Общая характеристика детей с семейным алкоголизмом
материал на тему
Общая характеристика детей с семейным алкоголизмом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_detey_s_semeynym_alkogolizmom.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика детей, родившихся в условиях семейного алкоголизма
Динамические изменения, происходящие в развитии ребенка, определяются «социальной ситуацией развития» в данном возрасте, т. е. «исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (Выготский Л. С.)
В семьях, где родители и некоторые другие родственники страдают алкоголизмом, ребенок с самого начала пребывает в неполноценной «социальной ситуации развития». Как правило, такие родители не могут обеспечить не только нормального воспитания своего ребенка, но и правильного ухода за ним. С первых дней жизни ребенок испытывает дефицит общения с матерью - первым и главным представителем социальной среды. Дефицит общения включает в себя недостаточность сенсорных, эмоциональных, речевых и других воздействий.
Поскольку ребенок еще лишен основных средств человеческого общения, в том числе и речи, все его контакты с окружающим могут осуществляться только через другого человека. Собственные возможности воздействия на предметы и людей у новорожденного крайне ограничены. И, пожалуй, воздействие на человека (крик, плач, двигательные акты, позже - гудение, лепет и т. п.) даже более доступно ему, чем воздействие на предмет. Адекватная реакция взрослого, удовлетворение возникшей у ребенка потребности затормаживают неблагоприятные проявления и стимулируют желательные и необходимые для дальнейшего развития.
Исключительное значение для развития имеет речевое воздействие на ребенка. Речь как средство общения, мышления предопределяет характер и интенсивность общего, психического и личностного развития. В связи с этим возможности нормального развития личности заключены в первую очередь в широких, интенсивных и адекватных воздействиях на ребенка, как правило, опосредованных речью.
Дети родителей, страдающих алкоголизмом, попадают в сферу неблагоприятных микросоциальных влияний, и в то же время они, как правило, имеют отклонения на биологическом уровне. Уже внутриутробное их развитие протекает ненормально из-за грубых нарушений матерью режима сна и бодрствования, питания, из-за употребления в период беременности алкоголя и т. п.
Данные исследований, проведенных на животных, существенно коррелируют с результатами изучения детей таких матерей: при антенатальном введении алкоголя у потомства ухудшается способность к обучению и запоминанию, в зависимости от дозировки потребляемого этилового спирта обнаружено резкое снижение (либо повышение) двигательной и эмоциональной активности; наблюдается задержка физического развития. У потомства животных, получавших этанол во время беременности, выявилась склонность к повышенному его потреблению.
Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже страдающих хроническим алкоголизмом, показало, что пьянство родителей, даже в самой «безобидной» форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.
Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывают безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствуют лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других — как неблагоприятных, так и благоприятных факторов. Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных» детей показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностной сферах. Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации.
Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполнит сосуд и даст возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявиться другим негативным предпосылкам развития.
Несмотря на большое разнообразие направлений в характере психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, в настоящее время удалось выявить его общие закономерности.
Для детей, родившихся в условиях семейного алкоголизма, в большинстве случаев характерна системность нарушений их психофизического развития.
Они отличаются соматической ослабленностью, отставанием в росте и весе по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Этим детям свойственны нарушения функции сна: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне; иногда извращается формула сна и появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем.
Для большинства детей характерны нарушения аппетита в сочетании с частыми срыгиваниями, рвотой и т.п.
Нарушение вегетативных функций проявляется в виде бледности и мраморности кожи, неустойчивости пульса.
Эти дети отличаются повышенной подверженностью инфекционным и простудным заболеваниям, а также аллергическим реакциям.
Нервно-психические нарушения в раннем возрасте проявляются обычно в виде задержки психомоторного развития, мышечной гипотонии, общего двигательного беспокойства, тремора, повышения сухожильных рефлексов, нередко наблюдается повышенная судорожная готовность.
Невротическая симптоматика обычно сочетается с выраженным церебрастеническим синдромом (повышенной нервно-психической истощаемостью и пресыщаемостью), с чередованием периодов гипо- и гипервозбудимости.
Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятной атмосферы, и ребенок испытывает дефицит общения. В редких случаях относительно благополучного развития детей из семей больных алкоголизмом в раннем и дошкольном возрасте, позже — в младшем школьном, и особенно в подростковом возрасте — со всей остротой встает проблема их школьной и об-I1 щей социальной адаптации. В конечном счете рано или поздно перед детьми, выросшими в условиях семейного алкоголизма, обязательно встает проблема личностной адаптации к конкретным условиям жизни. В связи с этим понятна необходимость проведения диагностики их психического развития с целью выявления возможных отклонений и путей их коррекции.
С помощью специальных психологических методов было обследовано 50 детей из семей, в которых один или оба родителя страдали хроническим алкоголизмом. В ходе обследования выяснилось, что среди родственников этих детей в нескольких поколениях имели место случаи хронического алкоголизма.
По возрасту дети были разделены на 4 группы:
1) от 1 года до 3 - 4 лет;
2)от 4 - 5 до 8 - 9 лет;
3)от 9 - 10 до 12 - 14 лет - по 10 человек в каждой группе;
4) от 14 до 17 лет - 20 человек.
Результаты наблюдений, проводившихся за детьми в возрасте от 1 года до 4 лет во время прогулок, занятий и игр, а также данные специального обследования выявили значительное сходство в их поведении. Они легко вступали в контакт как со знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В отношении характеризовались живостью и непосредственностью. Однако контакты, как правило, были поверхностны и кратковременны: эти дети легко оставляли одного партнера по игре и переходили к другому. Настроение у них было нестабильным, радостное оживление было сменялось плачем и криком.
Игры таких детей примитивны (чаще в виде простых манипуляций предметами) и непродолжительны. Из игрушек они предпочитали шумящие, гремящие, свистящие, любили бросать их, стучать ими, добиваясь шумового эффекта. Как правило, они не проявляли никакого интереса к книгам, даже с яркими, крупными картинками, не могли хотя бы на короткое время фиксировать внимание на одной и той же игрушке, картинке. В деятельности были импульсивны, нецеленаправленны, легко отвлекались на любые внешние раздражители. Были отмечены характерные для таких детей проявления инертности психических процессов — «застревания» на одном и том же действии.
Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребенка из этой возрастной группы. Большинство из них до 3 — 4 лет продолжали получать пищу из бутылок с сосками, сосали или грызли пустышки, игрушки, пальцы рук, ногти. Нередко отмечались кривляния, навязчивые движения, гримасы. При засыпании или утомлении наблюдались стереотипные движения: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т.п.
Общение с окружающими у этих детей осуществлялось преимущественно жестами. У большинства детей до 2 — 2,5 лет, а у некоторых и дольше речь носила лепетный характер. В возрасте около трех лет у них появлялись отдельные слова, имевшие аморфную, аграмматичную структуру. Например, ребенку показывалась картинка, на которой изображен медвежонок, спящий на диване, и задавались вопросы:
«Что делает мишка?» — «Спать».
«На чем он спит?» — «Кроватка».
«Чем накрыт мишка?» — «Одеяло».
Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией. Например, на просьбу показать домик на предъявленной ему картинке ребенок подбегал к окну и показывал домик на игровой площадке во дворе яслей. Такая привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует об отсутствии у ребенка понимания значения данного слова.
Таким образом, определенный этап в речевом развитии, который у нормально развивающихся детей соответствует второму году жизни, большинство детей из семей алкоголиков проходит лишь в 3—4 года.
Что касается особенностей мышления детей указанной категории, то у них наблюдались явно выраженные трудности при элементарном классифицировании предметов.
Складывание простых разрезных картинок (из 2 — 3 частей) было им доступно только при наличии в поле зрения образца, в отдельных случаях — только путем наложения на образец. Аналогичные результаты были получены и при складывании фигур из палочек, кубиков, простой мозаики.
Невысокий уровень развития речи и мышления обследованных детей раннего возраста (до 3—4 лет) крайне ограничивает возможности выполнения тех требований, которые предъявляет общество к нормально развивающимся детям этого возраста. Поэтому в их поведении нередко появляются примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Будучи ограничены в средствах общения с окружающими их людьми, такие дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивными выходками или, наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, привязчивостью.
Если нормально развивающийся ребенок к 4-м годам начинает овладевать своим поведением, то дети обследованного контингента вплоть до 6—7-летнего возраста находятся во власти аффекта.
В связи с вышесказанным выявленное нарастание признаков социальной дезадаптации у детей второй возрастной группы (4—8 лет) вполне закономерно. Как правило, в возрасте 4—5 лет им недоступно понимание условностей и принятие ролей в сюжетно-ролевых играх, а в 6—7 лет они испытывают трудности при участии в играх, ведущихся по определенным правилам. Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют таким детям завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе.
Обследованные дети 4—8 лет проявили неспособность выйти из-под влияния конкретной ситуации. Так, они не выполняют требования воспитателя идти спать, потому что никак не могут расстаться с привлекательной игрушкой. Столкнувшись с трудностями при выполнении того или иного конкретного задания, они легко отвлекаются на посторонние раздражители. Нецеленаправленность и слабость самого контроля были характерны для них почти во всех видах деятельности.
В то же время именно в возрасте 4 - 7 лет у этих детей интенсивно развивается речь, возникает возможность элементарного обобщения и систематизации предметов и явлений. Они справляются с предложенными заданиями («классификация предметов», «четвертый лишний», «последовательные картинки» и т.п.), но при условии помощи со стороны взрослого. В норме к этому возрасту возможности самостоятельной организации деятельности значительно выше.
Ведущую роль для становления, стабилизации психических процессов у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста играет память. Для детей 4 — 8 лет, родители которых страдают алкоголизмом, характерно преобладающее развитие восприятия по сравнению с памятью. Такое место восприятия в ряду других психических функций, наряду с отмеченной выше нерасчлененностью аффективно-потребностной сферы, лежит в основе слабой осознанности и произвольности поведения детей алкоголиков.
В характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей, чьи родители страдают алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий, т.е. внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не сформированы.
На первый взгляд может показаться, что дети родителей, страдающих алкоголизмом, отстают от нормы лишь по темпам развития, повторяя качественно те же этапы, которые прошли их нормально развивающиеся сверстники, но в более раннем возрасте. В действительности же это не так. И вступление в новый период жизни — период обучения в школе — со всей очевидностью показывает, что необходимость адаптации к новой социальной ситуации развития способствует формированию у них своеобразных личностных особенностей, качественно отличающихся от тех, которые свойственны дошкольникам и младшим школьникам, выросшим в нормальных семейных условиях.
Самые распространенные жалобы педагогов и родителей относительно поведения детей 7—8-летнего возраста в первую очередь касаются их неусидчивости, невнимательности, нецеленаправленности, нежелания трудиться и т.п.
При обследовании этих детей отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, несформированности многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усваивают элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др.), но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки. Например, на вопрос: «Что такое...? что обозначает слово...?» — Получаем ответы: «Трамвай» (?) — «с усами, едет по рельсам недалеко от метро..., покрашен красным...» (Кирилл, 8 лет); «Морковь» (?) — растет на даче у соседей, а у нас нет. Бабушка покупает в деревне...» (Дима, 8,5 лет).
Что касается личностных особенностей детей из 3-ей группы, 9—12-летнего возраста, то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах.
Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, как правило, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний: не попадая в сферу сознания, они быстро забываются, и как результат — эти дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют свои действия.
Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы — с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте являются прогулы занятий, побеги из дома и т.п.
Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее активный характер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных нами подростков 14 состояли на учете в наркологическом диспансере по поводу эпизодического либо систематического употребления алкоголя, веществ с наркотическим действием.
Неспособность для детей обследуемой категории выполнить многие из социальных требований, например связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, в частности к антиобщественным поступкам.
Если у нормально развивающихся детей на подростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям.
Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.
«Почему ребенок умственно отсталый, слепой, глухой?» Такие вопросы с тревогой задают родители детей с отклонениями в развитии — нет ли в этом их вины? В подавляющем большинстве случаев родители неповинны, и предусмотреть или предотвратить несчастье они не могли. Однако бывает и так, что именно мать и отец виноваты в том, что ребенок неполноценный. Однако в этих случаях родителей обычно не беспокоит состояние здоровья их детей, все тяготы по их воспитанию и обучению ложатся на плечи других людей или государства. Так, к нам за консультацией обратилась пожилая женщина, которая жаловалась на плохой слух у внучки. Она пояснила, что ей приходится воспитывать ребенка одной, так как мать девочки, ее невестка, лишена родительских прав.
Вредоносное действие алкоголя на нервные структуры внутреннего уха установлено при помощи экспериментов на животных. Это позволяет рассматривать нарушение слуха — глухоту или тугоухость — как одно из проявлений алкогольного синдрома плода. Последнее подтверждается такими данными: частота алкогольного синдрома плода среди новорожденных не превышает 1 : 1000, а среди детей с нарушениями слуха этот показатель в 30 раз выше. Кроме того, известно, что злоупотребление будущей матерью спиртными напитками и курение часто приводят к осложнению беременности и родов, что может стать причиной нарушений слуха у детей. Так, частота нарушений слуха среди недоношенных детей в 35 раз выше, чем у доношенных. Асфиксия и родовая травма — распространенные осложнения родов у женщин-алкоголиков — также могут явиться причиной нарушения слуха у ребенка. Дети с алкогольным синдромом плода больше болеют не только в первые дни и месяцы жизни, но и в дальнейшем. Будучи ослабленными, они чаще, чем другие дети, переносят пневмонию или сепсис в грудном возрасте, что повышает риск лечения антибиотиками с ототоксическим действием.
Такие дети истощаемы, быстро устают. В школе они невнимательны, часто неуверенны в себе. В старших классах неусидчивость может сопровождаться дурашливостью, гримасничаньем. Педагоги обращают внимание на их слабую память и рассеянное внимание, отмечают неудовлетворительное усвоение программы.
В последние десятилетия получены данные, свидетельствующие об утяжелении заболевания алкогольного синдрома плода при злоупотреблении матерью курением во время беременности. Установлено, что если женщина выкуривает более 20 сигарет в день, то вес ее ребенка при рождении уменьшается на 200 г по сравнению с весом новорожденного у некурящей женщины. Рост новорожденных у курящих женщин в среднем на 1 см меньше, чем у детей некурящих матерей. У них также отмечается уменьшение размера головы и окружности плеч. Кроме того, у женщин-курильщиц, как и у женщин-алкоголиков, чаще возникают осложнения беременности и родов, что существенно повышает риск нарушения слуха у ребенка.
Алкоголизм матери может стать причиной патологии зрения у ребенка.
Таким образом, проведенные исследования показывают наличие значительных отклонений в психическом развитии на всех возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме. В наибольшей степени они выражены при алкогольном синдроме плода, особенно в сочетании с умственной отсталостью, дефектами слуха, зрения и поведения.
Литература
1. Ковалев В.В. Руководство для врачей. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
2. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития при семейном алкоголизме. – М., 2006.
2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2004.
3. Мастюкова ЕМ. Коррекционная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. - М., 2004.
4. Фурманов И.А., Фурманова Я.В. Психология депривированного ребенка. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"
Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий....
Общая характеристика учебной деятельности
Роль учебной деятельности в современном обществе...
Общая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР
ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй....
Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие
Психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родно...
«Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня»
Краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. Характеристика звукопроизношения, словообразования, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического построения и ...
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, кот...