто самый точный, кто самый ловкий, кто больше забросит и др.).

                Для развития зрительного восприятия используются и задания, связанные с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям:

  - Обвести по контуру столько квадратиков, сколько звуков услышишь.

  - Обвести кружочки и треугольники – на верхней полоске обвести 7 кружочков, а на нижней полоске – на 2 треугольника больше.

  - Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней полоске закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке – заштриховать.

  - В различных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их «дорожками ».

            Наблюдение за движущимися в пространстве объектами целесообразно начинать с определения изменения положения отдельно двигающихся частей у игрушек, например у куклы (ручки, ножки), у машины (кузов, дверцы), у домика (окна, дверь) и др. Используются объемные, плоскостные, разъемные, сборные игрушки и предметы, имеющие одну (или несколько) подвижно закрепленных частей. В процессе оперирования с ними ребенок постепенно усваивает зрительные образы движения и позы, которые в дальнейшем закрепляются в процессе самостоятельно выполненных движений и действий по показу взрослого, по памяти, по образцу – схеме, по словесной инструкции.

           Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры « Хоккей », « Баскетбол », « Футбол », « Бильярд » и т.д. Интересна игра « Городские дороги », в которой необходимо провести машину до зоопарка, больницы, магазина без нарушений и аварий.

         Умением наблюдать за несколькими движущимися объектами дети овладевают благодаря многократному выполнению специально подобранных упражнений. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (где мышка? куда убежал зайка? В какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? и т.д.). Постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным становится направление их движения.

         Наиболее сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния до объекта, его протяженности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, определение изменения их положения. Важно научить детей соизмерять объекты в пространстве, определять собственное местонахождение, модельровать различные пространственные ситуации. С это целью используются упражнения для развития глазомера.

- Определить, сколько шагов до парты, до куклы и т.д.; кто дальше сидит: Коля или Марина? Кто выше: Саша или Толя? и т.д.

- Подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же соотношении по величине, как в образце (две матрешки контрастного размера).

- Показать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков (полосок) и т.д.

- Разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2, 3, 4 равные части.

- Разрезать ленточку на равные части.

          По мере освоения детьми способов измерения расстояния с помощью метра можно усложнить задания, предлагая определить на глаз расстояние в сантиметрах, метрах. Также возможно использование упражнений и игр на ориентировку в пространстве.

        Психологу, педагогу стоит помнить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.

        Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них – перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления   возможности отдыха для глаз.

            Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обязательными на всех коррекционных занятиях. Приведем примеры:

                                                   Буратино

Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев). Вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.

                                                    Ветер

Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не поворачивая головы смотрят влево, вправо), ветер тише, тише, тише, (медленно приседают, глаза опускают вниз), деревцо все выше, выше, (встают, глаза поднимают вверх).

                  Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения

- Сомкнуть веки обоих глаз на 3 – 5 секунд. Упражнение повторять 6 – 8 раз.

- Быстро моргать глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторить тоже самое с интервалом 7 – 10 секунд.

- Сомкнуть веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки помассировать их круговыми движениями в течение 1 минуты.

- Сомкнуть веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливать на глазные яблоки через  верхние веки в течение 1 – 3 секунд.

- Прижать указательными пальцами брови и закрыть глаза. « Нахмурить » лоб. Пальцы при этом должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторить 6 – 8 раз.

                          Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц.

- Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы. Повторить 8 – 10 раз.

- Медленно перевести взгляд вправо, влево и обратно. Выполнять 8 – 10 раз.

- Медленно перевести взгляд вправо вверх, затем влево вниз и обратно. Повторить 8 – 10 раз.

- Делать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторить        4 – 6 раз.

                            Упражнение на снятие зрительного утомления

- Выполнить 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа на лево, затем слева на право.

- Выполнить 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз и вниз – вверх.

- Выполнить 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.

                                   Упражнение на улучшение аккомодации

- Смотреть вперед в течение 2 – 3 секунд, затем перевести взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25 – 30 сантиметров, через 3 – 5 секунд руку опустить. Выполнить 10 – 12 раз.

- Смотреть на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом 3 – 5 секунд, затем, сгибая руку, приближать палец к носу до тех пор пока палец не начнет двоиться. Повторить 6 -8 раз.

- В течение 3 -5 секунд смотреть двумя глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикрыть левой ладонью левый глаз на 3 – 5 секунд, а правую руку в это время сгибать и разгибать. Тоже самое выполнять, закрывая правой рукой правый глаз. Повторить 6 – 8 раз.

        В целях профилактики зрения у детей должны предъявляться особые требования к тем предметам, которые демонстрируются на занятии, а также к выбору места их демонстрации с точки зрения доступности для зрительного восприятия. Например: при организации зрительного восприятия необходимо варьировать наглядный материал (объемные и плоскостные предметы, их контуры, изображения) по форме, размеру, яркости, цвету, контрасту пособий. Это способствует произвольности зрительной фиксации на предмете, более полному и точному его запоминанию, правильному определению пространственных ориентировок. При демонстрации цветных изображений используются яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор – красный, огурец – зеленый). При показе дидактического материала необходимо учитывать не только размер и цвет, но и контрастность фона, на котором они находятся, расстояние и удаленность.

