Организация процесса интеграции детей с ОВЗ в широком социуме
статья на тему
В статье помещены основные аспекты организации процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fomina_o.v._-_statya.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Фомина О.В.,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №31
Г. Тамбов, Российская Федерация
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ШИРОКОМ СОЦИУМЕ
Несмотря на тот факт, что интеграция лиц с отклонениями в развитии не новая для российского образования проблема, и в чем-то уже успешно решаемая, тем не менее, её актуальность с годами не только не падает, а значительно возрастает. Это обусловлено тем, что интеграционные процессы представлены неравномерно в различных регионах Российской Федерации, они не всегда обеспечены соответствующими условиями, формами и методами работы, а главное, формы интеграции, используемые в учреждениях (при всей их вариативности и разработанности в психолого-педагогической науке) чаще однотипны и малоэффективны.
Приобретя признаки устойчивой тенденции эволюционирования образования начала 90-х годов прошлого столетия, интеграционные процессы аккумулировали в себе идею изменения общественного сознания в сторону признания гарантированного права личности на свободу выбора и самореализации, определив процесс социальной интеграции как конечную цель специального обучения.
Острая необходимость включения в жизнь общества лиц с ОВЗ долгое время ощущалась в кругу самих лиц с проблемами развития, в кругу семей, обеспечивающих воспитание лиц с ОВЗ, а также в кругу преподавателей специализированных коррекционных учреждений по обучению и развитию особых детей.
Актуализация данной проблемы обусловлена социальным заказом части социума на достижение определенного уровня культурного, правового, социального и образовательного развития общества и государства в целом. Но решение проблемы показало, что её следует рассматривать значительно шире – интеграция должна стать потребностью общества в целом и охватить все группы, социализирующие лиц с ОВЗ (ДОУ, СОШ, ВУЗы, работодатель, семья и др.).
Сложность организации данного процесса заключается в необходимости обеспечить его последовательность и преемственность на каждом из этапов инклюзии, в осмыслении конкретных, а не общих задач данных этапов, в подготовке здоровых членов общества к принятию в свои ряды инвалидизированных лиц.
В настоящее время стало очевидным, что многие ранние западные идеи интеграции, исходящие из декларации запрета на дискриминацию лиц по состоянию здоровья, остаются решёнными лишь в правовом поле; призывы уважать неизбежные различия между людьми, их право быть не такими, как все, остались во многом также благими пожеланиями, хотя бы уже потому, что слишком широко рассматривается понятие «различие» и «право быть не таким как все», что распространяется на любого члена общества и не обозначает конкретных особенностей лиц с ОВЗ, контингент которых неоднороден и каждый тип ограничений требует самостоятельного подхода к решению интеграционных задач.
Отечественное видение процесса интеграции на данный момент незначительно отличается от общемирового (М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, Е.Л. Гончарова, Е.Л. Гончарова, И.В. Дубровина, Е.А. Екжанова, А.В. Захарова, Л.М. Кобрина, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, И.И. Мамайчук, Р.В. Овчарова, В.Э. Пахальян, Ю.А. Разенкова, М.Н. Русецкая, В.В. Ткачева, С.Г. Шевченко, Д.В. Шамсутдинова, В.С. Шилов, Н.Д. Шматко и др.). И, лишь в силу гуманистических традиций российского образования, культуры, православия, оно может быть самостоятельным и отличным от иных, если будут приложены усилия к разработке отечественной модели организации интегрированного обучения в целом и к разработке отдельных программ психологического сопровождения социальной интеграции лиц с различным типом ограничения в социум.
Сильной стороной традиционного специализированного обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося, что обеспечивается индивидуальным подходом при обучении и воспитании, но успешная интеграции в учебную группу при введении инклюзивного образования возможна лишь тогда, когда эта группа обладает здоровой нравственной атмосферой.
Но только ли инклюзия в образовании должна способствовать интеграции? Нет и ещё раз нет, так как потребности инвалида шире образовательных и в чем-то даже глубже, например, в сфере досуга, хобби, укрепления здоровья, профессионализации, трудоустройства и др.
Формирование особого отношения к каждому инвалидизированному члену группы возможно только при гуманном отношении к человеку вообще, как в конкретной группе, так и обществе в целом. Оно тесно связано с тем, как в обществе воспринимаются инвалиды и как инвалиды воспринимают здоровых. Только при гармонизации этих взаимообусловливающих процессов возможна инклюзия, приносящая действенные результаты, когда каждый раз при переходе в иную социальную группу лицу с ОВЗ не придется преодолевать «себя» и изменять «других».
Более того, без действенного изменения позиции общества в целом, инклюзия в системе образования не спасет ситуации, если за пределами образовательного учреждения инвалид столкнется с равнодушием и бессердечием. Не вызывает у инвалидов восторженного принятия и позиция, которой сейчас придерживаются в обществе в целом – речь идет об игре словами, замене термина «инвалид» на термин «лицо с ОВЗ»; декларации права человека (в нашем случае лица с ОВЗ) на особое развитие, на право быть не таким, как все… а спросите, их это право радует? Помимо права, это становится ещё и тяжкой ношей – доказать, что твои возможности шире, чем это определено физиологией.
Именно по этой причине, мы сосредоточили свое внимание на изучении отношения к вопросам необходимости введения инклюзии на каждом этапе возрастного развития ребенка с ОВЗ и необходимости его планомерного включения в широкий социум, возможности его успешной социализации.
Список использованной литература:
1. Борисова Н.В. Социальная политика в области инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии //Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4. № 1. С. 103-120.
2. Дудченко О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности //Социологические исследования. 1995. №6. С. 110-120.
3. Романов П. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов, 2006. 260 с.
4. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. М., 2006.
© Фомина О.В., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Данные рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, помогут учителям качественно построить учебный процесс, в результате чего...
Отзыв о городском семинаре "Организация интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство"
Тема семинара " Организация интеграции детей с ограниченными ВОЗ в общеобразовательное пространство" очень актуальна. В процессе работы рассматривались вопросы......
Сенсорная интеграция детей с РАС в учебном процессе
В данном материале представлен опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра. Разработки упражнений для развития сенсорных эталонов....
Сотрудничество классного руководителя и родителей – залог успешного развития, социализации, интеграции детей с ОВЗ в социуме.
Практический материал по взаимодействию классных руководителей и родителей....
Статья Интеграция в различных типах организации процесса обучения.
Раскрывается смысл интегрированного курсапо всем предметам вокруг одной темы....
Сборник "Организация процесса для детей с ОВЗ"
В данном сборнике опубликована статья представления опыта реализации программы комплексного развития младшего школьника "Растишка"...
Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях
Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...