Рабочая программа по сопровождению процесса адаптации обучающихся с ОВЗ 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Хромова Светлана Геннадьевна

Направлена программа на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся первых  классов в период адаптации к школе.

Программа дает возможность отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii_277.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: gerbspb

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 277 Кировского района Санкт-Петербурга

198215, проспект Ветеранов, дом 14, литера А, тел/факс.(812)377-36-05, тел. (812)417-54-28, факс (812) 300-74-77,

E-mail: sc277@kirov.spb.ru

ОКПО  52185291 ОКОГУ  23010 ОГРН  1027802735993, ИНН/КПП  7805149292/780501001

Рассмотрено и принято решением                                УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета                                        врио директора ГБОУ СОШ № 277

ГБОУ СОШ № 277                        Санкт-Петербурга            

Санкт-Петербурга                        ________________ А.А.Столяров

Протокол № 1                        «30» августа 2017 г.

От «30» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения адаптации

обучающихся 1-х классов

Педагог-психолог:

Хромова Светлана Геннадьевна

        

Санкт-Петербург

учебный год 2017-2018

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, Федерального государственного стандарта начального общего образования. Программа адаптирована для детей с тяжелыми нарушениями речи и составлена с учетом их психофизических возможностей.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 года «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.12.2012 года № 22540); утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (рег. № 19707 от 04.02.2011г.).

 Приказ Минобрнауки  Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06.2008 г.   № 164, от 19.10.2009 г. № 427).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Информационное письмо о подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) от 09.03.2012 №10-1060/11.

Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 Приказ от 26.01.2016 года N 38  Министерства образования и науки Российской Федерации  «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 31 марта 2014 года N 253.

● Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы № 277 Кировского района Санкт-Петербурга.

Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы № 277 Кировского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

Направлена программа на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся первых  классов в период адаптации к школе.

Программа дает возможность отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Процесс адаптации у детей с ОВЗ более протяженный. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

1. Несформированность «внутренней позиции школьника».

2. Слабое развитие произвольности.

3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.

4. Подчинение новым для него правилам школьной жизни.

5. Общение с учителем.

6. Принятие учебной задачи.

7. Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.

8. Отношение к себе.

9. Завышенные требования со стороны родителей.

10. Состояние здоровья и уровень физиологического развития.

11. Соматическая ослабленность детей.

12. Гиперактивность.

13. Леворукость.

14. Нарушение эмоционально-волевой сферы.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к обучению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях учебы и поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Все это повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного педагога-психолога.

Цель программы: 

исследование процесса адаптации учащихся первых классов к обучению в начальном звене школы для создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи программы:

- сформировать у учащихся реальные представления об особенностях обучения в школе;

- сформировать и развить умения и навыки, необходимые для успешной адаптации;

- развить познавательные способности; 

- развить общеучебные умения и навыки;

- сформировать УУД (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные);

- создать условия для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности;

- скорректировать трудности поведения и характера;

- сформировать систему нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

В соответствии с задачами можно выделить основные направления работы по адаптации:

1. Психологическая диагностика.

2. Консультативная работа с педагогами и родителями.

3. Профилактическая работа.

4. Коррекционно-развивающая работа.

5. Аналитическая работа.

Учитывая психологические особенности учащихся, в работе используются следующие формы:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

успешная адаптация первоклассников к школьному обучению.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время он понимает, что главная цель его пребывания в школе – обучение, а не игры на переменах или в группе продленного дня.

- первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

- первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

- у него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

-  ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.

- на вопрос «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает «Нет!».

Динамика отслеживается посредством проведения контрольных срезов.

Программа рассчитана на один год обучения.

Этапы реализации программы:

I этап (сентябрь – октябрь) включает:

       1. Психологическое просвещение родителей и классных руководителей 1-х классов.

       2. Психолого-педагогическая диагностика участников образовательного процесса.

Основная задача данного этапа – определить актуальный уровень психического развития первоклассников, выявить детей, имеющих трудности адаптации и нуждающихся в коррекционной и развивающей работе в целях профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Методы работы:

  • наблюдение на уроках и вне учебной деятельности;
  • экспертные опросы педагогов и родителей;
  • психологическое обследование самих детей;
  • анализ педагогической документации и материалов обследований.

Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками. Применяется выборочное наблюдение, когда фиксируются только некоторые особенности поведения первоклассников. Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д. Путём систематического наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.

Результаты наблюдения фиксируются по схеме, включающей 7 шкал: учебная активность, усвоение программных материалов, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоции. Заполняется карта наблюдений на каждого первоклассника  (Приложение 5).

Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации. Он позволяет:

- выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребёнка, предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям;

- уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушением поведения.

Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребёнка к школе, некоторых аспектов его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии.

Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребёнка.

Психологическое обследование детей направлено на получение  информации об особенностях психолого-педагогического статуса школьника: это система отношения к миру, к себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие. Помимо этого обследование позволяет уточнить содержание и природу школьных трудностей, возникающих у некоторых детей.

Учащиеся обследуются в групповой форме или в индивидуальной форме по следующим методикам:

  1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой (Приложение 1).
  2. Проективная методика «Школа зверей» С. Панченко (Приложение 2).
  3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (Приложение 3).
  4. Методика «Лесенка» В.Г.Щур для измерения самооценки (Приложение 4).
  5. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя) (Приложение 5).

Другие методики применяются по запросу или необходимости, включая индивидуальное обследование.

На первом этапе заполняется карта адаптации (Приложение № 5) на каждого ученика при участии классного руководителя и оформляется аналитическая справка, обобщающая все результаты диагностики.

II этап (ноябрь) включает:

  1. Формирование групп для дальнейшей коррекционно-развивающей работы по профилактике трудностей адаптации первоклассников.
  2. Диагностика и выявление причин дезадаптации.
  3. Коррекционно-развивающая работа.
  4. Психологическое консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики.

Результаты диагностики позволяют грамотно построить консультативную работу с родителями и педагогами. Ознакомление классных руководителей с индивидуальными особенностями учащихся в целях дифференциации процесса обучения. Индивидуальные и групповые консультации с родителями по результатам диагностики проводятся в течение I-II четвертей. Основная задача - проинформировать родителей и педагогов о трудностях адаптации, об уровне актуального психического развития, дать соответствующие рекомендации.

Консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия проводится в течение года.

III этап (ноябрь-май) включает:

  1. Психологическое просвещение и психологическая поддержка педагогов и родителей в процессе сопровождения адаптации обучающихся.
  2. Развивающая психолого-педагогическая, коррекционная работа с первоклассниками.
  3. Мониторинг адаптации обучающихся.

Основная задача данного этапа – профилактика трудностей адаптации  обучающихся.

Содержание (тематика) просветительной и консультативной работы, равно как и формы ее проведения, могут быть достаточно разнообразными и рассчитанными не на один год работы с педагогами и родителями.

План

психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся

Вид работы

Название мероприятия

Категория

Период

Психодиагностика

1. Диагностика адаптации обучающихся.

2. Диагностика причин дезадаптации и низкой адаптации обучающихся.

3. Мониторинг адаптации обучающихся.

1-е классы

1-е классы

1-е классы

Октябрь

Ноябрь

Декабрь - май

Психокоррекция и психопрофилактика

Ученики

Педагоги

Родители

В течение учебного года

Психологическое просвещение

Ученики

Педагоги

Родители

В течение учебного года

Психологическое консультирование

Индивидуальное и групповое консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.

Выступления на родительских собраниях

Ученики

Педагоги

Родители

В течение учебного года

Психолого-педагогическая экспертиза образовательного процесса

Психологический анализ уроков

Ученики

Первое полугодие

Методическая работа

Разработка рекомендаций для родителей, педагогов, обучающихся.

Разработка психодиагностических, психопрофилактических и психокоррекционных программ.

Теоретическое изучение проблемы адаптации и личностного адаптационного потенциала обучающихся. Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности адаптации в школе.

Ученики

Педагоги

Родители

В течение учебного года

                                                                                    Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 классы) (методика Н. Г. Лускановой)

Цель: определение уровня школьной мотивации.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные диагностические срезы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

ТЕСТ

Инструкция:  Выбери  один  из  трёх  вариантов ответов на вопрос  (наиболее  тебе  подходящий), отметь  его  галочкой. 

