Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

Макаренко Татьяна Николаевна

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Представляем вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Считаем, что нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чем вырастить, прежде всего, здорового человека  и не просто здорового, а который будет осознавать важность и необходимость заботы о своем здоровье и будет знать и применять реальные приемы его сохранения.

Как же сделать, чтобы здоровый образ жизни стал насущной потребностью самого ребенка?  Для этого нужно, чтобы вся система  деятельность педагогов была включена в модель здоровьесберегающей системы, чтобы сам ребенок стал ее неотъемлемой частью и включился в деятельность по ее созданию.

Разрабатывая такую модель здоровьесберегающей системы,  мы исходили из того, что здоровье – это состояние  полного физического, психического и социального благополучия.  Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

В начале учебного года в первом классе нами проводилось изучение и диагностика здоровья учащихся, составлялся социальный паспорт класса, намечался план работы.

В своей деятельности мы исходили из того, что успешное формирование представлений о ЗОЖ у школьников  возможно только при осуществлении целенаправленной систематической  воспитательно-образовательной работы в учебном учреждении и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого  выступает педагогический коллектив школы.

        Для каждого компонента здоровья были определены соответствующие направления работы, которые должны проводиться и в непосредственно-образовательной деятельности и в режимные моменты, и, конечно, в работе с родителями, т. е. пронизывать весь учебно-воспитательный процесс.

         В целях повышения профессиональной компетентности  педагогов   по данной проблеме и включения каждого в общую деятельность в 2010 году прошли курсы «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс» в объёме 104 часов.

Вся методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ними,  с акцентом на их поисковую активность, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий, самостоятельности и ответственности.

Дети и родители стали активными участниками  проектов «Береги здоровье смолоду» и «Я расту здоровым». Вместе строили зимний городок для прогулок, придумывали сказки  о полезной еде и вредных микробах, а потом рисовали иллюстрации к ним; вместе создавали уголки здоровья, а потом соревновались в викторине «Помоги себе сам».

 Были проведены два модуля «Путешествие по стране здоровья» и «Если хочешь быть здоров, позабудь про докторов».

На всех занятиях вводились элементы психогимнастики, логоритмические упражнения, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки и дыхательные упражнения.

Все вместе, дружно создавали в своём классе уголки здоровья, в которых были представлены альбомы по здоровому образу жизни,  предметы, необходимые для ведения здорового образа жизни, детская литература и плакаты, выполненные в совместной деятельности детей и взрослых.

С большим удовольствием дети участвовали в физкультурно-оздоровительных досугах  «Празднике чистоты и здоровья», «Олимпийских играх», «Дне смеха», что способствовало развитию у них таких психофизических качеств, как быстрота, сила, ловкость и выносливость, воспитанию жизнестойкой и волевой личности, а также пониманию того, что только человек,  живущий в гармонии с собой  и с миром,  будет действительно здоров.

Активными участниками нашей работы стали родители, которые участвовали во всех делах своих детей.

Целенаправленная скоординированная работа педагогов по формированию здорового образа жизни у школьников, использование различных форм и инновационных методов работы с детьми и родителями, личностно-ориентированный подход к образованию школьников, организация образовательной деятельности в игровой форме, в  которой дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии способствовало  положительной динамике в развитии школьников и формировании у них навыков здорового образа жизни.

         Представляем вашему вниманию фрагмент занятия с применением специальных способов и приёмов обучения и воспитания в совместной деятельности учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни.

Задание. 1. Отгадайте тему занятия.

Решить примеры. Заменить число (ответ),  буквой соответствующей этому числу. Расположи числа в порядке возрастания (если будут затрудняться).

100 – 4 =

12 + 20 =

3 х  9 =

36 : 6 =

48 + 5 =

73 – 7 =

94 – 34=

9 + 7 =

96

32

27

6

53

66

60

16

е

р

о

з

0

ь

в

д

Тема занятия ЗДОРОВЬЕ.

2. Задание.

- А что, значит, быть здоровым? Выберите слова, которые относятся к понятию ЗДОРОВЫЙ. (слова напечатаны и лежат на столе обучающихся)

Крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, сутулый, стройный, сильный, бледный, весёлый, красивый, румяный.

3. Задание. Упражнение на классификацию «Что лишнее».

Градусник, таблетки, врач, хоккей, болезнь.

Лекарство, прогулка, ангина, прививка.

Головная боль, высокая температура, катание на санках, усталость.

- К чему относятся все эти слова после исключения лишнего?  (болезнь)

- Что такое болезнь?   (плохое самочувствие)

4.Задание. Упражнение на запоминание (слуховое).

Я произнесу пять пар слов, запомните второе слово в каждой паре.

Глаза – беречь

Кожа – человек

Уши – слух

Рука – палец

Здоровье – зарядка

Затем учитель называет первое слово пары, а обучающиеся воспроизводят второе слово.

Физминутка.

Рот, нос, голова,

Уши, щёки, лоб, глаза.

Плечи, плечи, шея, грудь

Не забыть чего-нибудь.

Руки – руки – хлоп – хлоп,

Ноги – ноги – топ – топ.

Раз сюда и раз туда,

Это – нет, а это – да.

5.Задание. Две картинки. Весёлое лицо (здоровый человек), грустное лицо (больной человек).

Соотнеси фразы с картинками. Прочитайте фразы, которые вы отнесли к картинке,  где весёлое лицо (здоровый человек).

Прочитайте фразы, которые вы отнесли к картинке,  где грустное лицо (больной человек).

 (Гулять на свежем воздухе, курить, делать зарядку, правильно питаться, заниматься спортом, мало спать, работать без отдыха, соблюдать режим дня, закаляться, переедать, читать лёжа, соблюдать правила гигиены)

  1. Задание.  Посмотрите сценку «Режим»

Сценка «Режим»

      - А ты, Наташа  знаешь, что такое режим?

        - Конечно! Режим … Режим – куда хочу, туда скачу!

        - Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?

        - Даже перевыполняю!

        - Как же это?

        - По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!

        - Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

        - Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в школу.

        - Хорошо…

        - А можно ещё лучше!

        - Как же это?

        - Вот как! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.

        - Ну нет. При таком режиме вырастает из тебя лентяйка.

        - Не вырастит!

        - Это почему же?

        - Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!

        - Как это «с бабушкой»?

        - А так: наполовину – я, наполовину – бабушка

       - Не понимаю – как это?

       - Очень просто. Подъём выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я…

    - И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такая ленивая…

7.Задание.

Что такое режим?

 Соблюдает ли Наташа режим дня?

 Используя картинки, составьте режим дня.

8.Задание. 

Много народных пословиц о здоровье. Я сейчас начну пословицу, а вы попробуйте найти её окончание. У вас на партах даны концовки пословиц, соединив обе фразы,  мы и получим пословицу.

Двигайся больше — проживешь дольше.

Заболеть легко — вылечиться трудно.

И старым и молодым вреден табачный дым.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

9.Задание. 

Раздели текст на предложения.

         Береги здоровье соблюдай режим дня чаще бывай на воздухе ложись спать в девять часов утром делай зарядку больше занимайся спортом стране нужны здоровые люди

10.Задание.  Составьте предложение из слов.

 (Я хочу быть здоровым человеком!)

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Опыт работы поданной теме поможет учителям начальных классов научить детей беречь и укреплять свое здоровье, усвоить понятия здорового образа жизни....

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Выступление на ШМО по теме: "Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми....

Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Проблема воспитания здорового поколения до сих пор очень важна и актуальна в наше время. Если привить детям здоровые привычки с самого раннего детства, то в будущем они смогут вести здоровый и правиль...