Формирование мнемического приема
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Цель – развитие мнемического приема группировки у старших дошкольников и младших школьников
Программа рассчитана на 15 занятий. Продолжительность каждого занятия – 25 минут. Периодичность: 4 занятия в неделю в процессе образовательной деятельности по дисциплинам: «формирование математических представлений», «формирование представлений о целостной картине мира» и «развитие речи» [78]. Программа развития мнемических приемов строилась на материале данных образовательных областей в течение 1 месяца. При разработке программы мы опирались на теорию системогенеза способностей В.Д. Шадрикова.
Формирование мнемического приема состоит из 2 этапов:
1. Формирование группировки как интеллектуальной операции;
2. Обучение детей использованию группировки в мнемических целях.
Формирование приема запоминания идет в течение нескольких занятий.
На основе проведенного констатирующего эксперимента, мы решили, что будем развивать тот способ логического запоминания, который у детей выражен меньше всего – это группировка.
Всего было предложено 15 занятий, цели занятий:
1-3 занятие – введение понятия «группировка» как прием запоминания.
4-6 - обучение способу «группировки» как умственного действия.
7-9 - обучение «группировке» в качестве мнемического приема.
10-12 - формирование умения самостоятельного использования «группировки» в качестве мнемического приема.
13-15 - проверка усвоения «группировки» как мнемического приема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_priyoma_budaeva_eo.docx | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Прием запоминания «группировка»
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МНЕМИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ГРУППИРОВКА» (фронтальные занятия с педагогом-психологом)
Составила: педагог-психолог
Будаева Екатерина Олеговна
1 занятие
Название образовательной деятельности: «Окружающий мир».
Тема: «Связь живой и неживой природы».
Цель: введение понятия «группировка» как приема запоминания.
Материал: картинки (формат А5): дуб, медведь, грибы, тюльпаны, грач, пчела, небо, солнце, вода, земля, ветер, стул, кастрюля (см. приложение 7).
Ход занятия:
Воспитатель (В.): С сегодняшнего дня мы будем учиться способу, который облегчает запоминание, называется группировка.
Группировка – разделение информации на категории по каким-либо признакам, смыслу, цвету, объему, форме, величине, размеру, расположению.
В: Как будет называться новый способ запоминания? Д: Группировка.
В: Сейчас я на примере нашей группы расскажу, как можно запоминать предметы, находящиеся в ней. В. предметы, которые есть в помещении, и делит их на три группы: игрушки, посуда, цветы (слова: медведь, плющ, лошадка, юла, пирамидка, кукольный домик, тарелка, половник, хлебница, чашка, блюдце, салфетница, роза, тюльпан, фикус, пальма).
В: Что бы мне было легче запомнить, я могу разделить слова на группы: сначала назову те слова, которые относятся к игрушкам, слова, относящиеся к посуде, и цветам.
В. распределяет слова на группы. Называет слова.
В: Можно по-другому сгруппировать предметы: те, которые находятся от меня сзади (посуда), справа (цветы), слева (игрушки). В. называет слова.
В: Большое количество картинок живой и неживой природы. Разделим их на группы: с одной стороны - живая природа, с другой – неживая.
Педагог делит слова на группы и перечисляет их: Живая. Неживая./ Животные. Растения. Природа. Рукотворный мир.
В: Чем меньше слов будет в одной группе, тем легче запоминать. Теперь попробуем с вами метод группировки применить на практике. Я воспроизведу все слова, которые мы с вами выделили.
В. называет слова, не глядя на доску, сначала называет те слова, которые относятся к живой природе, неживой, и то, что к природе не относится.
В: Я распределила слова по группам, применила «группировку» – это помогло запомнить мне слова.
В: С каким приемом мы знакомились? Д: С приемом группировки
В: Что такое прием группировки, который облегчает нам запоминание материала? Д: группировка – разделение информации на категории по каким-либо признакам, смыслу, цвету, объему, форме, величине, размеру, расположению.
В: Чему мы учились на занятии? Д: учились запоминать материал с помощью нового приема «группировка».
В: На следующем занятии мы продолжим знакомство с новым приемом запоминания «группировка».
2 занятие
Название образовательной деятельности: «Развитие речи».
Тема: «Весенние признаки».
Цель: обучение способу «группировки» как умственного действия.
