Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников
статья (1 класс) на тему
Готовность ребенка к школе. Развитие мотивации, формирование новых моральных мотивов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников.
Личностная готовность ребёнка к школе включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я – концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Её показателями является развитие высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств(радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). В начале обучения в 1 классе полностью сформированная внутренняя позиция школьника была констатирована лишь у 45% обследованных учащихся.
Развитие мотивов учения является важным показателем сформированности внутренней позиции школьника. Возникают и формируются новые моральные мотивы – чувство долга и ответственности.
Самоопределение и смыслообразование.
Наиболее показательна в контексте смысловой ориентации школьника мотивация учения. В начальной школе выделяют две группы мотивов:
- мотивы (учебные и познавательные), связанные с собственно учебной деятельностью;
- мотивы (социальные, позиционные, в том числе статусные, узколичные, связанные с косвенным продуктом учения).
Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требуют от учителя организации следующих условий:
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учёбе;
- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения, обеспечения учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
- организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
В младшем школьном возрасте специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.
Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:
- когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
- ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
-эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);
- деятельностный (поведенческий – гражданская активность).
Требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе.
Когнитивный компонент:
- сформировать историко – географический образ России
- иметь представление о социально – политическом устройстве России
- знать основные права и обязанности гражданина
-знать о своей этнической принадлежности
- иметь представление об общекультурном наследии России
-знать основные моральные нормы
Ценностно – смысловой и эмоциональный компоненты:
- иметь чувство патриотизма
- обладать эмоционально положительным принятием своей этнической идентичности
- уважать другие народы России
-уважать личность и её достоинства
- уважать ценности семьи, любить природу, признавать ценности здоровья, обладать оптимизмом в восприятии мира
- следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство вины и стыда при их нарушении
Деятельностный компонент:
- участвовать в школьном самоуправлении
- выполнять нормы и требования школьной жизни
- выполнять моральные нормы
- участвовать в школьной жизни
- следовать здоровому образу жизни
Самооценка является ядром самосознания личности. Выделяются следующие структурные компоненты самосознания: физический облик, имя, развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения.
Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:
- сравнение своих достижений
- предоставление возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов
Нравственно – этическая ориентация.
Мораль – специфический нормативный способ регуляции человеческой деятельности.
В правилах нормативного поведения можно выделить три типа норм:
1. Моральные нормы.
2. Конвенциональные нормы представляют собой социальные стандарты поведения.
3. Персональные нормы охватывают индивидуальные предпочтения личности.
В переходный период из дошкольного учреждения в начальную школу большое внимание уделяется преодолению эгоцентрической позиции ребёнка.
Идентификация поступка как морального(аморального ) на основе соотнесения действий с моральным эталоном.
Большое значение для морального развития ребёнка имеет общение и взаимодействие с другими людьми. Многие авторы признают, что особое значение для нравственного развития приобретает процесс систематически организованного обучения. И как результат: «…побуждая поступать человека определённым образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – первичных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека». Крайне значимой для морального развития оказывается активность самого ребёнка в процессе обучения и воспитания.
Критерии сформированности нравственно – этической ориентации:
- структура ценностного сознания;
- уровень развития морального сознания;
-присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
- полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации;
Учёт ценностно – смысловой, эмоциональной составляющей морального действия является необходимым условием успешности любой программы морального развития учащихся.
Методики:
- Методика «Беседа о школе».
- Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка».
- Методика «Кто я?».
- Рефлексивная оценка учебной деятельности.
- Шкала выраженности учебно – познавательного интереса.
- Опросник мотивации.
- Методика выявления характера атрибуии (успеха/неуспеха).
- Задание на оценкуусвоение нормы взаимопомощи.
- Задание на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы.
- задание на выявление уровня моральной децентрации.
- Моральная дилемма.
- Анкета «Оцени поступок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностные универсальные учебные действия у младших школьников
Что такое (ЛУУД) и каковы особенности их формирования в зависимости от возраста школьников....
Личностные универсальные учебные действия у младших школьников
(ЛУУД).Возрастные особенности развития младших школьников....
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников
Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умени...
Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников
Одним из великих писателей А.С. Пушкиным было написано немало сказок, которые включены в программу по изучению литературы в начальной школе. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и тр...
Статья "Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников"
В статье представлены классификация и описание личностных универсальных учебных действий, рассматриваются способы формирования личностных УУД у младших школьников....