Методическая разработка «Эффективное взаимодействие детей и родителей»
методическая разработка на тему
Программа психолого-педагогического сопровождения «Эффективное взаимодействие детей и родителей» адресована родителям детей любого возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей или по рекомендации педагогов-психологов, осуществляющих коррекционную работу с их детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург
2018 год
Методическая разработка
«Эффективное взаимодействие детей и родителей»
Составитель:
педагог-психолог ЦПМСС
Антонович Л.Ю.
1.Пояснительная записка.
Актуальность.
Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Поэтому обеспечение психологической поддержки семейного воспитания является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями психолого-педагогического сопровождения.
Особую важность это направление приобретает в последнее время, когда семья, как социальный институт, переживает серьёзные проблемы и экономического и психологического плана. Всё это не может не сказываться на качестве взаимодействия между членами семьи, между родителями и детьми. Выделим некоторые общие особенности современной семьи.
Растёт количество разводов, а, следовательно, и детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни в этих семьях ниже среднего уровня. Для матерей характерны поиски дополнительного заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени – всё это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Велик риск выплеска негативных эмоций на детей.
С психологическими проблемами сталкиваются и более обеспеченные семьи. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок больше времени проводит с нянями, чем с родителями.
Затрудняют общение ребёнка и взрослого и некоторые достижения цивилизации. Своё свободное время родители предпочитают проводить за просмотром телевизионных передач или за компьютером, что тоже увеличивает дефицит общения ребёнка с взрослым.
Современные родители достаточно информированы в вопросах развития детей и их воспитания. Этой проблеме уделяют внимание средства массовой информации. Статьи на эти темы содержат периодические печатные издания, выпускается много книг и брошюр, при необходимости можно найти нужную информацию в интернете. Но, как показывает опыт, знания родителей не систематизированы. Родители признаются, что испытывают трудности в применении их для решения практических задач и проблем. Вместе с тем ощущается дефицит практико-ориентированных программ психолого-педагогического сопровождения родителей как участников образовательного процесса.
Для решения задач, поставленных современным обществом, только психологического просвещения родителей недостаточно. Необходимы практические занятия, которые помогут им лучше понять своего ребёнка и строить отношения с ним конструктивно и осознанно.
Адресат.
Программа психолого-педагогического сопровождения «Эффективное взаимодействие детей и родителей» адресована родителям детей любого возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей или по рекомендации педагогов-психологов, осуществляющих коррекционную работу с их детьми.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для формирования конструктивных детско-родительских .
Задачи
- Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
- Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
- Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении.
Теоретические основы.
При составлении программы использовались теории личностного развития, общения и поведения, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Эрика Берна, Берта Хелленгера Из психологической науки и практики было взято то, что можно превратить в практические навыки и стратегии поведения.
2. Содержание программы.
Программа состоит из 10 занятий с родителями, построенных в форме психологического тренинга. Также родителям предлагаются индивидуальные консультации для оказания помощи в решении конкретных проблем взаимодействия с детьми.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Темы занятий | Продолжительность (час) |
1 | Знакомство, правила, тема «Контакт» | 4 |
2 | Эмоции, чувства, состояния. | 4 |
3 | Знакомство с «Я-высказыванием» | 4 |
4 | Манипуляции. Способы защиты. | 4 |
5 | Умение говорить «Нет» | 4 |
6 | Невербальная коммуникация. | 4 |
7 | Определение внутрисемейных ролей. Знакомство с законами развития семьи. | 4 |
8 | Механизмы взаимодействия с окружающими | 4 |
9 | Доверие к окружающему миру | 4 |
10 | Подведение итогов «Чемодан в дорогу» | 4 |
1 ЗАНЯТИЕ
Цель занятия:
1.Создать климат психологической безопасности.
2Ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга.
3.Обсудить правила группы.
4.Знакомство с темой контакт.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Вступительная беседа о тренинге и об ожидании участников от него. Запросы: выяснение основных проблем во взаимоотношениях с детьми, и что ожидают от тренинга.
2.Правила группы.
3. "Моё имя"
Цель: Выявление представлений о себе и раскрытие значимости имени.
Ход: участники проговаривая своё имя вспоминают его историю, кто назвал, в честь кого, и что оно несёт по жизни.
4."Разговор"
Ход: участники в парах ведут разговор о своих детях в следующих позициях:
а ) Спиной друг к другу.
б ) Один стоит другой сидит.
в ) Меняются местами.
г ) Оба стоят лицом друг к другу.
д )Сидят лицом друг к другу.