Материал: картинки (формат А6): дикие: медведь, заяц, белка, волк, лось, лиса, кабан, зебра, слон, носорог, жираф, лев, леопард, обезьяна, гиппопотам. Домашние: свинка, коза, корова, овца, лошадь, кот, собака, осёл; пчела, мёд, солнце, вода, пыльца (см. приложение 7).
Ход занятия:
В: На занятии по развитию речи мы с вами будем тренироваться группировать слова так, чтобы у нас получился текст. Вспомним, что обозначает прием запоминания «группировка»? Д: Группировка – разделение информации на категории по каким-либо признакам, смыслу, цвету, объему, форме, величине, размеру, расположению.
В: Перед вами картинки, которые можно сгруппировать. Давайте я вам расскажу, как можно сгруппировать данные слова по какому-либо принципу.
Д: Можем поделить на диких и домашних животных.
В. сам демонстрирует способ группировки и переставляет их местами.
В: Можно поделить на диких и домашних: Дикие. Домашние./Лесные животные. Животные тёплых стран. Домашние животные/ Хищные лесные животные. Травоядные лесные животные. Хищные животные тёплых стран. Травоядные животные тёплых стран. Домашние.
В: Чем меньше слов будет в одной группе, тем легче запоминать. Попробуем повторить эти слова, используя метод группировки.
В. проговаривает слова, а дети (Д.) ему помогают. Делает вывод. В: Сначала я назвала группу хищных лесных животных, травоядных лесных животных, хищных животных тёплых стран, травоядных животных тёплых стран, а затем домашних животных.
В: Что мне помогло запомнить данные слова? Д: группировка
В: Я распределила слова по группам, применила «группировку» – это помогло запомнить мне слова.
Обучение способу группировки
В: посмотрите на доску. На ней несколько картинок, которые мы с вами должны сгруппировать так, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы эти слова вместе (медведь, пчела, мёд, солнце, вода, пыльца, цветы).
В: Давайте попробуем распределить слова по группам: живая и неживая.
К животным будет относиться: К растениям: К неживой природе: К еде:
В: А можем сгруппировать с вами данные слова парами? Д: Да
В: Посмотрите, медведь любит что? Д: Мёд. В: А кто производит мед? Д: Пчела. В: А как пчела получает мед? Д: добывает пыльцу. В: Значит, можем соединить два этих слова (медведь, мёд, пчела). Это будет группа живой природы. В: А откуда она берет пыльцу? Д: От цветов. В: А что нужно, чтобы цветы росли? Д: солнце, вода, воздух
В: Можем соединить слова пыльца, цветы, солнце, воду и воздух в другую группу. Группа неживой природы.
В: попробуем составить предложения: сначала со словами «медведь, мёд, пчела», а затем «цветы, солнце, вода, воздух».
Д. под руководством воспитателя составляют предложения
Д: медведь залез в улей к пчёлам за мёдом. Пчела собирает пыльцу с цветов. Цветы растут за счёт солнца и воды.
В: Составим рассказ со словами, которые мы с вами сейчас группировали. Д: Солнце греет землю, вырастают цветы, и пчелы, собирают с них пыльцу, чтобы потом его превратить в мёд. Медведь почувствовал запах мёда. Улей пчёл был недалеко от того места, где он пил воду. Он нашёл улей, и съел мёд.
В: А теперь, я уберу картинки, и мы с вами по памяти попробуем пересказать.
В. вместе с детьми повторяет рассказ. В: Что нам помогло пересказать данный рассказ? Д: прием группировки
В: С каким приемом запоминания мы продолжали знакомиться? Д: с приемом группировки. В: Что такое прием группировки, который облегчает нам запоминание материала? Д: группировка – разделение информации на категории по каким-либо признакам, смыслу, цвету, объему, форме, величине, размеру, расположению. В: Чему мы учились на занятии? Д: учились запоминать материал с помощью нового приема «группировка».
3 занятие
Название образовательной деятельности: «Математика».
Тема: «В гостях у сказки».
Цель: обучение способу «группировки» как умственного действия.
Материал: игрушки: Колобок, Машенька, Медведица, ковёр-самолет, коробочки и пирожки: треугольной формы, круглой, прямоугольной, квадратной, овальной, в форме звездочки; посуда (чашка, ложка, кружка) по размеру: большая, маленькая; картинки: ключи разной формы и цвета (формат А6), и двери разных цветов (формат А4) (см. приложение 7); аудиозапись скрипа двери.
Ход занятия:
В: На занятии по математике мы с вами будем продолжать учиться приему группировки для лучшего запоминания информации. Группировка – разделение информации на категории по каким-либо признакам, смыслу, цвету, объему, форме, величине, размеру, расположению.
В: Что такое группировка? Д. отвечают.
В: Ребята, а вы бы хотели очутиться в сказке? Д: Да
В: К нам идёт гость, который поможет нам туда попасть (игрушка Колобок).
К. здоровается и говорит, что попасть в сказку можно через волшебную дверь, но для этого нужно открыть замок (персонаж Колобок (К) взят из русской народной сказки «Колобок»).
Обучение способу группировки как умственному действию
Дидактическая игра «Подбери ключик»
К: ребята, подберите ключи к данным дверям.
Д. подбирают ключи к каждой двери, ориентируясь на цвет, называют.
При затруднении ребенка в ходе решения задачи, педагог обращает внимание на цвета дверей и ключей. В. убирает изображения дверей.
В: Ребята, какие цвета подходили к конкретному ключу. Как запомнили? Д: Каждый ключ имел свой цвет. Распределили ключи по цветам
После выполнения задания звучит звучание скрипа двери (кукла Машенька)
Машенька (М) здоровается с ребятами. Персонаж Машенька из русской народной сказки «Три медведя»
М: Я иду в гости к Медведю, несу ему пирожки. У меня корзинка упала, а пирожки рассыпались. Поможете мне собрать гостинцы? Д: Да
Дидактическая игра «Собери пирожки»
М: Я вам сейчас прочитаю, а вы ответите, сколько было пирожков.
для начала, пирожки нужно сложить в свои коробочки.
В треугольную коробочку нужно сложить 1 пирожок треугольной формы, он с малиновым вареньем; в круглую - 2 круглых, в них начинка из сливового джема, в прямоугольную - 3 прямоугольных, это пирожки с яблочным повидлом, в квадратную – 4 квадратных с вишневым, в овальную – 5 овальных с черной смородиной, в форме звездочки – 6 звёздочки с крыжовником. Потом я коробочки сложу в свою корзинку и отнесу и Мише.
Д. собирают пирожки в коробочки, ориентируясь на форму.
В: Ребята, какие пирожки, где находились? Как запомнили? Д. отвечают. Говорят о том, что им помогло запомнить распределение пирожков по форме
После проведенной игры Машенька благодарит детей, хвалит их.
К:умнички! Идем дальше!
В. берет игрушку Медведицы и говорит за нее. Здоровается с ребятами. Персонаж Медведица взят из русской народной сказки «Три медведя»
Медведица: В гостях была Маша и, убегая, она всё в доме перепутала. А я не могу разобраться, кому какая посуда принадлежит. Колобок: Ребята, а вы сможете помочь Медведице? Д: Да
Д/И «Большой - маленький».
В: наша задача сгруппировать посуду по размеру.
В. спрашивает, на какие группы разделили предметы. У кого какая посуда, как запомнили? Д. выполняют поставленную перед ними задачу - группируют предметы посуды по размеру: большая, маленькая.
К: Ой, кажется, наше путешествие подходит к концу! Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке? Д: Да
Д. и педагог прощаются с Колобком и улетают на ковре самолёте.
Подведение итогов.
4 занятие
Название образовательной деятельности: «Окружающий мир».
Тема: «Одежда».
Цель: обучение способу «группировки» как умственного действия.
Материал: картинки «Одежда» (формат А4): блузка, брюки, платье, варежки, носки, костюм, пальто, юбка, штаны, сарафан, рубашка (см. приложение 7).
Ход занятия:
В: Мы будем тренироваться группировать информацию так, чтобы запомнить, о чём говорили на занятии. Вспомним, что обозначает прием запоминания «группировка»? Ответы детей
На доске висят изображения одежды (см. материал)
В: ребята, посмотрите на картинки. Как много одежды, она соткана из разных материалов. Давайте с вами посмотрим, из чего можно шить одежду? Из хлопка, кожи, шерсти, шёлка.
Показываю картинки с изображением одежды из разных материалов, проговаривая название и материал одежды вместе с детьми.
В: Давайте с вами сгруппируем эти картинки. 1 группа – одежда из хлопка. 2 группа – кожи. 3 гр. – шерсти. 4 гр. – шёлка.
