Программа на развитие психических процессов
рабочая программа на тему
Данная программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь) у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapomnil.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «Заметил, понял, запомнил, сказал»
Комовой А.Н., педагога-психолога
(ФИО педагога, занимаемая должность)
Возраст обучающихся: 8 -17 лет
Блок занятий 5.
Срок реализации: 14 занятий
Содержание | № стр. |
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты | 3 |
Диагностика | 4 |
Учебно-тематический план | 5 |
Содержание программы | 5 |
Материально-техническое обеспечение Программы | 6 |
Литература | 7 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа ориентирована на детей 8-17 лет с незначительными интеллектуальными, сенсорными или двигательными нарушениями, а также для обучающихся более старшего возраста в случае запроса на освоение программы.
Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации.
Форма и режим занятий: комплексное занятие, игра, самостоятельная работа. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, каждое длится не больше 30-40 минут.
Цель: ознакомление и закрепление знаний об окружающем мире (природа, человек), развитие памяти и внимания.
Задачи программы:
Образовательные (знания):
- дать детям-инвалидам знания о некоторых дидактических играх и правилах игры в них;
- дать детям знания о спектре человеческих эмоций и чувств;
- дать знания о различных играх на развитие памяти, внимания и мышления.
Обучающие (умения: познавательные, практические, речевые, игровые):
- научить играть в различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, соблюдая правила;
- уметь по инструкции строить, складывать и собирать требуемые конструкторы, макеты;
- уметь находить сходства и различия предметов и картинок;
- уметь создавать работы средствами предметной и сюжетной изобразительной деятельности;
- уметь создавать пиктограммы, иные способы запоминания;
- уметь составлять рассказы из сюжетных и иных картинок.
Развивающие:
- развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать навыки работы за столом;
- развивать навыки конструктивного общения с взрослыми и детьми доступными ребенку способами.
Воспитательные:
- воспитать доброе позитивное отношение к людям;
- формировать мотивацию и побуждать интерес к преодолению трудностей;
- выработать понимание жизненных ценностей, добра и зла;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс, повысить их психологическую грамотность.
Планируемые результаты
Обучающийся после освоения программы будет владеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- выполнять задание педагога-психолога;
- соблюдать правила поведения в помещениях;
- уметь играть в различные дидактические игры, соблюдая правила;
- уметь использовать различные мнемотехники для запоминания информации;
- уметь создавать работы любого качества средствами предметной и сюжетной изобразительной деятельности;
- уметь составлять рассказы по сюжетным картинкам;
- уметь признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).
- демонстрировать доброе позитивное отношение к людям;
- освоить и применять принятые в обществе нормы поведения.
Диагностика
Зачисление ребенка на освоение данной программы осуществляется в течение всего года, исходя из результатов диагностики, отраженных в карте Социально-психологической диагностики развития, либо в случае не усвоения программы за отведенный период.
Цель диагностики («входной контроль»): определить уровень сформированности игровых навыков, степень интеллектуального недоразвития для подбора оптимального маршрута обучения.
Цель «выходного» контроля: определение степени освоения программы и дальнейшего маршрута обучения.
№ | Контрольные задания | Критерии оценки | ||
Программа освоена | Программа освоена не в полном объеме | Программа не освоена | ||
1 | Нахождение цифр от 1 до 20/50 | Самостоятельно находит цифры по порядку на бланке | Находит цифры на бланке, но необходима помощь в назывании цифр по порядку | Не находит цифры, быстро утомляется |
2 | Сравнение 2-х картинок | Находит и называет сходство и различие картинок | Находит и называет сходство и различие после наводящих вопросов педагога. | Выделяет что-то одно – сходство или различие, не переключается даже после помощи педагога |
3 | Называние заштрихованных предметов | Самостоятельно называет заштрихованные предметы | Называет заштрихованные предметы с помощью педагога | Затрудняется в выделении заштрихованных предметов |
4 | Называние убранной карточки из 8-10 картинок | Называет 2-3 карточки, убранные педагогом из ряда | Называет 1 убранную карточку, с 2-3 затрудняется | Называет убранные карточки после помощи педагога |
5 | Воспроизведение слов по пиктограммам | Сам рисует пиктограммы и правильно воспроизводит названные слова | Воспроизводит слова по имеющимся пиктограммам, сам не рисует | Затрудняется с воспроизведением слов по пиктограммам |
6 | Раскладывание картинок по категориям | Самостоятельно раскладывает на категории, называет | Требуется помощь педагога в раскладывании, называет сам. | Требуется помощь в раскладывании и назывании ведущего признака |
7 | Составление рассказа по произвольным картинкам | С небольшой помощью педагога может составить рассказ, а потом воспроизвести порядок картинок | С помощью педагога может составить рассказ, требуются подсказки для повторного воспроизведения | Составляет рассказ и воспроизводит только с организующей помощью взрослого |
8 | Сюжетные картинки | Самостоятельно раскладывает картинки в нужном порядке, требуется небольшая помощь в составлении рассказа | Требуется небольшая помощь при раскладывании картинок в нужном порядке и составлении рассказа | Затрудняется в составлении рассказа даже при помощи педагога |
Учебно-тематический план.
№ | Наименование темы | Теория | Практика | Всего (кол-во занятий) |
1 | Знакомство с правилами | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Внимание | 0,5 | 2,5 | 3 |
3 | Память | 0,5 | 1,5 | 2 |
4 | Мышление | 1 | 2 | 3 |
5 | Речь | 1 | 2 | 3 |
6 | Закрепление | 0,8 | 1,2 | 2 |
Всего | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Знакомство с правилами
Теория.
Знакомство с правилами поведения на занятии. Показ и объяснение назначения каждой выбранной ребенком игры. Уборка игр на место. Разъяснение цели занятий.
Практика.
Свободное изучение содержимого кабинета, знакомство с правилами игр, которые выбирает сам ребенок, совместная уборка игр на место. Знакомство с понятиями «память, внимание, мышление, речь» в процессе игры.
2. Общеразвивающие часть занятий
Теория
Инструкция, демонстрация игровых действий с комментариями. Показ и объяснение правил игры, демонстрация примеров.
Практика
Уборка игр на место после ознакомления и игры. Поиск на бланке цифр по порядку от 1 до 10-50 (в зависимости от возраста), нахождение отличий и сходства предметов, картинок. Нахождение пропавшей из 3-8 картинок, выделение тех, что поменялись местами. Запоминание слов на слух, рисование пиктограмм. Раскладывание предметов или картинок по категориям (овощи, фрукты, ягоды, дикие и домашние животные, одежда, обувь, посуда и др.). Объединение картинок по разным признакам. Выделение лишней картинки из предложенных, называние обобщающих признаков. Выкладывание сюжетных картинок, составление связного рассказа. Рисование историй, пересказ.
3. Закрепление
Теория
Повторение инструкций и показ действий с играми.
Практика
Самостоятельные действия, использование по назначению игр по инструкции педагога, Выбор ребенком игр, в которые играли, самостоятельное объяснение правил педагогу.
Материально-техническое оснащение
№ | Дидактический материал | Кол-во |
1 | Бланк с цифрами от 1 до 20/50 | 1 |
2 | Набор картинок, содержащие в себе одинаковые и различные изображения | 1 |
3 | Бланк с заштрихованными предметами | 3 |
4 | Бланк с пиктограммами | 1 |
5 | Набор картинок с различными категориями предметов (овощи, фрукты, животные, мебель и др.) | 1 |
6 | Наборы сюжетных картинок | 6 |
ЛИТЕРАТУРА
- Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами; пер.с анг. Д.Г.Сергеева. – Екатеринург: Рама паблишинг, 2014
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В.Киселева. – СПб.: Речь, 2014
- Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред.И.А.смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000
- Млодик М.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014
- Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сборник материалов 1-й международной научно-практической конференции 27-29 ноября 2013 г. / под научн.ред.Н.Н.Яковлевой – СПб., 2014
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2002
- Пежемская Юли. Подростки групп социального риска и их социально-психологическая реабилитация. – 2-е изд. – СПб.: НОУДПО «Социальная школа Каритас», 2008
- Подготовка в школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред.С.Г.Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего / пер.с нем. – М.: Генезис, 2013
- Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. Монография.-СПб.: Речь, 2010
- Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста
В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Коррекционно-развивающее занятие по развитию психических процессов
Данное занятие выступает как вид психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов. Цель занятия: развитие и коррекция познавательной деятельностиЗадачи:Разв...
"Развитие психических процессов на уроках в начальной школе"
Модифицированная программа по внеурочной деятельности с разработанными занятиями для 1-2 классов....
Презентация "Развитие психических процессов в условиях здоровьесберегающих технологий".
Наряду с образовательной задачей на уроках в коррекционных школах решаются задачи психического развития детей с ОВЗ. Развитие и коррекция мышления, восприятия, памяти, внимания, реч...
Игры на развитие психических процессов
В данной работе предложены игры на развитие психических процессов. Как во время уроков, так и во внеурочной деятельности....
Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."
Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно. Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...