Диагностическая программа изучения ценностных жизненных ориентиров младшего школьника
методическая разработка на тему
Диагностическая программа изучения ценностных жизненных ориентиров младшего школьника необходима для изучения ценностный ориентиров у дете младшего школьного возраста. В программе указаны методики для использования учителями начальных классов и педагогов - психологов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностическая программа изучения ценностных жизненных ориентиров младшего школьника
Показатели ценностных жизненных ориентиров | Методики, изучающие данный показатель |
Уровень развития коммуникативных действий | Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман) |
Уровень развития коммуникативных действий | Методика "Кто прав?" Г.А. Цукерман и др. |
Уровень сформированности патриотизма как ценности. | Анкета «Я и моя страна» |
Самостоятельность | Наблюдение |
Соблюдение правил культуры поведения | Наблюдение |
Саморегуляция | Наблюдение |
Особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. | Методика «Пословицы» (разработана к. психол. н. С.М. Петровой) Цель: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. |
Уровень нравственной воспитанности | Методика «Пословицы» (разработана к. психол. н. С.М. Петровой) Цель: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. |
Нравственные представления | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой |
Выделение морального содержания действий и ситуаций | Анкета «Оцени поступок» (Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) |
Эмоциональный компонент нравственного сознания | Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой |
Семья как ценность, взаимоотношения в семье | Проективная методика «Моя семья» |
Жизненные ценности учащихся | Диагностика отношения к жизненным ценностям (по материалам научной школы А.И.Шемшуриной) |
Анкета «Оцени поступок»
(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А. Кургановойи О.А. Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки. Работы проводиться индивидуально.
Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.
Ниже представлены:
- семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм
(1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);
- семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм
(2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);
- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
Анкета.Оценка поступка в баллах
1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
Так делать можно | Так делать иногда можно | Так делать нельзя | Так делать нельзя ни в коем случае |
Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.
- Мальчик (девочка) не почистил (а) зубы.
- Мальчик (девочка) не предложил (а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
- Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
- Мальчик (девочка) не помог (ла) маме убраться в квартире
- Мальчик (девочка) уронил (а) книгу.
- Мальчик (девочка) во время еды разлил (а) суп и на накрошил(а) на столе.
- Мальчик (девочка) не угостил (а) родителей конфетами.
- Мальчик (девочка) вымыл (а) дома пол.
- Мальчик (девочка) разговаривал (а) на уроке во время объяснения учителя.
- Мальчик (девочка) не угостил (а) друга (подругу) яблоком.
- Мальчик (девочка) бросил (а) на землю фантик от конфеты.
- Мальчик (девочка) взял (а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
- Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
- Мальчик (девочка) не уступил (а) место в автобусе пожилому человеку.
- Мальчик (девочка) купил (а) в магазине продукты.
- Мальчик (девочка) не спросил (а) разрешения пойти гулять.
- Мальчик (девочка) испортил (а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
- Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни оценивания:
- Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла.
- Суммы равны (±4 балла).
- Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла
Анкета «Я и моя страна»
В процессе диагностического исследования анкетирование проводится в 1 классе в начале и конце учебного года, во 2-4 классах в конце учебного года.
В начале учебного года дети первого класса устно отвечают на вопросы анкеты, ответы фиксируются взрослыми. В конце учебного года с дополнительными вопросами. Со 2 по 4 классы анкета повторяется в письменной форме, некоторые вопросы изменяются. Выполненная анкета хранится в портфолио ученика.
Цель: определение уровня сформированности патриотизма как ценности.
Вопросы на начало учебного года для 1 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Назови свой адрес (город, улица, дом, квартира).
4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
5. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
7. Кто такой ветеран?
Вопросы на конец учебного года для 1класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Назови свой адрес (город, улица, дом, квартира).
4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
5. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом)
7. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
8. Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
9. Нужно ли было заниматься этой работой, если нужно, то зачем?
Вопросы на конец учебного года для 2 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется страна, в которой ты живёшь?
3. Как называется столица нашей Родины?
3. Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).
4. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей.
5. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
7. Когда в нашей стране отмечают День Победы?
8. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
9. Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
Вопросы на конец учебного года для 3 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется область, в которой ты живёшь?
3. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей.
4. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
5. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
6. Кто защищает Родину?
7. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
8. Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
9. Зачем нужно помнить о героях?
Вопросы на конец учебного года для 4 класса:
1. Назови своё имя, фамилию и отчество.
2. Как называется столица области, в которой ты живёшь?
3. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек.
4. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
5. Про какие войны в нашей стране ты знаешь?
6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
7. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
8. Что ты узнал в этом году про войну, про свой город, свою семью?
9. Нужно ли было заниматься этой работой, если нужно, то зачем?
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А) Нравится
Б) Не очень нравится
В) Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А) Сделаю замечание и помогу убрать
Б) Сделаю замечание и подожду, пока он все уберет
В) Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А) Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б) Не знаю
В) Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А) Извинюсь и уберу за собой
Б) Не знаю
В) Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А) Нет
Б) Иногда
В) Да
6. Как ты поступишь, если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В) Сделаю вид, что не заметил
7. Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А) Часто
Б) Иногда
В) Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А) Часто
Б) Иногда
В) Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой
Цель: изучение эмоционального компонента нравственного сознания ученика.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Инструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Обработка результатов.
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Методика «Рисунок семьи»
Данное название объединяет целую группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяются при обследовании детей.
Инструкция:
Особенности проведения процедуры обследования
Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).
После опроса ребенку предлагают обсудить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные:
1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто
останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер. Желательно иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Диагностика отношения к жизненным ценностям
(по материалам научной школы А.И.Шемшуриной)
Цель: выявление жизненных ценностей учащихся.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Методика «Пословицы»
(разработана к. психол. н. С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующее шкале:
1 балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б»; «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить – не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженного Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди – всё, а деньги – сор;
г) деньгам не повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся.
13. а) ученье – свет, не ученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) уменье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в – духовное отношение к жизни,
б, г – бездуховное отношение к жизни;
2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни,
б, г – материально благополучная жизнь;
3) а, в – счастливая, хорошая жизнь,
б, г – трудная, сложная жизнь;
4) а, в – оптимистическое отношение к жизни,
б, г – пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в – решительное отношение к жизни,
б, г – осторожное отношение к жизни;
6) а, в – самоопределение в жизни,
б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в – стремление к достижениям в жизни,
б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в – хорошее отношение к людям,
б, г – плохое отношение к людям;
9) а, в – коллективистическое отношение к людям,
б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
б, г – эгоистическое отношение к людям;
11) а, в – альтруистическое отношение к людям,
б, г – паритетное отношение к людям;
12) а, в – значимость дружбы,
б, г – незначимость дружбы;
13) а, в – значимость ученья,
б, г – незначимость ученья;
14) а, в – значимость труда,
б, г – незначимость труда;
15) а, в – значимость соблюдения законов,
б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Опускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)
(предназначена для детей 1 – 2 класса)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания: —продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; — умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.; — взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; — взаимопомощь по ходу рисования; — эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика "Кто прав?" Г.А. Цукерман и др.
(предназначена для обучающихся 3-4 классов)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ребенку дают по очереди три текста заданий и задают вопросы.
Т е к с т 1. Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: "Вот здорово!" А Саша воскликнул: "Фу, ну и страшилище!" Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
Т е к с т 2. После школы три подруги решили готовить уроки вместе. - Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа. - Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя. - А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Т е к с т 3. Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. - Давай купим ему это лото, - предложила Лена. - Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?
Критерии оценивания: - понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; - понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; - учет разных мнений и умение обосновать собственное; - учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ - ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценностные ориентации младшего школьника
Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"...
«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...
Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...
«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и к...
Конспект занятия «Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.), 3 класс
Конспект занятия «Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)Цель деятельности учителя: выявление наиболее значимых ориентаций учащихся...
Конспект внеурочного занятия «Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)
Конспект внеурочного занятия «Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)Цель деятельности учителя: выявление наиболее значимых о...
Конспект классного часа "Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)" (1 класс)
Цель деятельности учителя: выявить наиболее значимые ориентации учащихся.Планируемые результаты:Предметные: Формирование ценностного отношения учащихся к жизниЛичностные: формирование значимых ориента...