Обсуждение и выявление ведущего канала восприятия . Обсуждение ведущих каналов восприятия у детей участников тренинга.
5."Карандаш"
Ход: Зажать карандаш или ручку подушечками указательных пальцев и двигать руками вверх- вниз, вперёд-назад.
Обсуждение : что необходимо было делать чтобы карандаш не уронить.
5."Челнок в детство"
Ход: участники в пара вспоминают как родители понимали и принимали их а детстве (в возрасте их ребенка)
Обсуждение: Как происходит контакт с их детьми сейчас и на сколько похожи эти отношения.
6. "Контакт"
Ход: участники по кругу проговаривают, что для них означает это слово. Анализируют -какой контакт у них со своими детьми.
7."Контакт"
Ход: участники делятся на пары, каждая пара получает задание(уговорить родителя пойти на ночную дискотеку ребёнку 16 лет, выйти замуж в 17лет и т.д.)
Обсуждение: удалось ли достигнуть желаемое, какие методы манипуляций использовали.
8.Шеринг.
- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
2 ЗАНЯТИЕ
Цель занятия: понять что такое эмоции, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Шеринг.
-кто хочет делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия.
2.Тренер даёт определение понятия эмоция. Отгадывание эмоций по пектограммам.
Обсуждение: Что было сложного , какие эмоции сложнее проявлять
3."Эмоции в детстве"
Ход: В парах участники вспоминают, как в детстве они проявляли эмоции радости и гнева и как реагировали на это родители.
Обсуждение: как сейчас проявляют эмоции дети участников и как родители реагируют.
4."Испорченный телефон"
Ход: Участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Один из участников загадывает эмоцию и передаёт по кругу.
Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация ,если человек думает , что изображает одну эмоцию, а окружающие видят другую?
5."Замороженные"
Ход: Участники сидят в кругу неподвижно и изображают людей без эмоций. Водящий выходит в центр круга и пытается "разморозить" кого-нибудь своими жестами , мимикой. .Кто разморозился -становится ведущим.
Обсуждение: Что помогало не реагировать на происходящее? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык?
6."Изобрази животное"
Ход: участники получают карточку ,где написано имя животного которое необходимо изобразить не вербально.
Обсуждение: что вызывало наибольшие трудности
7.Шеринг.
- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
3 ЗАНЯТИЕ
Цель занятия: Научиться безопасно, выражать отрицательные эмоции. Знакомство с Я-посланием.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Шеринг.
кто хочет - делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия
2."Эмоции"
Ход: участники делятся на две группы и угадывают эмоции по карточкам.
Обсуждение: какие эмоции сложнее угадывать и почему
3.Знакомство с "Я посланием».
"Горячий стул"
Ход: любой участник по желанию-отвечает на раздражающий вопрос от «Я - высказывания»
Обсуждение:меняется ли внутренние состояние при таком ответе на вопрос
5."Кувшин эмоций».
Ход: Работа с «Я посланием»
4.Ознакомление с нарушенными потребностями и депривацией.
Ход: знакомство с пирамидой А. Маслоу.
6."Подушки"
Ход: участники перебрасывают друг другу подушки снимая агрессию.
7.Шеринг.
- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
4 ЗАНЯТИЕ
Цель: познакомить участников с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Шеринг.
кто хочет - делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия
2."Мозговой штурм"
Ход: работа в двух подгруппах с таблицей манипуляций.
Обсуждение: составление общей таблицы и обсуждение где это имеет место в жизни участников.
3."Толкачи"
Ход: участники разбиваются на пары и встают на расстоянии одного метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Участники выставляют вперёд ладони и начинают толкаться "ладонь в ладонь," стараясь вывести соперника из равновесия.
Обсуждение: какие способы привели к победе.
4.Технология "Зигзаг"
Ход: участники делятся на группы, получают текст, обсуждают его и придумывают к нему
свои примеры, а потом организуется взаимное обучение.
Обсуждение: с какими трудностями столкнулись во время упражнения
6.Шеринг.
- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
5 ЗАНЯТИЕ
Цель: научить участников говорить "нет"
УПРАЖНЕНИЯ
1.Шеринг: кто хочет - делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия
2."Оправдание чужих ожиданий"
Ход: участники вспоминают и описывают три случая ,когда кто-нибудь ждал от вас того, чего вам делать не хотелось, и , несмотря на своё нежелание, вы это сделали. ( Вас пригласили в театр , а вы идти не хотите и т.д.) Затем в парах проговорить, что чувствовали при этом. И можно поискать, как это сделать безболезненно.
Обсуждение: нашли ли участники новые механизмы взаимодействия.
