Урок "Современная семья глазами ребенка".
план-конспект урока (2, 3, 4 класс) по теме

Семья – это источник эмоциональной, психологической поддержи детей. Это структура, подпитывающая детей энергией любви.  Жизнь детей наполнена, прежде всего, эмоциями и чувствами. И именно родная семья, состоящая из близких людей – папы, мамы, братьев, сестер, бабушек, дедушек наполняет детей позитивными чувствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sovremennaya_semya_glazami_rebenka.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Современная семья глазами ребенка

Халимон Марина Николаевна,

педагог-психолог МАОУ Наро-Фоминской СОШ № 1 Московской области

Тема урока: Современная семья глазами ребенка.

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся начальных классов о функциях и ценностях семьи.

Использовать результаты исследования для проведения мероприятий по повышению родительской грамотности и преодолению воспитательной неуверенности родителей, для выступления на родительских собраниях.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся, используя интерактивную форму урока, с понятием «семья», функциями и ценностями семьи.
  2. Воспитать у учащихся чувство ценности семьи, принадлежности к семье.
  3. Научить учащихся высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Планируемые задачи:

1. Изучить мнения детей по вопросам:

  •         Что такое семья?
  •         Какие функции выполняет семья?
  •         Какие ценности у современных детей?  (Из каких важных частей состоит жизнь ребенка?)
  •         Кто в семье главный?
  •         Считаете ли вы свою семью идеальной?

2. Предложить детям написать (нарисовать) страницу книги для родителей: «Советы родителям. Как воспитывать ребенка».

Вид и форма урока: интерактивная беседа с использованием арт-технологий.

Возрастная группа: учащиеся начальных классов.

Оборудование: листы формата А4, цветные карандаши, мягкий мяч-игрушка (для выбора отвечающего ученика).

План урока:

  1. Организационный момент, объявление темы, цели урока.
  2. Интерактивная беседа.
  1. Что такое семья?
  2. Какие функции выполняет семья?
  3. Какие ценности у современных детей?  (Из каких важных частей состоит жизнь ребенка?)
  4. Кто в семье главный?
  5. Считаете ли вы свою семью идеальной?
  1.  Рефлексия. Создание детьми (написание, рисование) страницы книги для родителей «Советы родителям. Как воспитывать ребенка».

Ход урока:

  1. Организационный момент, объявление темы, цели урока. Представление игрушки (мяч-колобок).
  2. 1.Детям предлагается ответить, что такое семья, как они понимают этот термин.   После сбора и записи (на доске) ответов, детям зачитываются определения семьи (научное, психологическое, старинное). (Приложение 2)

Теория: Семья – это источник эмоциональной, психологической поддержи детей. Это структура, подпитывающая детей энергией любви.  Жизнь детей наполнена, прежде всего, эмоциями и чувствами. И именно родная семья, состоящая из близких людей – папы, мамы, братьев, сестер, бабушек, дедушек наполняет детей позитивными чувствами.

2. Детям предлагается ответить, какие функции выполняет семья.

Ответы детей фиксируются. Материал обобщается с учетом научных источников.

Теория: Функции семьи отражают связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

  • репродуктивная; 
  • хозяйственная; 
  • регенеративная; 
  • образовательно-воспитательная;
  • сфера первоначального социального контроля;  
  • рекреативная;  
  • духовного общения;
  • социально-статусная;  
  • психотерапевтическая.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

3. Детям предлагается ответить, что для них является в жизни значимым, важным; как и где они проводят время; что в их жизни занимает больше всего времени.

Теория: Современные дети любопытны, быстры, они получают много информации через СМИ, растут вместе с развивающимися гаджетами. Их темп жизни ускорен. После окончания уроков детей ждет внеурочная деятельность, занятия в спортивной, хореографической, музыкальной школах. Что же является для детей важным, значимым или просто занимающим много времени и сил?

Ответы детей фиксируются на доске. Выбираются 5 наиболее значимых ценностей (например, семья, школа, гаджеты, друзья, воображение).

Детям предлагается разделить диаграмму на 5 частей, наиболее значимые ценности выделяются большим сектором:

4. Детям предлагается ответить на вопросы «Кто в семье главный папа, мама, бабушка или дедушка?», «Кто главный в семье: дети или родители?».

Теория: Обычно, выбирая, кто главный – дети или родители, большинство детей сообщают, что дети – главные. Здесь можно говорить, как о здоровом детском эгоизме, уверенности, что их любят и принимают, так и о некотором смещении акцентов жизни семьи, где в первую очередь важным становится забота о детях.

В ответе на вопрос «Кто в семье главный папа, мама, бабушка или дедушка?», дети обычно приблизительно одинаково выбирают маму и папу, меньше ответов набирают дедушки и бабушки.

С одной стороны, можно говорить о сложившемся равноправии в семье, где папа и мама имеют одинаковые права, обязанности в воспитании детей. С другой стороны, можно дать детям (в зависимости от возраста и особенностях восприятия, стараясь не травмировать детей, воспитывающихся одним родителем или находящихся под опекой) информацию об особенностях воспитания отцов и матерей. (Приложение 3)

6. Детям предлагается ответить, считают ли они свою семью идеальной.

С детьми обсуждаются особенности идеальной семьи с учетом их ответов на предыдущие вопросы. Идет обобщение материала, систематизируются полученные знания о функциях и ценностях семьи. Акцентируется значимость принадлежности к семье, чувство ценности семьи.

  1. Детям предлагается написать (нарисовать) страницу книги для родителей «Советы родителям. Как воспитывать ребенка».

Лист формата А4 складывается пополам. На одной странице дети пишут (или рисуют), как можно воспитывать детей, на другой – как нельзя.

По желанию дети могут рассказать о своей «книге».

Окончание урока. Краткое подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"

Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Мир глазами ребенка"

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов.При изучении программного материала предполагаются экскурсии,посщения выставок, по...

Современная семья глазами ребенка (исследование).

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.Какое определение «Семье» дают...

Конспект родительского собрания "Счастливая семья глазами ребенка"

Здравствуйте уважаемые коллеги! Здесь вы можете взять необходимые материалы для родительского собрания на тему "Счастливая семья глазами ребенка"....