Форма умственной отсталости: Олигофрения – понятие, этимология, систематика
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Олигофрения ( малоу́мие ) - форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. Олигофрения (или умственная отсталость, малоумие ) подразумевает под собой определение группы патологий, отличающихся между собой особенностями этиологии и патогенеза, при которых речь идет врожденных или приобретенных в период раннего детства формах недоразвития психики. Олигофрения, симптомы которой проявляются, прежде всего, в форме поражения разума по причине остановки развития личности на фоне патологического развития головного мозга, помимо этого отражается на волевых и эмоциональных качествах больного, его моторике и речи . Основные понятия и определения
Основные понятия и определения Термин олигофрения был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в 50-70-х гг. ХХ в. такими отечественными учёными, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др. .
Этиология Возможные причины: Генетические (по статистике в 50 % случаев); Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы; Значительная недоношенность; Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей. Умственная отсталость неясной этиологии .
Систематика МКБ-9 Согласно международной классификации болезней, травм и причин смерти девятого пересмотра (МКБ-9) выделяют 3 степени олигофрении: Дебильность; Имбецильность ; Идиотия . Дебильность - легкая степень олигофрении (IQ 50-70). К этой категории относится 70-80 % от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК направляются в специальную (коррекционную) школу VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы .
Систематика МКБ-9 Имбецильность - средняя степень олигофрении. Больные могут говорить, понимать жесты и обращённую к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки. Понятие « имбецильность » в специальной педагогике в настоящее время используется реже, чем понятие «умеренная умственная отсталость» (IQ 35-49). Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжи, малокоординированные , часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других - неадекватный плач, гнев, злобность. Коэффициент интеллекта (IQ) при идиотии варьируется от 0 до 34.
Систематика МКБ-10 Все чаще в рамках нынешнего времени используется классификация МКБ-10 в соответствии с показателями IQ, определяющими степени тяжести олигофрении, что предлагается в следующих вариантах: легкая степень олигофрении – при показателях IQ в пределах 50-70 баллов; умеренная степень олигофрении – при показателях IQ в пределах 35-50 баллов; тяжелая степень олигофрении – при показателях IQ в пределах 20-35 баллов; глубокая степень олигофрении - при показателях IQ не достигающих 20 баллов .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат. ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....
Конспект логопедического занятия для учащихся 3 класса с умеренной формой умственной отсталости "Верные друзья" в СКОШ VIII вида.
Логопедическое занятие предназначено для учащихся 3 класса с умеренной формой УО. Направлено на формирование коммуникативной потребности в общении со сверстниками, развитии коммуникативных навыков на ...
Реферат по специальной психологии "Синдромальные формы умственной отсталости с неуточненным типом наследования"
В настоящее время вопросы диагностики и лечебно-коррекционных мероприятий заболеваний умственной отсталости достаточно актуальны как с медицинской точки зрения, так и с социальной. Учитыва...
Понятие "умственная отсталость"
Понятие "умственная отсталость"...
Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости
На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко сниженной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерства социальной защиты (до...
Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости.
Программа переходного возраста от детства к взрослости лиц с умственной отсталостью должна включать в себя: социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностное взаи...
Возможности коррекционных занятий при разных формах умственной отсталости (УО):
Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы.Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью.Программа коррекционных занятий для детей с умственной отстал...