3. «Торговый агент».
Ход: В офис приходит торговый агент и предлагает что-либо купить. Задача офис менеджера - отказать уверенно в приобретении товара.
Обсуждение: какие чувства испытывали и что было наиболее сложным в упражнении
4."Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы."
Ход: Каждому участнику группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации уверенный, неуверенный и агрессивный ответ.
- друг разговаривает с вами ,а вам необходимо уйти
-люди в кино мешают вам своими разговорами
-вам не отдают деньги, которые давно взяли в долг
Обсуждение- какие чувства вызвало упражнение.
5."Дай яблоко"
Ход: соревнуются двое участников: один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации. Например:
-дай мне яблоко, пожалуйста.
- я с удовольствием выполнил бы вашу просьбу, но не могу - я не знаю какое.
-дай мне, красное.
- с удовольствием, но не знаю какое из красных
…….
Обсуждение: что оказалось сложным?
6.Шеринг.
- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
6 ЗАНЯТИЕ
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации, умения расшифровывать невербальные сигналы других людей.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Шеринг.
кто хочет - делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия
2."Стеклянная дверь"
Ход: участники разбиваются на пары. Необходимо договориться о встрече через стеклянную дверь о следующей встрече за 15 секунд.
Обсуждение: Что было тяжелее получать информацию или передавать.
3."Выстраивание по росту"
Ход: участники с завязанными глазами начинают хаотично перемешиваются в пространстве. По условному сигналу все участники выстраиваются в шеренгу по росту.
Обсуждение: Получилось ли выстроиться по росту правильно? На что ориентировался каждый участник.
4."Разговор в рисунках"
Ход: участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один лист бумаги на двоих где участники в течении 5 минут ведут общение на произвольные темы, но писать слова или отдельные буквы и цифры запрещается. Можно использовать только рисунки и схемы.
Обсуждение: удалось ли достигнуть результата. Что было сложно
5."Раскрась соседа"
Ход: участники делятся на пары.Участник №1 разукрашивает лицо участника № 2 .Затем меняются местами.
Обсуждение: что нового узнал о себе, что удивило, что было неожиданным.
6. Шеринг.
- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
7 ЗАНЯТИЕ
Цель: Определение внутрисемейных ролей. Знакомство с законами развития семьи.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Шеринг.
кто хочет - делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия
2. "Я в детстве"
Ход: рассматривание фотографий в парах и рассказ о себе в третьем лице.
Обсуждение: Что было важным. Изменилось ли отношение к детским переживаниям.
3."Семейная фотография"
Ход: участники строят по воспоминаниям свой фотографии в детстве и меняют на то как бы хотелось.
Обсуждение: какие чувства испытывали при построении фотографий и какие чувства сейчас.
4.Теоретическая часть - законы развития семьи.
5."Моя семья"
Ход: участники рисуют свою семью. Затем передают по кругу и каждый участник дорисовывает, то- что по его мнению не хватает по его мнению.
Обсуждение: какие чувства испытали когда вернулся рисунок.
6. Шеринг.
- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
8 ЗАНЯТИЕ
Цель: Помочь осознать участникам их механизмы взаимодействия с окружающим.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Шеринг.
кто хочет - делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия
2."Ворвись в круг"
Ход: участники стоят в кругу, взявшись за руки. Водящему необходимо любым способом ворваться в круг.
Обсуждение: Где и в каких ситуациях в жизни, участники используют такое поведение.
3."Что изменилось"
Ход: водящий внимательно осматривает всех сидящих в круге, выходит за дверь. Возвратившись необходимо заметить, что изменилось в участниках.
Обсуждение: что было сложным, чего в жизни мало замечаем
4."Паровозик"
Ход: участники делятся на тройки, образуют паровозик и вагончики. Вагончикам завязывают глаза и паровоз везёт их - преодолевая препятствия. Затем участники меняются местами.
Обсуждение - в каком положении было спокойнее, в каком тревожнее.
5."Сколько"
Ход: ведущий стоит в кругу с закрытыми глазами. Все участники дотрагиваются 1,2или3 пальцами. Тренер считает количество. Ведущий -определяет сколько пальцев.
Обсуждение: Что чувствовали?
6.Шеринг.
что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
9 ЗАНЯТИЕ
Цель: Помочь участникам определить их уровень доверия к миру.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Шеринг.
кто хочет - делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия
2."Слепой и поводырь"
Ход: участники разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Второму участнику пары
Необходимо провести через препятствия первого. Затем меняются местами.
Обсуждение: какие чувства были в позиции "слепой" и "поводырь."
3"Глубокий сон".
Ход: участники делятся на пары. Первый номер в паре должен лечь на пол и представить себе, что он глубоко спит и ему снится сон. Номер два медленно поднимает и опускает руки, ноги сгибает их и разгибает очень нежно, чтобы не разбудить своего партнёра.
Обсуждение: что чувствовали в первом и втором положении, какой опыт расслабления ещё используете.
4."Хвастовство"
Ход: каждому участнику необходимо найти что-то, что он умеет делать лучше всех в этой группе.
Обсуждение: какие чувства возникли во время этого упражнения.
5."Правда и ложь"
Ход: участники сидя в кругу рассказывают три истории из которых две правда, а одна ложь. Остальные участники отгадывают.
Обсуждение: что вы знаете о своей интуиции. Как часто она помогает вам.
6. Шеринг: что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
10 ЗАНЯТИЕ
Цель: подведение итогов
УПРАЖНЕНИЯ
.Шеринг.
кто хочет - делится событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия
2."Чемодан"
Ход: каждый участник по очереди выходит за дверь на несколько минут. А все остальные собирают ему чемодан - путём групповой дискуссии выделяют по три положительных три отрицательных качества, которые участник проявил во время тренинга. Когда участник возвращается то,что получает листок, который прочитать может только дома или в конце занятия.
3.Мои достижения за девять занятий.
Ход: каждый участник выписывает то, что изменилось во взаимоотношениях с ребёнком
4.Мои планы на ближайший месяц.
Ход: каждый участник записывает три шага, которые сделает самостоятельно для гармонизации отношений
5. «Комплимент».
Ход: участники сидят поликругом, Все по очереди садяться на центральный стул и члены группы делают ему комплимент, участник сидящий на стуле следит за своими чувствами, но ничего отвечать не может
Обсуждение: что сложнее было делать- говорить или слушать,
6. Шеринг.
что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.
Список литературы.
Литература для психологов:
- Баркан.А.И. Его величество-Ребёнок. «Столетие»1996.
- Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского – СПб.: Дениздат, 1992.
- В.Г.Вилюнас.Психология эмоций.Московский университет 1984.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
- Б.Хелленгер.Порядки любви.Москва,2011.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
- В.Сатир. Психотерапия семьи.Речь,2001.
- Сиратюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н / Д: Феникс, 2006.
- Л.Н.Костина.Игровая психотерапия с детьми.С-Пб,2001.
Литература для родителей:
- Баркан А.И. Его Величество Ребёнок . «Столетие», 1996.
- Васильева И. Книга сказочных игр. Волшебный сундучок. – СПб.: Речь, 2009.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
- Играем в памперсах. / Сост. Ильина Н.А. – М.: Рольф, 2001.
- Крэри Элизабет Не разбрасывай носки … или Что ещё должен уметь ребёнок: Советы родителям / Пер. с англ. О.В. Рыбаковой – М.: Айрес-пресс, 1999.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2000.
- Настольные игры для всей семьи. / Сост. Барышникова Т. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1999.
- Популярная психология для родителей: 2-е изд, испр. / Под ред А.С. Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992
«Отзывы участников о программе»
Уважаемый Родитель!
Какие темы занятий были Вам интересны? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Какие изменения произошли в Ваших отношениях с ребёнком?______________
____________________________________________________________________
Какие умения и навыки, сформированные на занятиях, помогают Вам в общении? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие ещё темы Вам интересны? ____________________________________________________________________
Ваши пожелания ведущему: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши впечатления о занятиях: __________________________________________
____________________________________________________________________
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"
П л а н работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...
Тренинг "Взаимодействие детей и родителей"
Цель тренинга - укрепление детско-ролительских отношений.Может быть использован в работе вопитателями детских садов,педагогами дополнительного образования,учителями начальных классов....
Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната
Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...
Учебно - методическое пособие. Способ взаимодействия в цепочке: ученик - родитель - учитель.
Один из вариантов взаимодействия в цепочке: "ученик - родитель - учитель" - проведение родительского собрания в форме интеллектуального марафона родителей и детей. Тема "Роль семьи и школы в формирова...
Взаимодействие школы с родителями одарённых детей.
Сегодня вопрос взаимодействия семьи и школы очень актуален. Ведь многих родителей сейчас больше беспокоит экономическое благополучие, и дома они часто обсуждают денежные проблемы, все чаще уклоняясь о...
Методические рекомендации "Взаимодействие педагога с родителями"
Статья содержит рекомендации по взаимодействию с родителями...
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...