Диагностика для изучения детского коллектива
методическая разработка по теме

Устинова Татьяна Алексеевна

Диагностика для изучения детского коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostiki_dlya_izucheniya_detskogo_kollektiva.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1-Й КЛАСС.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1. «УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ»

    Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физкультуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

    Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «СОЛНЦЕ, ТУЧКА, ДОЖДИК».

    Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их  самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне – (туча)

С друзьями мне – (солнце)

Дома мне – (дождик)

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 3. «ПОДАРКИ»

    Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Таня – книга

Лена – ручка и т. д.

    Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

2-Й КЛАСС.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1. «ПЬЕДЕСТАЛ»

    Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь три человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

    Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

    Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 3. «СОЦИОМЕТРИЯ»

    Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

  1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания.
  2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
  3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кого из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

3-Й КЛАСС.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1. «КРУГИ НА ВОДЕ»

    Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имён одноклассников.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «МУЛЬТФИЛЬМ О НАШЕМ КЛАССЕ»

    Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

  1. какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
  2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
  3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т. д.)
  4. Какие проблемы поднимает мультфильм.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 3. «АУКЦИОН»

    Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный. Ответственный, безответственный, активный, не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.

4-Й КЛАСС.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1.

«САМЫЕ ПАМЯТНЫЕ СОБЫТИЯ ИЗ ЖИЗНИ МОЕГО КЛАССА»

    Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2.

    Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

  1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это …
  2. Ребята, с которыми я не дружу в нашем классе, это …
  3. Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это …
  4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это …
  5. Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это …
  6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это …

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 3. «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

    Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести  весь класс и каждый из вас на необитаемом острове.

    Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.

Диагностическая методика № 4.

«Портретная галерея нашего класса»

    Классный руководитель обращается к учащимся класса со следующими словами: «В этом году вы заканчиваете четвёртый класс, а я, ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память мне альбом с вашими портретами, словесными и рисуночными. Сейчас вы попробуете составить словесный портрет нашего класса, рассказывая о себе в виде небольшого сочинения.

    Таким образом, учащиеся пишут свою самохарактеристику и рисуют свой автопортрет.

    Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого-педагогическому консилиуму, который традиционно проводится в школах в четвёртом классе. Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной самохарактеристике, на определение своей роли в классе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация диагностик для изучения детского коллектива

Диагностики изучения детского коллектива в 1-2 классе....

Диагностики изучения детского коллектива

Методическая разработка по изучение индивидуально – психологических характеристик детского коллектива....

диагностики изучения детского коллектива

В данном материале собраны диагностики изучения детского коллектива 1-4 класс. (Источник-Интернет)...

Диагностика для изучения классного коллектива

Методики для изучения классного коллектива...

Диагностики для изучения детского коллектива

Данный перечень диагностик направлен на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитатель...

Диагностики изучения детского коллектива младших школьников

Понятие «коллектив» произошло от латинского «collektives» - собирательный. Оно означает общественную группу, связанную общественно-значимыми целями, коллективной деятельностью ...