Нет плохому поведению
материал на тему

Балашова Наталья Викторовна

Рекомендации по устранению плохого поведения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_boytes_prodvigatsya_medlenno.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Не бойтесь продвигаться медленно, бойтесь находиться в бездействии.

— Китайская пословица

ЧТО НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМНИТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Существует пять основных ключей для "починки" поведения вашего ребенка. Но важно, чтобы вы их узнавали и использовали в любой момент при каждой попытке изменения проблемного поведения вашего ребенка. Вот эти пять ключей.

1. Определите поведение-мишень. Первая часть— самая главная: вы должны выделить ту особенность плохого поведения, которая всех сводит с ума. У вашего ребенка может быть несколько качеств, которые требуют исправления, поэтому нужно помнить, что работать в одно и то же время можно с одним, максимум двумя из них. Таким образом вы сможете составить более точный план действий для избавления от негативного качества, и вероятность успеха ваших стараний возрастет. Так что не говорите: "Он не слушается". Напротив, сконцентрируйте свои усилия на конкретном качестве, которое вы хотите искоренить, например: "Он дерзит".

2. Составьте целостный план поэтапного изменения. Как только вы выделите негативные качества, вам потребуется целостный план по их искоренению. План должен: 1) отталкиваться от особенностей поведения вашего ребенка; 2) подробно излагать способы, которыми вы будете их корректировать; 3) определять новые качества взамен старых; 4) описывать, как вы будете проводить переобучение. В плане должна быть выделена конкретная проблема и потребности ребенка. Все, что от вас потребуется, — это следовать этапам, а затем записывать ваши мысли в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

3. Введите штрафные санкции. Если ваш ребенок продолжает вести себя плохо, следующее, что вам необходимо сделать, — ввести штрафные санкции. Они должны быть справедливыми, приемлемыми для ребенка, соответствовать проступку, и ребенок должен знать о них заранее, чтобы осознавать опасность. Впоследствии их нужно применять каждый раз, когда ребенок начинает себя плохо вести.

4. Дайте себе обещание приступить к изменениям. Даже самый лучший план изменения проблемного поведения ребенка не начнет действовать до тех пор, пока вы не дадите себе обещания приступить к его выполнению. А затем настойчиво придерживайтесь плана, чтобы добиться успеха.

5. Ограничьте свое обязательство тремя неделями. Если вы хотите справиться с негативным поведением, то должны выделить себе испытательный срок — 21 день. Не рассчитывайте на мгновенный успех: изменения в поведении так быстро не происходят. Они станут заметны как минимум через три недели постоянных повторений, так что не торопитесь. И не сдавайтесь, пока не увидите положительных изменений. Если не заметите изменений, что маловероятно, пересмотрите свой план и убедитесь, что ничего не пропущено. Также удостоверьтесь, что то, чего вы ожидаете от своего ребенка, — ему по силам. Но если ваш ребенок все же не слушается, обратитесь к опытному профессионалу— педиатру, воспитателю или детскому психологу, — возможно, он поможет в ваших усилиях.

ДЕСЯТЬ ОСНОВ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

Пора испробовать что-нибудь новое. Начнем с рассмотрения нескольких основных принципов поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Большинство качеств

1. приобретаются.

На некоторые качества могут влиять биологические факторы, но большинство из них приобретаются. Например, застенчивый ребенок может научиться общаться, чтобы чувствовать себя увереннее в коллективе, агрессивный может научиться управлять своим гневом, а импульсивного можно научить обдумывать поступок, прежде чем действовать.

2. поддаются изменениям.

Большинство качеств можно изменить с помощью испытанных научно обоснованных методик.

3. требуют вмешательства.

Не ждите, что ваш ребенок изменится сам по себе. Скорее всего, его поведение ухудшится без вашего вмешательства. И не думайте, что скверное поведение — это временное явление, и вскоре ребенок его перерастет. Подобным отношением вы позволите плохому поведению вашего ребенка войти в привычку, а потом изменить его будет еще сложнее.

4. требуют времени для изменений.

Изменение поведения требует достаточного количества времени. Не надейтесь, что ваша субботняя беседа сильно отразится на его поведении в воскресенье. Дайте себе и вашему ребенку время. Помните, что усвоение новых навыков поведения занимает не меньше трех недель повторений.

5. требуют обязательств.

Долгосрочные обязательства необходимы для любого значительного и устойчивого изменения. Этого никак не избежать: быть родителем не так уж и просто.

6. должны иметь замену.

Ни одно негативное качество не изменится окончательно до тех пор, пока вы не научите ребенка другому качеству, заменяющему первое. Задумайтесь: если вы просите ребенка не вести себя так, то что ему делать вместо этого? Без замещающего поведения он, скорее всего, будет продолжать вести себя по-прежнему.

7. нуждаются в хорошем примере.

Хорошие качества приобретаются легче, если перед глазами есть образец поведения. Поэтому вы должны быть уверены, что ваши качества и ваш пример совпадают с теми, которые вы хотели бы видеть в ребенке. Я называю это эффектом бумеранга: то, что вы бросаете своему ребенку, — подобно бумерангу, который возвратится и ударит вас по лицу.

8. требуют практики.

Для изменения качеств нужна практика. Если ваш ребенок не умеет играть в футбол, то вы ведь никогда не велите ему выйти на игру. Вам сначала пришлось бы тренировать его в течение нескольких недель. То же самое относится и к приобретению нового качества, поэтому — практика, практика и еще раз практика до тех пор, пока ребенок не начнет применять это качество самостоятельно.

9. "любят" поощрение.

Поощрение необходимо на каждом этапе пути: от готовности до попытки, от первых усилий до маленьких успехов, от задержек в изменении до максимального количества улучшений. Изменение поведения — дело трудоемкое и заслуживает поощрения, признания и празднования.

10. никогда не поздно изменить.

Даже если с проблемой трудно справиться на протяжении длительного времени, не отчаивайтесь.

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Вы заметите перечисленные ниже основные правила практически во всех рекомендациях по вмешательству в поведение. Они важны для обеспечения успеха каждого поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, поэтому не забывайте их использовать.

  1. Установите контакт с ребенком.

 Любое преобразование поведения должно начинаться со спокойного обращения к ребенку. Ограничьте количество того, что может отвлекать внимание, глубоко вдохните для сохранения самообладания, установите зрительный контакт и убедитесь, что ребенок готов внимательно вас слушать. После этого можно начинать.

  1. Проясните ваши тревоги.

Не стройте предположений по поводу того, понял ли ребенок, что он сделал не так. Кратко опишите проблему, почему вас это. тревожит и какое поведение вы от него ожидаете, например: "Когда ты разговаривал таким тоном, это звучало неуважительно. Я хотел бы, чтобы ты говорил с уважением".

  1. Пообещайте друг другу решить проблему вместе.

 Сделайте акцент на том, что вы обязуетесь поработать с ребенком, чтобы помочь ему измениться. В идеале, вы должны быть членами одной команды, чтобы достичь успеха.

4. Потренируйте с ним новое поведение, которое призвано заменить проблемное, чтобы он знал, как правильно его использовать. Например, не рассчитывайте, что ваш ребенок знает, как он должен разговаривать.

Нытье порой настолько входит в привычку, что ребенок может уже не помнить, как разговаривать по-другому. "Я не буду слушать нытье. Прислушайся к моему голосу. Я хочу, чтобы ты точно так же просил меня о чем-то. А теперь попробуй ты!"

  1. Исправляйте проблемное поведение, как только оно проявляется.

Не ждите. В тот момент, когда ребенок перестает слушаться, самое время вмешаться. Будьте кратки; объясните ребенку, что он сделал не так, и приведите пример правильного поведения: "Я понимаю, что ты был зол, но ты не имел права ударить. В следующий раз скажи человеку, что ты зол, и объясни, чего ты хочешь".

6. Постоянно проверяйте успехи своего ребенка на протяжении поэтапного изменения. При необходимости модифицируйте свой план.

7. Сообщите ребенку об установлении штрафных санкций.

Они должны быть взвешенными, соответствовать возрасту ребенка и проступку и, что немаловажно, о них следует объявить заранее: "Если ты снова начнешь кусаться, тебе придется стать в угол на пять минут".

8. Применяйте штрафные санкции в случае продолжающегося проблемного поведения.

В случае отсутствия изменений или сопротивления ребенка изменениям, направленным на его поведение, следуйте своим обещаниям применить штрафные санкции. И будьте последовательны!

9. Поощряйте попытки вашего ребенка вести себя хорошо.

Не пренебрегайте самым простым и зачастую самым эффективным способом изменения поведения: "Ты говорил уважительно. Я хотела бы, чтобы так было и дальше. Молодец!"

10. Поздравляйте вашего ребенка с успехом каждый раз, когда видите положительный результат.

 Меняться трудно — особенно детям, — так что отпразднуйте его усилия. И не забудьте поздравить себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка

В данной статье указываются причины устомления и рекомендации для родителей как избежать переутомления детей...

Мотивы плохого поведения

Данный материал можно использовать психологам,педагогам, родителям. Расскрыты основные причины  плохого поведения и пути решения....

К родительскому собранию: " Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания"

Беседа с элементами практикума поможет понять родителям внутренние мотивы ребёнка в случае непослушания......

Родительский лекторий "Мотивы плохого поведения младших школьников"

В статье рассказывается о мотивах плохого поведения младших школьников....

Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?

1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....

презентация к семинару "природа плохого поведения"

в презентации использован материал из учебного курса Е.Ратниковой "Эффективный учитель". Данная презентация знакомит учителей с природой плохого поведения учащихся...