  1. Тебе  нравится  в  школе? 

 

      а)   не  очень -1         б)   нравится -3             в) не  нравится - 0           

  1. Утром, когда  ты  просыпаешься, ты  всегда  с  радостью  идёшь  в  школу  или  тебе  часто  хочется  остаться  дома?

 а) чаще хочется  остаться  дома - 0     б) бывает  по-разному -1    в) иду с радостью - 3      

  1. Если  бы  учитель  сказал, что  завтра  в  школу  не  обязательно  приходить        всем  ученикам, что  желающие  могут  остаться  дома, ты  пошёл  бы  в школу или  остался  дома?

 а) не  знаю -1            б) остался  бы  дома - 0        в) пошёл  бы  в  школу - 3          

      4.   Тебе  нравится, когда  у  вас  отменяют  какие-нибудь  уроки?

 а) не  нравится - 3                 б)  бывает  по-разному - 1           в) нравится - 0

      5.   Ты  хотел  бы, чтобы  тебе  не  задавали  домашних  заданий?

      а) хотел бы - 0                    б) не  хотел  бы - 3       в)  не  знаю - 1                                

      6.   Ты  хотел   бы, чтобы  в  школе  остались  одни  перемены?

      а) не  знаю - 1                       б) не  хотел  бы - 3                  б) хотел  бы  - 0                

      7.   Ты  часто   рассказываешь  о  школе  родителям?

а) часто - 3                         б) редко - 1                   в) не рассказываю - 0

      8.   Ты  хотел  бы, чтобы  у  тебя  был   менее  строгий  учитель?

       а) точно  не  знаю - 1      б) хотел  бы - 0                в) не  хотел  бы - 3

  1. У  тебя  в  классе  много  друзей?

      а) мало - 1                          б) много - 3                     в) нет   друзей -0

  1. Тебе  нравятся  твои  одноклассники?

 а) нравятся - 3                   б) не  очень - 1                 в) не  нравятся – 0

Обработка и интерпретация результатов тестирования

-  ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-  
нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в 1 балл;
-  ответ, позволяющий судить об 
отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.


Установлено пять основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень: 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень: 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень: 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень: 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень: 9 баллов и менее — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.

Приложение 2

«Школа зверей» (автор С. Панченко)

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngПри диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngМожет проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Инструкция. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngВы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

После рисования:

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngПоложение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngПоложение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngЕсли рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngКонтуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngПри оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngОтсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngБольшое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngНеобходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngВ случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngЯркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Приложение 3

Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо»
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
 

Краткое описание методики

Теоретические основания

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, который разработали американские психологи Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

 Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Область применения

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в школе.

Тест проводится индивидуально.

Дополнительные сведения

Оснащение. Психодиагностический изобразительный материал в этой методике состоит из 14 рисунков размером 8,5×11 см, сюжетно представляющих собой типичные для жизни ребенка ситуации. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для мальчиков и для девочек (на рисунке изображены, соответственно, мальчик или девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам соответствующими контуру головы ребенка на рисунке. На одном из них представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом — печальное. Задача испытуемого - выбрать одно из двух изображений в соответствии с инструкцией.

 Темы рисунков стимульного материала:

Рис.1. Игра ребенка с младшими детьми. Ребенок в данной ситуации играет с двумя
малышами.

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем. Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.

Рис.3. Объект агрессии. Ребенок убегает от нападающего на него сверстника.

Рис.4. Одевание. Ребенок сидит на стуле и надевает ботинки.

Рис.5. Игра со старшими детьми. Ребенок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту.

Рис.6. Укладывание спать в одиночестве. Ребенок идет к своей кроватке, а родители сидят в кресле спиной к нему и не замечают его.

Рис.7. Умывание. Ребенок умывается в ванной комнате.

Рис.8. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку
за что-то.

Рис.9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребенок стоит
в одиночестве.

Рис.10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребенка.

Рис.11. Собирание игрушек. Мать и ребенок убирают игрушки.

Рис.12. Изоляция. Двое сверстников убегают от ребенка, оставляя его в одиночестве.

Рис.13. Ребенок с родителями. Ребенок стоит между матерью и отцом.

Рис.14. Еда в одиночестве. Ребенок сидит один за столом.

Организация использования методики. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания: 

Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

http://genderua.narod.ru/test-html/1-22d.files/image001.gifОбработка и интерпретация результатов

          На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (Число эмоционально негативных выборов)/14*100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: 
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); 
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). 
Качественный анализ 
         Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. 
         Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

                                                                                Приложение 4

Методика «Лесенка» В.Г.Щур для измерения самооценки

Цель: выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценкиhttps://studfiles.net/html/2706/757/html_jITWURn6u3.ZX6L/img-kiwvGV.png

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

                                                                                Приложение 5

Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе 
по Э. М. Александровской (экспертная оценка учителя)

1-я шкала «Учебная активность»

5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно

4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются

3 – редко поднимает руку, но отвечает всегда верно

2 – учебная деятельность кратковременна. Часто отвлекается, не слышит вопроса, активен, но отвечает неправильно

1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы или не отвечает совсем. Готовое с доски переписывает.

0 – учебная активность отсутствует полностью, совсем не включается в процесс обучения

2-я шкала «Усвоение знаний»

5 – правильное выполнение учебных заданий (оценки 4,5 - 5)

4 – единичные ошибки, небольшие помарки (оценки 4 – 4,5)

3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов (3,5 – 4)

2 – плохое усвоение материалов по одному из основных предметов

1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний
0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество

3-я шкала «Поведение на уроке»

5 – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требований учителя, дисциплинирован

4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается

3 – часто разговаривает с товарищами, поворачивается, не собран

2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало

1 – выполняет требования частично, часто вертится, разговаривает, отвлекается

0 – на уроке занимается посторонними делами, не выполняет требования учителя

4-я шкала «Поведение на перемене»

5 – высокая игровая активность, охотно участвует в коллективных подвижных играх

4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят

3 – активность ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку
2 – не может найти себе никакого занятия, переходит из одной группы детей в другую
1 – пассивен, избегает других. Сидит или стоит в стороне. Движения скованны

0 – часто нарушает нормы поведения, агрессивен, нападает, не реагирует на замечания

5-я шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»

5 – общителен, легко контактирует с детьми

4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются

3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми

2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

1 – замкнут, изолирован от других, не проявляет интереса к детям, а они к нему

0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям, постоянно сердится, дети его не любят

6-я шкала «Отношение к учителю»

5 – проявляет дружелюбие к учителю, часто с ним общается, хочет ему понравиться
4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования
3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.
2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным

1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, запинается, говорит тихо, плачет

0 – общение с учителем ведет к (-) эмоциям, плачет или агрессивен  при любых замечаниях

7-я шкала «Эмоциональное благополучие»

5 – хорошее настроение, часто улыбается, смеется

4 – спокойное эмоциональное состояние

3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность)

2 – отрицательные эмоции преобладают (тревожность, страх), часто ссорится, повышает голос

1 – депрессивное настроение, плач без всяких причин

0 – агрессия, вспышки гнева, злости, может ударить даже учителя, что-то сломать

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу:


Карта школьной адаптации

ФИО

Эффективность учебной деятельности

Усвоение школьных норм поведения

Успешность социальных контактов

Эмоции

Общий балл

Выводы

Учебная активность

Усвоение
знаний

Поведение на уроке

Поведение
на перемене

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение к учителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблице отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. Уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому (полная адаптация), 21–27 баллов – к среднему (неполная адаптация), менее 20 – к низкому (дезадаптация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся в 3 классе. УМК "Школа 2100"

Данная программа разработана с учётом формирования УУД по  ФГОС....

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Информатика и ИКТ» для обучающихся 2 - 4 классов

Рабочая программа  по «Информатика и ИКТ» для  обучающихся  2 - 4  классов. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, одержание програмы, список литературы и ключев...

Рабочая программа к предмету «Музыка». Для обучающихся 1 -4 классов . Е. Д. Критская.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361516","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 96px; width: 100px; float: left;"}}]]Рабочая  учебная программа по  ...

Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 2 – 4 классов

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Рабочая программа ориентирована на использование учебников:Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатори...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов  Программа составлена на основе общеобразовательной программы «Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 3 – 4 классов по обновленной программе ФГОС НОО

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения...