Программа "Ступеньки к школе"
рабочая программа (1 класс) на тему
Формирование "психологической готовности к школе» предполагает сложную системную работу, сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stupenki_k_shkole_3.doc | 524 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
"Ступеньки к школе»"
Программу составил
педагог-психолог
Тверитинова Т.А.
Программу реализовывает
педагог-психолог
Тверитинова Т.А.
Москва, 2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальность…………………………………………………….…...3-4
- Пояснительная записка
- Исходные концептуальные положения………………………...4-7
- Цель и задачи Программы…………………………………..….7-8
- Особенности реализации Программы
- Принципы реализации Программы………………….…..8-9
- Этапы реализации Программы…………………………..9-12
- Приемы, методы и средства реализации Программы….12-17
- Материал и оборудование используемое на занятиях…17-18
- Количество занятий и их продолжительность…………..18
- Критерии и показатели оценки результативности и
эффективности осуществления дополнительных
образовательных услуг «Ступеньки к школе»…………………18
- Организация работы с родителями и педагогами………………18
- Заключение……………………………………………………………...18-19
- Список литературы……………………………………………………..19-21
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Учебно-тематическое планирование…………………………………...22
- Примерное перспективное планирование……………………………..23-50
- Актуальность.
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Актуальна проблема самостоятельного успешного усвоения детьми новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Практика показывает, что в последнее время наблюдается существенное возрастание явлений школьной дезадаптации в начальной школе, низкая школьная зрелость и недостаточная психологическая готовность детей к школьному обучению, недостаточность государственного и социального контроля над ходом и динамикой психического развития детей в дошкольном периоде в условиях многообразия программ дошкольного образования и расплывчатости его инвариантного ядра, стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей. И в результате, на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Вот почему остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения детьми новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Формирование УУД является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, ее решение в единстве с другими задачами начального образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Сравнительный анализ существующих коррекционно-развивающих психологических программ для учащихся начальной школы показывает, что большинство из них опирается на хорошо разработанные в отечественной психологии и педагогике теоретические, методологические и методические походы, содержат богатый и содержательный материал. Но то же время проблема развития универсальных учебных действий в этих программах комплексном виде не решается.
Учитывая вышесказанное, была разработана коррекционно-развивающая программа «Ступеньки к школе».
- Пояснительная записка
- Исходные концептуальные положения.
Концептуальной основой содержания коррекционно-развивающей программы «Ступеньки к школе» является сохранение уникальности, самоценности младшего школьного возраста и развитие естественных возрастных приоритетов этого периода детства. Содержание и организация образовательного процесса детей 6-8 лет должны обеспечивать оптимальные условия.
Методологической основой концепции предшкольного образования является культурно-историческая теория Л.С. Выготского - учение о развитии психических функций ребенка в процессе опосредованного общения с взрослым, освоения им ценностей культуры. Как отмечал Л.С. Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах,— сперва социальном, потом — психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание. Положение о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского играет ключевую роль в организации подготовки детей к обучению в школе.
Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Сформулированные им законы психического развития являются основополагающими для решения задач, поставленных в концепции предшкольного образования:
- Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой
ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который
меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве;
- Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь
качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой; - Закон неравномерности детского развития: каждая психическая сторона ребенка имеет свой оптимальный период развития. Каждый возрастной период сензитивен для развития определенных психических процессов, функций;
- Закон интегративности в развитии высших психических функций. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания;
- Закон развития высших психических функций. Отличительные признаки высших психических функций: ответственность, опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно; образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций проходит ряд стадий, связанных с обучением в широком смысле слова в форме усвоения заданных образцов.
Если в период дошкольного детства не были сформированы предпосылки будущей учебной деятельности детей, то в начальной школе у данных детей наблюдается дезадаптация к школьному обучению:
- обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе;
- нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение;
- наблюдаются систематические нарушения дисциплины;
- школьный материал усваивает фрагментарно;
- самостоятельная работа с учебником затруднена;
- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
- к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
- сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;
- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов;
- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
- в школе имеет мало друзей.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
- Память. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
- Восприятие. Сенсорное развитие — одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
- Мышление. Мышление ребенка в возрасте, недостаточно готового к обучению в школе, находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.
- Цель и задачи Программы
Цель программы: создание условий для коррекции процесса дезадаптации у учащихся первых классов, овладение ими универсальными предпосылками учебной деятельности, предпосылками овладения умениями и навыками к успешному овладению метапредметными, предметными, личностными результатами в 1 классе (федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы).
Задачи программы:
- Создание благоприятных условий для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- Формирование у детей универсальных учебных действий:
- Личностных:
- положительного отношения к школе;
- чувства необходимости учения;
- рефлексивности;
- адекватного осознанного представления о качествах хорошего ученика;
- способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
- представленности в Я-концепции социальной роли ученика;
- познавательных мотивов – интерес к новому;
- интереса к способу решения и общему способу действия;
- стремления выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
- стремления к приобретению новых знаний и умений;
- Регулятивных:
- умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умения сохранять заданную цель,
- умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умения контролировать свою деятельность по результату;
- умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- Познавательных:
- умения устанавливать аналогии на предметном материале;
- операции классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
- операции установления взаимно-однозначного соответствия;
- умения выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;
- перехода от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект);
- кодирования/замещения (использования знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- умения использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач;
- умения произвольно сохранять и использовать информацию на слух и зрительно;
- умения быстро и точно перерабатывать полученную информацию;
- Коммуникативных:
- потребности в общении с взрослыми и сверстниками;
- навыков владения определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемого (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношения к процессу сотрудничества;
- ориентации на партнера по общению;
- умения слушать собеседника;
- произвольных форм общения с взрослыми.
- Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
- Особенности реализации Программы:
- Принципы реализации Программы
Работа по Программе «Ступеньки к школе» строится на следующих принципах:
- Уважительное, доброжелательное отношение к детям, их потребностям.
- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Учет ведущей деятельности.
- Присутствие доброжелательной эмоциональной оценки любого малейшего достижения ребенка.
- Постепенность процесса.
- Использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями.
- Основная форма работы – совместная познавательная деятельность детей и педагогов.
- Создание адаптивной образовательной среды.
- Этапы реализации Программы
Работа по данной Программе проводится в течение одного года – обучения в первом классе.
В каждой возрастной группе работа состоит из трех этапов:
- Диагностический этап: предварительное тестирование детей и родителей (сбор анкетных данных).
- Коррекционно-развивающий (формирующего) этап: в каждой возрастной группе проводится по 72 занятия. Занятия проходят 1-2 раза в неделю по 30-40 мин., по подгруппам.
- Контрольный этап: заключительное тестирование детей.
После первого и третьего этапа родители и учителя знакомятся с результатами диагностики, а также даются психологические рекомендации для дальнейшего закрепления полученных знаний, умений и навыков.
В процессе контрольного этапа используются следующие методы и методики исследования:
- Изучение медицинских карт.
Цель: изучение анамнеза развития ребенка.
- Анкетирование родителей
Цель: изучение анамнеза развития ребенка.
- Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций.
Цель: выявление признаков психического напряжения и невротических тенденций.
- Наблюдение
Цель: изучение сформированности социальных навыков, личностных особенностей детей.
- Заполнение воспитателями таблицы «Индивидуальный профиль социального развития детей группы».
Цель: изучение сформированности социальных навыков, личностных особенностей детей.
- Методика «Тулуз-Пьерон»
Цель: косвенная диагностика минимальных мозговых дисфункций, изучение особенности нейродинамики, внимания, работоспособности.
- Гештальт-тест Бендер
Цель: косвенная диагностика минимальных мозговых дисфункций. Изучение уровня развития зрительно-моторной координации.
- Тест Коха «Дерево»
Цель: диагностика отношения ребенка к себе, самооценки, характера взаимоотношений с окружающими, а также его проблемы.
- Тест «Рисунок семьи»
Цель: Изучение самочувствия ребенка в семье и особенности его семейных взаимоотношений.
- Методика «Карта чувств» Т. Грабенко.
Цель: изучение психоэмоционального состояния детей.
- Тест Равена
Цель: диагностика визуального мышления, интеллекта.
- «Кратковременная память»
Цель: изучение кратковременной слухоречевой памяти.
- «16 картинок»
Цель: изучение кратковременной зрительной памяти.
- Тест Теммл-Дорки-Амен
Цель: диагностика общего эмоционального состояния ребенка.
- Тест «Интуитивный визуальный анализ-синтез»
Цель: Диагностика понятийного интуитивного мышления, понятийного образного мышления.
- Тест «Визуальные аналогии»
Цель: Диагностика понятийного логического мышления, понятийного образного мышления.
- Тест «Интуитивный речевой анализ-синтез»
Цель: Диагностика понятийного интуитивного мышления, понятийного речевого мышления.
- Тест «Речевые аналогии»
Цель: Диагностика понятийного логического мышления, понятийного речевого мышления.
- Тест «Речевые классификации»
Цель: Диагностика понятийного речевого мышления.
- Тест «Визуальные классификации»
Цель: Диагностика понятийного образного мышления.
- Цветовой тест Люшера
Цель: Диагностика эмоциональных установок по отношению к школе, обстановки дома, эмоционального фона, энергетики.
- Методика Солдатова
Цель: изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе.
- Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»
Цель: изучение умения ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.
Каждая методика диагностического комплекса обрабатывается самостоятельно. Обработка осуществляется в соответствии с определенной технологией и ключами. По итогам обработки результатов определяется одна из пяти зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества: уровень патологии, уровень слабого, среднего, хорошего и высокого развития. Уровень развития перечисленных в таблице психологических качеств определяется путем сравнения индивидуальных результатов тестирования с нормативными данными. Все данные заносятся в итоговую таблицу.
- Приемы, методы и средства реализации Программы
Далее по результатам обследования проводится коррекционно-развивающая работа детьми, используются следующие приемы, методы и средства:
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:
- использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;
- предварительное разыгрывание ситуаций (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
- Дидактические и развивающие игры.
Дидактические и развивающие игры построены на приемах зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательных и доступных детям вопросах, загадок., моментов неожиданности, удивления, загадочности, соревнования - все эти приемы способствуют активизации мыслительной деятельности.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к познавательной деятельности, к познанию ими окружающего мира. Дидактические и развивающие игры характеризуются рядом особенностей:
- активизируют психические процессы деятельности ребенка;
- строятся на добровольных началах;
- создают наиболее благоприятные условия для развития творческих
способностей; - во время игры дети получают глубокое удовлетворение,
радость. - дидактические и развивающие игры способствуют формированию одного из ценнейших качеств человеческого ума его подвижности, гибкости.
Значительная часть игр позволяет ребенку сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
В играх сочетаются два элемента: познавательный и игровой (эмоциональный).
Игре свойственны определенный темп, ритм; их нарушение ведет к нарушению самой игры. Недопустимы в процессе игры пространные объяснения (они должны иметь место до начала игры), обилие замечаний дисциплинарного порядка, стремление, во что бы то ни стало довести до сознания ребенка допущенную ошибку, долгое ожидание ребенком своего, хода. В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. При условии правильного руководства дидактической игрой дети с радостью в нее включаются
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, формирует важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Что же такое произвольность? Откуда она возникает, как формируется? Произвольность – это психическое новообразование, очень важное в дошкольном возрасте. Главным приобретением дошкольного возраста в развитии произвольности является определённый уровень организованности, умение подчинять свои действия требованиям “надо”, а не “хочу”, это необходимо для обучения в школе. По мере овладения разными видами деятельности, ребёнок постепенно начинает подчинять свои действия указаниям взрослых, а затем и самостоятельно направлять их на достижения определённых целей. На развитие произвольности поведения ребёнка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника. Поэтому большое значение для развития произвольности у детей имеют подвижные игры с правилами. Правила в этих играх создают для ребёнка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им – только при этих условиях может состояться игра. Овладение правилами игр является значительным фактором в формировании произвольности ребёнка в детском коллективе.
- Аутотренинг.
Аутотренинг - система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности. Умение не только расслабляться, но и собраться.
В работе используются пять детских программ: «Пляж», «Прогулка по лесу», «На северном полюсе», «Котята», «Морское дно». (Аудиозаписи детских программ аутотренингов и мышечного тренинга на основе упражнений, разработанных И. Г. Выготской, Е. Л. Пеллингер, Л. Я. Успенской). Они учитывают основные психофизические особенности детей дошкольного возраста, доступны в плане усвоения ими элементов саморегуляции. Внимание каждого ребенка через опосредованные образы привлекается к каждой группе мышц отдельно и последовательно. Психофизический покой, достигаемый в результате аутотренинга в сочетании с психогимнастикой, восстанавливает силы ребенка, у него возникает приятная дремотность. Эти моменты используются для проигрывания с детьми некоторых психофизических состояний, и не разрешенные до этого проблемы, перерабатываясь головным мозгом, - «разрешаются». Спокойная музыка концентрирует приятные эмоции и делает ярче образные представления у детей. В заключительной части сеанса обязательно есть момент «выхода» из расслабленного состояния. В каждой программе он плавно переходит в мобилизирующую часть, после чего дети становятся бодрыми и энергичными. Сеанс психической разгрузки в аудиозаписи воспринимается детьми как особая ненавязчивая игра, в результате которой они получают эмоциональное удовольствие, улучшается их настроение, самооценка, возникает вера в свои силы. О том, что дети научились расслабляться, свидетельствует их внешний вид: глаза закрыты, лицо спокойное, с улыбкой, дыхание ровное, ритмичное.
- Выполнение упражнений в тетрадях
Дети выполняют задания в течение 8-10 минут в тетради "За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей", автор О. Холодова. Пособие представляет собой сборник заданий для работы с детьми накануне поступления в школу. Задания, представленные в этом сборнике, настолько увлекательны, что ребёнка не придётся заставлять заниматься. Выполнение этих заданий не только поможет учяащемуся развить память, внимание, восприятие, мышление, формировать правильную речь, совершенствовать графические навыки, но и обеспечит необходимым базовым уровнем знаний, умений и навыков, которые помогут ему в дальнейшем хорошо и легко учиться в школе. Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).
- Упражнения творческого и подражательно-испольнительского характера.
Направлены на развитие способностей распознавать эмоции и умения выражать свои.
- Арт - терапевтические техники (свободное и тематическое рисование). Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
Арттерапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арттерапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Также занятия направлены на обучение элементам техники выразительных движений, развитие активного внимания, преодоление двигательного автоматизма, развитие памяти, мышления, воображения и т.д. (перспективный план представлен в Приложении).
Все занятия направлены на развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики, воображения, мышления, речи, снятие психоэмоционального напряжения, формирование мотивационной готовности к обучению в школе и т.д. (перспективный план представлен в Приложении).
При составлении курса коррекционно-развивающих занятий использовались методические разработки Фесюковой Л.Б. «Год перед школой», Михайловой Л.С. «Как подготовить ребенка к школе», Ковалевой Е.С. «Готовим ребенка к школе», Степановой О.А. «Подготовка детей к школе», Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Трошихиной Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей», Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей», Любимовой Т.Г. «Занятия по развитию социального интеллекта у школьников», Останковой Ю.В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», Сартан Г.Н. «Тренинг самостоятельности у детей», Тихомировой Л.В. «Развитие познавательных способностей детей».
- Материал и оборудование используемое на занятиях:
- Ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
- Музыкальный центр;
- Принтер-копир-сканер HP;
- Столы и стулья детские;
- Телевизор;
- Доска для маркера;
- Мольберт;
- Ковер;
- Подушки на подгруппу детей;
- Два кресла;
- Мягкие игрушки разных размеров: медведь, заяц, лиса, кошка, тигр, обезьяна, собака, слон, корова, овца, мышь, лошадь, колобок и др;
- Куклы большие и маленькие;
- Волшебный мешочек;
- Картинки с изображением людей в одежде, домашних и диких животных и птиц, мебели, транспорта, овощей, фруктов, деревьев, обуви, головных уборов, игрушек, цветов, деревьев, людей разного возраста и т.д.;
- Разноцветные кружки и полосочки всех цветов радуги;
- Клубочки;
- Зеркало (6 шт.)
- Маски и картинки с различным эмоциональным выражением, дидактические игры, головоломки, коробочка форм, предметные и сюжетные картинки, куклы и др.
- Ножницы, цветная бумага, акварельная бумага, альбомы для рисования, непроливайки, цветные и простые карандаши, пластилин, широкие кисти, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, клей, фломастеры;
- Разноцветные флажки;
- Счетные палочки;
- Развивающие игры: кубики Никитина, Танграмм, палочки Кюизенера, ребусы, Колумбово яйцо, мозаика, пазлы, кубики в картинках, домино, строительные фигуры «До и после», «Откуда это», «Что перепутал веселый художник», «Формы», «Что из чего сделано», «Аналогии», «Нади отличия», «Противоположности» и др.
- Количество занятий и их продолжительность:
1-2 занятия в неделю продолжительностью до 30-40 минут.
- Критерии и показатели оценки результативности и эффективности коррекционно-развивающих занятий «Ступеньки к школе»:
- Отсутствие признаков дезадаптации.
- Готовность детей к обучению в школе: к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у ребенка первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.
- Организация работы с родителями, педагогами.
Проводятся консультации «Что должен знать и уметь первоклассник», «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста», «Школа – это серьезно?!», проводятся родительские собрания. Родители знакомятся с результатами коррекционно-развивающей работы, сформированности у них УУД. Родителям детей, у которых был выявлен слабый уровень развития или уровень патологии рекомендуется консультация невролога.
В конце второго года работы, к моменту поступления детей в школу на каждого ребенка заполняется Карта развития, изучив которую учитель может сделать прогноз успешности обучения и вероятности возникновения школьной дезадаптации.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что понятия «формирование УУД у дошкольников» и «формирование психологической готовности к школе» в данной работе идентичны – и в том и в другом случае эти понятия предполагают сложную системную работу, сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.
Список литературы
Направление работы | Источник литературы |
Психологическая диагностика |
|
Коррекционно-развивающая работа |
|
Психологическое консультирование |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОУ «Ступеньки к школе» (часть 1)
Тема | Кол-во часов |
Формирование у детей старшего дошкольного возраста универсальных учебных действий. | 72 |
Всего | 72 |
Примерное перспективное планирование
коррекционно-развивающих занятий «Ступеньки к школе»
№ занятия | Цель | Задачи | Содержание |
Диагностика | Диагностика мышления, внимания, мелкой моторики |
| |
Диагностика мышления, внимания, памяти | |||
Диагностика памяти, внимания, восприятия | |||
Диагностика мышления, внимания, памяти, восприятия | |||
Развитие внимания | Обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов. Обучение способности к переключению внимания. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии, повышение эмоционального тонуса; инициирование тактильных контактов. |
| |
Обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании. Развитие активного внимания. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Обучение моделированию внешних проявлений чувств. Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать. |
| ||
Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Обучение рефлексии; снятие эмоционального напряжения. |
| ||
Обучение способности: концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать звуки в новых условиях. Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. Тренировка на дифференциацию заданий взрослого. |
| ||
Обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела. Развитие слухового внимания, увеличение объема внимания. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. Обучение приемам и методам овладения своим волнением. |
| ||
Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям, развитие слухового внимания, умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие тонкой моторики рук. |
| ||
Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции. Развитие концентрации внимания, умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук, развитие воображения и фантазии. |
| ||
Развитие памяти | Развитие зрительной памяти, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. |
| |
Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии, снятие мышечного и эмоционального напряжения. |
| ||
Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти. Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Усиление положительных эмоциональных переживаний, поднятие настроения. |
| ||
Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени, навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов. Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. |
| ||
Развитие произвольного внимания, памяти на события, целенаправленного запоминания и припоминания. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук, воображения и фантазии. |
| ||
Развитие произвольного внимания и наблюдательности, умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти); развитие вербальной памяти, целенаправленного запоминания и припоминания. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения. |
| ||
Развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; целенаправленного запоминания и припоминания; вербальной памяти. Развивать произвольное запоминание |
| ||
Развитие восприятия | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения. Обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями. Развитие целостности восприятия. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. |
| |
Улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения. Развитие наблюдательности, ориентирования на форму, целостности восприятия. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Обучение управлению своим состоянием, переходу из одного эмоционального состояния в противоположное, приемам саморегуляции. Учить находить отличия у похожих предметов. |
| ||
Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания. Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом, координации движений, пространственных представлений. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Развитие движений кистей рук, фантазии. |
| ||
Развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания, способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движения, пространственных представлений. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. |
| ||
Развитие фонематического восприятия, способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений, ориентирования в пространстве. Снятие мышечного напряжения, тонкой моторики рук, воображения и творческих способностей; снятие эмоционального напряжения. |
| ||
Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине. Развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета. Развитие способности по ряду признаков определять предмет. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. Повышение эмоционального тонуса, возможности активного самовыражения; развитие воображения. |
| ||
Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине. Развитие координации слухового и моторного анализаторов, способности по ряду признаков определять предмет. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах. |
| ||
Развитие мышления | Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении, умения декодировать информацию. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. |
| |
Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении. Развитие умения декодировать информацию, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Учить учитывать последовательность событий. |
| ||
Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать, кодировать информацию. Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального обобщения. |
| ||
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Развитие умения кодировать информацию, способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. |
| ||
Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления, мыслительных операций анализа и сравнения. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. |
| ||
Развитие аналитического мышления, мыслительных операций анализа и сравнения. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. |
| ||
Развитие мыслительных ассоциативных связей, аналитического мышления. Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. |
| ||
Диагностика | Диагностика мышления, внимания, мелкой моторики |
«Заплатка для коврика» | |
Диагностика мышления, внимания, памяти | |||
Диагностика памяти, внимания, восприятия | |||
Диагностика мышления, внимания, памяти, восприятия |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. | «Говори!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Колечко» (правая рука) | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления, речи | Игра «Рифмоплеты» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запретный номер» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Колечко» (левая рука) | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления, речи | Игра «Раздроби на действия» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие внимания, памяти | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Колечко» (обе руки) | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления, речи | Игра «Составление слов» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Пожалуйста!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Колечко» (обе руки, быстрее темп) | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Круги на воде» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запрещенное движение» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Фонарики» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Описание предметов» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие памяти, произвольности внимания | Игра с разноцветными флажками | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Фонарики» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания в тетради
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Укрась слово» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие памяти, произвольности внимания | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Фонарики» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Задом наперед» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие памяти, произвольности внимания | Игра «Пожалуйста!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Фонарики» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
Нарисуй-ка | |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Кто кем будет? Что чем будет?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие памяти, произвольности внимания | Игра «Разноцветные флажки» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Кто кем был? Что чем было?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие памяти, произвольности внимания | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Бином» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие памяти, произвольности внимания | Игра «Запомни, кто где стоит» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Поиск общего и отличительного» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие внимания, памяти | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | 2. Игра «Изобретатели» 3.Задание «Цвет и форма» | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие памяти, произвольности внимания | Игра «Разноцветные флажки» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Ситуативные связи» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. | «Говори!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | 2. Игра «Почему это произошло?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запретный номер» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Почему это произошло?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие внимания, памяти | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Что может произойти?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. | «Говори!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Что может произойти?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запретный номер» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Описание характера» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игры с Блоками Дьенеша | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. | «Говори!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Исследовательские вопросы» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие внимания, памяти | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Свойства предметов» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запретный номер» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | 2.Игра «Свойства предметов» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | 3.Задание «Твой портрет. Твое имя» (стр.5,8) | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. | «Говори!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания в тетради
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Говори наоборот» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Где ты живешь?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Пожалуйста!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Противоположности» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Твоя семья» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запретный номер» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Во что с этим можно играть?» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «День рождения» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. | «Говори!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Дом-ёжик-замок» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Бывает – не бывает» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Для чего нужны руки, ноги?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие внимания, памяти | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Дом-ёжик-замок» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Подумайте и скажите» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Что ты знаешь о своих глазах?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запретный номер» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Дом-ёжик-замок» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Использование предметов» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Как человек думает?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. | «Говори!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Дом-ёжик-замок» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Что было бы, если…» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Все ли люди думают одинаково?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие внимания, памяти | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Сарай-дом с трубой - пароход» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания в тетради
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Архимед» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Кто такой «воспитанный человек»? | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Игра Танграм | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Пожалуйста!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Сарай-дом с трубой - пароход» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания в тетради
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Плохо-хорошо» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Что такое школа?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Разгадывание ребусов | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запретный номер» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Сарай-дом с трубой - пароход» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания в тетради
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Комбинация элементов» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Твоя дорога в школу» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Разгадывание ребусов | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. | «Говори!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Сарай-дом с трубой - пароход» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Образные сравнения» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | «Как правильно переходить дорогу?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Разгадывание ребусов | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие внимания, памяти | Игра «Канон» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Ножницы-собака-лошадка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Фантастическое животное» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Какие предметы нужны ученику в школе?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Разгадывание ребусов | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Пожалуйста!» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Ножницы-собака-лошадка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания в тетради
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Фантастическое животное» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Который час?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Разгадывание ребусов | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие памяти, произвольности внимания | Игра с разноцветными флажками | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Ножницы-собака-лошадка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Превращение» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание «Режим дня» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Разгадывание ребусов | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре | |
Развитие произвольности внимания | Игра «Запретный номер» | |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи, мелкой моторики, способности, памяти, внимания | Кинезиологическое упражнение «Ножницы-собака-лошадка» | |
Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики | Задания
| |
Развитие воображения, мышления и речи | Игра «Сказочный город» | |
Социально-психологическая подготовка к школе | Задание Как сделать, чтобы в школе тебя полюбили?» | |
Развитие математических способностей: стремления получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. | Разгадывание ребусов | |
Снятие психоэмоционального напряжения | Релаксация под музыку на ковре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...