Д. выполняют вместе с воспитателем. Д. на доске перемещают картинки, распределяя одежду по группам.
В: Определим, к какой группе, какая одежда подходит.
В. убирает картинки и вместе с детьми вспоминает, о какой одежде шла речь.
В: Повторите, о какой одежде мы сейчас говорили? Д. проговаривают слова
В: Что нам помогло запомнить эти слова? Д: Деление картинок на группы
В: Подумайте и скажите, какая бывает одежда по назначению?
Д: Спортивная, нарядная, домашняя, зимняя, летняя, демисезонная.
Обучение способу «группировки» как умственного действия
В: Определите, к какой группе, какая одежда подходит.
Д. на доске перемещают картинки, распределяя одежду по группам. В. убирает картинки и вместе с детьми вспоминает, о какой одежде шла речь.
В: О какой одежде мы говорили? Д. проговаривают слова вместе с В.
В: Что нам помогло запомнить слова? Д: Распределение картинок на группы
В: Мы с вами распределили слова по группам, применили «группировку».
Подведение итогов.
5 занятие
Название образовательной деятельности: «Развитие речи».
Тема: «Пересказ текста «Волчишко».
Цель: обучение способу «группировки» как умственного действия.
Материал: конструктор «Дом».
Ход занятия:
В: На занятии по развитию речи мы с вами будем тренироваться группировать текст так, чтобы нам было проще его запомнить. Вспомним, что обозначает прием запоминания «группировка»? Ответы детей.
В: А сейчас предлагаю вам послушать рассказ детского писателя, которого звали Евгений Иванович Чарушин. Рассказ «Волчишко».
Обучение способу «группировки» как умственного действия
В: Попробуем разделить данный рассказ на 3 части: начало, середину, конец.
В: О чем говорится в начале рассказа? Ответы детей
В. зачитывает начало рассказа, совместно с детьми определяет границы.
В: давайте, вспомним, какие события раскрываются в середине рассказа.
В. зачитывает середину рассказа, совместно с детьми определяет границы.
В: А какой конец рассказа? Ответы детей
В. зачитывает конец рассказа. В: А теперь мы с вами будем пробовать его пересказать. Выполнение под руководством В. В. вызывает 3 детей: 1 рассказывает начало, 2 – середину, 3 – конец.
Подведение итогов.
6 занятие
Название образовательной деятельности: «Математика».
Тема: «Группировка предметов и их изображений по форме».
Цель: обучение способу «группировки» как умственного действия.
Материал: мягкая игрушка лисы; волшебный мешочек; набор плоскостных геометрических фигур; набор геометрических фигур – вкладышей: прямоугольник, ромб, круг, овал, треугольник, трапеция; карточки с изображением предметов для группировки по форме (формат А4) (см. приложение 7); натуральные предметы различной формы для игры «Магазин».
Ход занятия
В: На занятии по математике мы с вами будем продолжать учиться приему группировки для лучшего запоминания информации. Что такое группировка?
Ответы детей
В: У лисички есть рюкзачок, в котором она принесла что – то. Хотите узнать, что в нем лежит? Д: Да
Ребята по - очереди достают из рюкзака плоскостные геометрические фигуры, называют их. На доске появляется изображение названных детьми геометрических фигур (см. материал)
В: Назовите эти фигуры одним словом. Д: геометрические
В: давайте найдем каждой фигуре свое место во вкладыше.
Д. заполняют прорези нужной фигурой и называют фигуры
В: Что мы с вами сделали? Д: Распределили фигуры по своим местам.
В: Сегодня мы научимся объединять предметы одной и той же формы в группы. Научимся группировке предметов и их изображений по форме
Обучение «группировки» как умственного действия. Игра «Магазин».
В: Ребята, что нужно иметь покупателю, прежде чем идти в магазин?
Д: деньги.
В: У вас вместо денег будут геометрические фигуры, которые вы достали из волшебного рюкзака лисы. Сейчас каждый должен купить в магазине товар той формы, какая «монета» у вас в руках.
На полках расставлены предметы: плечики, стол, мячик, апельсин, пуговица, краски, рамка, серьги, юбка, книга, стол, юла, рыба, воздушный змей, шарик, дыня, шишка, ёлка, колокольчик, гора, пирамидка, ксилофон, корзина. С каждым обговариваем, товар какой формы ему нужно будут «купить в магазине». Отчет о покупке, проверяем соответствие купленного товара с заданной формой. Д. отвечают.
В: Какие группы у нас получились? Д. называют группы предметов.
В: Какие предметы имеют прямоугольную форму. Форму ромба и т.д.
В: Повторим, что мы купили в магазине. Д. повторяют
Подведение итогов
7 занятие
Название образовательной деятельности: «Окружающий мир».
Тема: «Петрушка идет рисовать».
Цель: обучение «группировке» в качестве мнемического приема.
Материал: игрушка Петрушка; сюжетно-ролевые уголки: «Д. работают в огороде», «Повар на кухне»; предметы для дидактических игр: акварель, палитра, кисточка, альбом, карандаши, ластик, точилка, мелки, доска для рисования мелками, ведёрко, грабли, лопатка, кастрюля, чашка, ложка.
Ход занятия
В: Сегодня мы попробуем самостоятельно делить предметы на группы, запоминать материал занятия. Вспомним, что обозначает прием запоминания «группировка»? Ответы детей
П: Я принёс вам предметы, но никак не могу разобраться, для чего они нужны. Вы мне поможете? Д: Да
В. На какие группы можно разложить эти предметы рисования?
Если Д. затрудняются, можно подсказать. Д. распределяют предметы по группам. Объясняют, почему отнесли предмет к данной группе.
В. Назовите предметы, которые нужны для рисования? Спрашиваю 2-х детей.
В: Как запомнил? Ответы детей
В. Ребята, Петрушка нам принёс мешочек. Хотите узнать, что в нём? Д: Да
Обучение «группировке» в качестве мнемического приема. Игра «Чудесный мешочек».
В. Здесь много разных предметов. Все предметы выполняют какую-то функцию. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»?
Д. по очереди достают предмет из мешочка, показывают, называют и объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют.
В: Ребята, давайте с вами поделимся на группы предметов. По какому принципу можно это сделать? Д. отвечают
Первая группа – Д., у которых предметы для приготовления пищи, подойдут к картинке, на которой изображена кухня.
Вторая группа – Д, у которых предметы для работы в огороде, подойдут к картинке, на которой изображён огород.
Третья группа – Д., у которых предметы для рисования, подойдут к картинке «Мальчик рисует». Д. выполняют задание.
П: Напомните мне, о каких предметах я вас спрашивал?
Спрашиваю двух детей. Д. вспоминают слова
П: А что вам помогло запомнить все предметы? Ответы детей
П: Теперь я помню о всех предметах, знаю, что для чего нужно. До свидания!
Подведение итогов.
8 занятие
Название образовательной деятельности: «Развитие речи».
Тема: «Посуда».
Цель: обучение «группировке» в качестве мнемического приема.
Материал: Коробка для сюрприза, карточки посуды (формат А6): чайная: креманка, сахарница, заварной чайник, чашка, чайная ложка, розетка, десертная тарелочка, десертная вилка, блюдце, соусник, блюдо, лопаточка для торта, молочник, конфетница. Кухонная: дуршлаг, кастрюля, ковшик, нож, половник, противень, скалка, сковорода, штопор. Столовая: стакан, вилка, ложка столовая, супница, солонка, маслёнка, салатник, перечница, суповая тарелка, тарелка для горячего (см. прил. 7).
Ход занятия
В: Сегодня мы попробуем самостоятельно делить предметы на группы, запоминать материал занятия. Вспомним, что обозначает прием запоминания «группировка»? Ответы детей.
В: Посмотрите, стоит коробка. Что же интересно в ней лежит? Ответы Д.
В: Что это? Д: Чашка, кастрюля, тарелка и т.д. Посуда.
Д. достают карточки и называют. Рассказывают для чего нужная посуда.
Обучение «группировке» как мнемического приема. Д/и «Назови виды посуды».
В: Ребята, у нас есть разная посуда.
В: На какие группы разделим посуду? Д: На кухонную, столовую, чайную.
В: Назовите кухонную посуду… Д. называют.
В: Назовите столовую посуду… Д. называют.
В: Назовите чайную посуду… Д. называют.
В. спрашивает 2 детей, чтобы те повторили предметы, которые они распределили. Ребята распределяют посуду по группам.
В: Как запомнили? Ответы детей.
Д/и «Запомни место».
В: Внимательно рассмотрите картинку. Как мы можем запомнить предметы на кухне? Ответы детей. В: Назовите посуду. Спрашиваю двух детей.
Поведение итогов.
9 занятия
Название образовательной деятельности: «Математика».
Тема: «Освободите птиц».
Цель: обучение «группировке» в качестве мнемического приема.
Материал: Письмо, картинка сороки (формат А4), листочки с заданием, картинка с замком (формат А4), большие геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник), домики с птицами (формат А4): зимующие: воробей, дятел, снегирь, синица, синица хохлатая, свиристель. Перелетные: ласточка, грач, скворец, стриж; бусы, листочки березовые, кленовые, дубовые (большие); каштановые, липовые, осиновые, из ольхи (маленькие); ключи. Зимующие: чиж, поползень, щегол, клест. Перелетные: жаворонок, дрозд, иволга, трясогузка (см. приложение 7).
Ход занятия /Заранее раздаются листочки с заданиями/
В: На занятии по математике мы с вами будем продолжать учиться приему группировки. Что такое группировка? Ответы детей
В группу влетает Сорока и кричит: «Новости! Лесные новости! Вам письмо».
В. Ребята, это же письмо от Старичка - Лесовика. Что же он нам пишет?
В: ребята, хотите помочь птицам? Д: Да.
В: Здесь 3 окна. Птицы находятся в одном из окон. В каком замке находятся птицы? Для этого нам надо с вами выполнить задания. Первое задание.
Обучение «группировке» как мнемического приема. Разноцветные фигуры.
В: Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы.
В: На сколько групп по цвету можно разделить фигуры? Ответы детей
В: На сколько групп можно разделить фигуры по форме? Ответы детей
В: На сколько групп можно разделить фигуры по размеру? Ответы детей
В: Выполните задание на своем листке.
Д. выполняют задание на своих листочках под руководством воспитателя
В: Переверните листочек. Сколько было предметов, и как вы запомнили?
Д. отвечают. Говорят, что им помог прием группировки.
В: Вот вам первый ключ.
Перелетные и зимующие птицы
В: Перед вами улица с домами. Рассмотрите и ответьте на вопросы.
В: Если бы птицы захотели жить вместе, на какие бы группы вы могли их разделить? Д: Зимующие и перелетные.
В: Сколько домов понадобилось бы? Д: 2
В. убирает изображения птиц
В: Назовите всех птиц, которые были представлены. Д. называют
В: Как запомнили? Д: Распределили на группы: зимующие и перелетные.
В: Молодцы, вы все ответили правильно, а теперь получите второй ключ.
Игра «Бусы»
Перед детьми кукла. В. приносит корзинку с листочками, отличающимися друг от друга формой и размером «бусин»: березовые, кленовые, дубовые (большие); каштановые, липовые, осиновые, из ольхи (маленькие).
Каждый ребенок достает из корзиночки листочек и говорит: «У меня березовый листик. Я положу его к березовым «бусам». В. убирает бусы.
В: ребята, из каких листьев у нас получились бусы? Д. отвечают.
В: Как запомнили? Д. отвечают. В: Молодцы! Получите третий ключ.
В: Ключи собраны, осталось только узнать, какой ключ от какого окна.
Д. подбирают ключи и открывают окна замка, освобождая птиц
В: Все окна открыты, птицы свободны. Назовите птиц, которых освободили?
Д. называют. Нам помогло то, что мы их разделили на 2 группы: перелетные и зимующие. В. убирает изображения птиц.
В: Назовите, каких птиц вы освободили? В: Как запомнили? Д. отвечают.
Подведение итогов.
10 занятие
Название образовательной деятельности: «Окружающий мир».
Тема: «Какие бывают растения».
Цель: формирование умения самостоятельного использования "группировки" в качестве мнемического приема.
Материал: картинки – отгадки (формат А5): берёза, осина, дуб, ель, крапива, одуванчик, малина, смородина. Лиственные деревья: клен, береза, ольха, ива, дуб. Хвойные деревья: сосна, ель, кедр. Кустарники: орешник, малина, смородина, шиповник. Травы: одуванчик, репейник, крапива (см. прил. 7).
Ход занятия
В: что такое группировка? Д. отвечают.
В: Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать.
В. закрывает картинки.
В: Назовите растения, которые были представлены. Д. называют.
В: Как запомнили? Д: Сначала назвали деревья, затем цветы, а потом кусты.
В: Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения.
В: Рассмотрите изображение леса. Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.
В: На какие 2 группы разделим все деревья? Д: Лиственные и хвойные
В: Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными.
В: А как мы назовем одним словом эти растения: шиповник, малина, орешник, смородина? Д: Это кустарники.
В: Вторая группа растений – это кустарники.
В: Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? Д: Деревья
В: Какие растения располагаются ниже? Д: кустарники
В: и на нижней ступеньке поселим … Д: травы
Формирование умения самостоятельного использования "группировки" в качестве мнемического приема
В: посмотрите на доску, я назову растения, а вы их запомните:
В. произносит слова в разнобой. Лиственные деревья: клен, береза, ольха, ива, дуб. Хвойные деревья: сосна, ель, кедр. Кустарники: калина, орешник, малина, смородина, шиповник. Травы: одуванчик, репейник, крапива.
В. закрывает картинки. Спрашивает 2х детей. В: Назовите по памяти. Д. называют. В: Как запомнили? Д. отвечают.
Д/у «Найди свой дом».
По какому принципу вы должны распределить картинки? Ответы детей.
У детей карточки с рисунком и названием растений.
В: Переверните карточки и скажите, какие растения вы распределяли.
Д. выполняют задание самостоятельно под руководством воспитателя
Спрашиваю 2 детей.
В: Как запомнили? Д. отвечают.
Подведение итогов
11 занятие
Название образовательной деятельности: «Развитие речи».
Тема: «Мебель».
Цель: формирование умения самостоятельного использования «группировки» в качестве мнемического приема.
Материал: макет квартиры с мебелью, кукла Катя, картинки с изображением предметов мебели (формат А5): прихожая: вешалка, тумбочка; спальня: кровать, шкаф для одежды, трюмо; детская: стол, стул, детская кровать, полки на стенках; гостиная - Большой стол, стулья, диван, два кресла, стенка - много шкафчиков, ящиков, полочек, расположенных вместе; кухонная - стол, табуретка, шкаф для посуды – буфет (см. приложение 7).
Ход занятия
В: Слушайте внимательно и всё запоминайте, чтобы в конце проверить, кто что запомнил. Какой прием нам поможет? Д: прием группировки
В: Мы пойдем к кукле Кате и поговорим с вами о разной мебели.
Игра «В гостях у куклы Кати»
Д. подходят к макету квартиры. Их встречает кукла Катя.
Катя (К): Заходите гости дорогие! Да внимательно смотрите.
В: Как называется комната, в которую мы сразу попадем, когда приходим в квартиру? Д: Прихожая.
В: Назовите мебель, которую мы сейчас увидели. Д. называют.
В: Как запомнили? Д: Мы назвали мебель из прихожей.
К: В нашей квартире три комнаты: спальня родителей, моя детская и гостиная комната. Сейчас я поведу в комнаты, а вы догадайтесь, как называются комнаты. Д: Спальня.
В: Назовите мебель, которую вы сейчас видели. Ответы детей
В: Как запомнили? Д: Мы назвали мебель из спальни.
В: Как называется это комната? Ответы детей.
В: Назовите мебель, которую сейчас видели. Д. называют.
В: Как запомнили? Д: Мы назвали мебель из детской.
К: А это очень красивая комната как называется? Ответы детей.
В: Назовите мебель, которую сейчас видели. Д. называют.
В: Как запомнили? Д: Назвали мебель из гостиной.
К: А теперь я покажу кухню. Здесь мебель для кухни.
К: Назовите мебель, которую вы видите. Как называется мебель для кухни? Д. перечисляют: стол, чтобы готовить, табуретка, шкаф для посуды.
В: Назовите мебель, которую сейчас видели. Д. отвечают.
В: Как запомнили? Д: Назвали мебель из кухни.
Формирование умения самостоятельного использования «группировки» в качестве мнемического приема.
Картинок на доске не висит. У куклы Кати листочек для записи мебели.
К: Мой друг Незнайка тоже хочет жить в такой квартире, но не знает, какую мебель ему надо приобрести и куда её ставить. Помогите мне составить ему список мебели, которая ему нужна. Спрашиваю 2х детей.
Подведение итогов.
12 занятие
Название образовательной деятельности: «Математика»
Тема: «В королевстве Математики»
Цель: формирование умения самостоятельного использования "группировки" в качестве мнемического приема.
Материал: конверты, в которых по 12 моделей геометрических фигур: маленький красный и большой зеленый круг, маленький синий и зеленый овалы, большой красный, маленький синий прямоугольник и 3 больших прямоугольника красного, зеленого и синего цвета, маленький синий и зеленый квадраты и большой синий квадрат.
Ход занятия
В: Что такое группировка? Ответы детей.
В: Королева Математики приглашает нас в свое королевство. Слушайте внимательно и всё запоминайте, чтобы в конце проверить, кто что запомнил.
Педагог предлагает детям вынуть из конвертов фигуры.
В: Что можно сделать с этими фигурами? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников (кругов)? Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов (овалов, квадратов, прямоугольников)? Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Д. группируют фигуры.
Педагог просит детей назвать фигуры, которые они группировали.
В: Как запомнили все фигуры? Д: применили прием группировки
На доске появляется картина поляны
В: посмотрите, здесь живет народ королевства математики.
Расположите предметы и их изображения в указанном направлении, отражая в речи их пространственное расположение.
Формирование умения самостоятельного использования "группировки" в качестве мнемического приема.
Д. ставят каждый домик по очереди на нужное место.
В. убирает все изображения и предметы.
В: Распределите по памяти все дома на картинке. Д. выполняют. В: Как запомнили? Д. отвечают.
Подведение итогов.
13 занятие
Название образовательной деятельности: «Окружающий мир».
Тема: «Запоминайка».
Цель: Проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
Материал: картина с 12 изображениями (формат А4) (см. приложение 7).
Ход занятия
В: Ребята, сейчас я вам покажу на 20 сек. рисунки, которые вы сейчас запомните и нарисуете у себя на листочках. Д. смотрят на рисунок, запоминают и рисуют по памяти, применяя метод группировки.
Проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
В. убирает картинку, и Д. рисуют изображения. В: Как вы запомнили данные рисунки, их было так много. Что вам помогло запомнить? Ответы Д.
В: Вы запомнили большой объем информации. Вы научились применять группировку, как способ запоминания большого количества информации.
14 занятие
Название образовательной деятельности: «Развитие речи».
Тема: «Продукты».
Цель: проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
Материал: разрезные картинки с продуктами (формат А4) (см. прил. 7).
Ход занятия
В: Посмотрите на доску. Что вы видите? (картинки изначально разбросаны на доске хаотично, впоследствии могут быть сгруппированы по данному принципу) Проверка усвоения «группировки» как мнемического приема
- Давайте назовём и запомним то, что вы видите. Д. называют.
В. убирает картинку, и 2 ребенка называют предметы, которые были изображены. Д. называют.
В: ребята, как вы запомнили такое количество изображение?
Что помогло вам запомнить? Ответы детей.
В: Вы научились применять группировку, как способ запоминания.
15 занятие
Название образовательной деятельности: «Математика».
Тема: «Геометрические фигуры».
Цель: проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
Материал: разрезные картинки с геометрическими фигурами (формат А4) (см. приложение 7).
Ход занятия
В: Посмотрите на доску. Что вы видите? Д: предметы
(картинки изначально разбросаны на доске хаотично, впоследствии могут быть сгруппированы по данному принципу. Центрально карточки с изображением геометрической фигуры нет, она появляется после)
Проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
В: Давайте назовём и запомним то, что вы видите.
В. убирает картинку, и 2 ребенка по памяти называют предметы, которые были изображены.
В: ребята, как вы запомнили такое количество изображение? Что помогло вам запомнить? Ответы детей
В: Вы научились применять группировку, как способ запоминания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.
Описание работ по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....
Использование различных методов и приемов в работе над синонимами при формировании связной устной речи учащихся"
Использовать различные методы и приемы...
Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка
Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...
формирование начальных приемов логического мышления на уроках математики
Формирование начальных приемов логического мышления на уроках математикиВведение………………………………………….....……………………..…..….31.1 Понятие о мышлении как о психич...
Приемы формирования исследовательской деятельности, как условие инициирующие познавательные действия учащихся.
Статья о формиравании исследовательских умений у первоклассников....
:«Формирование метапредметных УУД у обучающихся специальных коррекционных классовVII вида путём развития у них мнемических процессов памяти».
Познакомить участников мастер-класса с развитием мнемических процессов памяти у обучающихся специальных коррекционных классовVII видав условиях учебно - игровой деятельности ».Повышение собствен...