Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР
тест
Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika3.docx | 69.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»
Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР
Составитель: педагог-психолог Образцова Г.В
Среди причин школьной неуспеваемости первое место занимает задержка психического развития. У большинства детей с ЗПР отмечается неполноценность зрительно-пространственной ориентировки, незрелость некоторых зрительных, слуховых и моторных функций. Отставание развития зрительного восприятия, пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации ведёт к трудностям воспроизведения и запоминания графического образа буквы и цифры, нарушения различения фигур и т.д. Несформированность у данной категории детей этих функций и навыков может привести к возникновению трудностям обучения. Данная диагностика направлена на выявление особенностей зрительного и пространственного восприятия посредством серии заданий для исследования детей младшего школьного возраста.
Задание № 1 Цель: выявить понимание предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Оценка результатов:
Диагностика уровня сформированности пространственных представлений первое задание «Понимание предлогов (по картинке) Иншакова О.Б. и Колесникова А.М. (Рис. 1) ориентировано на изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство, выражения в устной речи школьников. В процессе обследования у обучающихся изучается понимание и употребление предлогов, ориентировка в пространстве. Для диагностики необходим рисунок дерева и животных вокруг него. Ребенок вписывает нужный предлог в предложение из данных. Сложностью при выполнении является то, что ребенок должен обращать внимание на окончание существительных и найти месторасположение объекта на картинке. Оценивается правильное владение предлогами и понятиями выше, ниже, на, над, под, снизу, между.
Солнце-----------------------------------------------небе
Заяц---------------------------------------------------дубу
Белка------------------------------------------------дубом
Сова------------------------------------------------дупле
Листья---------------------------------------------дереве
3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок путается в понимании предлогов, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки; 1-0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не понимает предлоги.
Выводы об уровне ориентировке 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 баллов – низкий
Рисунок. 1
Тест №2 Цель: выявить понимание ориентировки в схеме собственного тела. (С.Д. Забрамная ,пробы Хеда и другие исследователи)
Методика обследования:
1. Покажи свою левую руку.
2. Покажи свою правую ногу.
3. Покажи свой левый глаз.
4. Покажи своё левое ухо.
5. Левой рукой дотронься до правой ноги.
6. Правой рукой дотронься до левого уха.
7. Правой рукой дотронься до левого плеча.
8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.
9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).
10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).
11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).
12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?
Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив.
1. Покажи мою левую руку.
2. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?
3. Скажи, какой рукой я держусь за левое колено?
4. Скажи, какая из моих рук сверху?
5. Скажи, какая из моих ног сверху?
6. Скажи, к какому плечу я повернула голову?
7. Скажи, какую руку я подняла вверх?
8. Скажи, какую руку я положила на плечо?
9. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).
10. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо.
11. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.
12. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).
Оценка результатов: 3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок путается в схеме собственного тела, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки; 1-0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не может ориентироваться в схеме собственного тела.
Выводы об уровне ориентировке в схеме собственного тела: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 баллов – низкий.
Задание №3 Цель: выявить понимание ориентировки в пространстве
Методика обследования: попросить ребёнка не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
Задание №4 Цель: выявить умение ориентироваться на листе бумаги. (Семаго М.М, Семаго Н.Я, 2014)
Методика обследования:1.Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?
2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?
3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?
4. Скажи, в каком углу нарисована белка?
5. Покажи след от левой ноги.
6. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).
7. Нарисуй слева от крестика кружок.
8. Нарисуй справа от точки треугольник.
9. Под кружком проведи волнистую черту.
10. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?
Оценка результатов: 3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок путается в ориентировке на листе бумаги, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки;
0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не может ориентироваться на листе бумаги. Выводы об уровне ориентировке на листе бумаги: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 баллов – низкий.
Задание № 5 Методика «Домик» Н. И. Гуткина
Цель: выявить умение ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия. Кроме этого, задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка, умении рисовать прямолинейные отрезки, углы, не округляя их.
Текст задания.
– Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите рисунок. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожий рисунок.
Рисунок №2
Ребёнку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, всё ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Точное воспроизведение оценивается 4 балла, за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.
Оценка выполнения задания:
4 балла – безошибочное воспроизведение узора;
3 балла – за 1–2 ошибки;
2 балла – за 3 ошибки;
1 балл – за 4 ошибки;
0 баллов – если есть ошибки по каждому из пунктов.
Методика обследования: логопед предъявляет детям рисунок с изображением дома и предлагает на отдельном листе бумаги как можно точнее его воспроизвести.
Выводы об уровне ориентировке на листе бумаги: 4 балла – высокий; 3 балла – средний; 2 балла – ниже среднего; 1-0 баллов – низкий.
Задание №6 Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора), лист 11Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейтора»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан.
Цель: определение уровня развития зрительного гнозиса и внимания.
Методика обследования: определить силует изображенный на картинке. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейтора»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан.
Оценка результатов: 3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок путается в силуэтах , задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки; 1-0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не может ориентироваться на листе бумаги. Выводы об уровне развития зрительного гнозиса и внимания: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 б – низкий.
Задание №7 Цель: определение уровня развития зрительного анализа и синтеза. Методика обследования: нужно дописать недостающие элементы букв, в печатном варианте, с представлением образца печатной буквы.
Оценка результатов: 3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок не может дописать недостающие элементы букв, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки; 1-0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не может ориентироваться на листе бумаги.
Выводы об уровне развитие зрительного анализа и синтеза: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 баллов – низкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста)
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ(для детей младшего и среднего школьного возраста)...
Развитие познавательных УУД у детей младшего и среднего школьного возраста
Выступление было подготовлено для РМО педагогов-психологов. В нём отражены основные способы развития познавательной сферы как на уроках, так и во время дополнительных занятий....
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста. Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего школьного возраста на развитие учебной мотивации
Развитие учебной мотивации. Программа....
Внеклассное мероприятие «Традиции питания жителей села Верхний Кужебар» (для обучающихся младшего и среднего школьного возраста)
Познакомить обучающихся с особенностями русской кухни сибиряков, развивать их знания о русском фольклоре (пословицы); способствовать формированию интереса и потребности учащихся использовать русские н...
Возрастные и индивидуальные особенности младшего и среднего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: н...