           При подборе материалов для занятий должны учитываться специфические трудности, вызванные нарушением зрительно – моторной координации и восприятия пространства: перешифровка зрительного материала с вертикальной плоскости на горизонтальную (доска – тетрадь). Детям левшам нельзя давать образец письма вначале строки, т.к. при письме они закрывают его рукой. Зрительный материал должен подбираться с нарастанием сложности: постепенное уменьшение размера изображений, увеличение количества объектов, появление зашумленности фона, пересекающихся объектов.

           Активизацию зрительных функций необходимо осуществлять в различных формах коррекционно – педагогической работы. На каждом занятии следует уделять несколько минут решению этих задач. Возможно проведение специальных занятий по развитию зрительных представлений, где важным фактором будет являться формирование у детей положительного отношения к деятельности: создание положительной мотивации, заинтересованности.

         Следует помнить, что неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, что вызывает значительные трудности во всех видах деятельности.

         

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

                                                     

Что пропало?

         Педагог просит детей закрыть глаза и прячет один (два) из трех – семи предметов. Дети должны назвать что пропало.

Что изменилось?

         Предлагается рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и др.) и отвернуться (или выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет что изменилось.

                                                    Найди ошибку

          Предлагается карточка с неправильными написаниями: а) слов – одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); б) предложений – пропущено или вставлено не подходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т.д.); в) арифметических примеров – сделана ошибка на вычисление, цифра записана зеркально. Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

                                           Наложенные изображения

             Ребенку предъявляются 3 – 5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

                                           Спрятанные изображения

        Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Необходимо найти все « спрятанные » изображения.

                                          Зашумленные изображения   

       Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые « зашумлены », т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

                                               Парные изображения

          Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5 – 7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия. В качестве варианта возможно использование парных игрушек или предъявление натурального предмета и его изображения.

                                        Незаконченные изображения

          Предъявляются изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и др. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

        В качестве варианта предъявляются изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь). Требуется восстановить все изображение.

                                            Точечные изображения

         Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо соединить точки и назвать изображение.

                                        Перевернутые изображения

      Предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180 градусов. Требуется назвать их.

                                         

Разрезанные изображения

         Предъявляются части 2 – 3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т.д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Разрезанные картинки

         Предлагаются картинки с различными изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали и т.д. на 4, 6, 7, частей. Собрать картинку из частей.

Запомни и нарисуй

        Ребенку предлагается запомнить ряд из 4 – 6 предметов, а затем схематично изобразить их.

Буковки

          Предлагается несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо: а) найти и обвести карандашом (или подчеркнуть), например, все буквы И, или все гласные; б) одним цветом обвести все буквы Б, а другим цветом – все буквы П.

Где зажегся фонарик

        Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить местоположение и сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.

Посчитай и построй

     Дети определяют, какой предмет выложен из цветных палочек, считают и запоминают количество и положение палочек. Затем выкладывают подобное изображение по памяти самостоятельно.

Сложи узор

         Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а так же составить различные узоры из кубиков Коса, Никитина.

                                                               Шкафчик 

      В склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками на глазах у ребенка в один из ящичков прячется маленькая игрушка. Через 15 – 20 минут ребенку предлагается ее найти. Можно прятать одновременно 2 – 3 игрушки,; попросить ребенка найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку; увеличить время, через которое можно искать игрушку.

Пройди лабиринт

       Ребенку предлагается « провести » взглядом или карандашом ежа до домика.

Прокати шар в ворота

      Закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.

                                    Упражнения для тренировки зрения

        1. Выполнять движения глазными яблоками вправо и влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30 – 40 секунд.

     2. Выполнять глазными яблоками медленные движения вверх и вниз с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30 – 40 секунд.

          3. Поочередно смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний. Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30 – 40 секунд.

          4. Движения выполняются глазными яблоками по кругу – сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Повторить по 3 вращения плавно, без рывков в каждую сторону. Голова неподвижна.

          5. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15 – 20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабить мышцы на 30 – 40 секунд.

        6. Взгляд фиксируется на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10 – 20 секунд, после чего закрыть глаза и расслабить мышцы на 30 – 40 секунд.

        7. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее в локте; приблизить палец к глазам (смотреть 3 – 5 секунд).

        8. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития зрительного восприятия

Материал содержит направления диагностического этапа работы по развитию зрительного восприятия, показатели диагностики, критерии и планируемые результаты работы....

Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Данная статья об особенностях диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...

Презентация "Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации"

В презентации представлены упражнения, которые  способствуют развитию зрительного восприятия, внимания у младших школьников.Способствуют развитию зрительно-моторной координации. Направлены на сов...

Памятка «Развитие зрительного восприятия, направленного на восприятие текста»

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном ...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти...

Мнемотаблица - Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти...