Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по логопедии
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общая характеристика детей с ОВЗ | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с трудностями в обучении». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
ОВЗ – не медицинское ограничение, а особый образовательный статус, который определяется ПМПК и предполагает необходимость создания специальных образовательных условий.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
К основным категориям детей ОВЗ относятся:
дети с нарушением слуха
- глухие – дети cо стойким двусторонним нарушением слуха при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным без специальной систематической психолого – педагогической помощи дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация,
- слабослышащие (тугоухость) – дети со стойким понижением слуха , которое вызывает затруднение в восприятии речи и самостоятельное овладение речью. При тугоухости у детей остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов,
Позднооглохшие дети – потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована;
дети с нарушением зрения
- слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение
- слабовидящие – дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу в очках , а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения);
дети с нарушением речи
ТНР – стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К этой категории относятся дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, которые имеют общее недоразвитие речи, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях и ведущее к нарушению формирования чтения и письма;
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит.
- врожденная патология ОДА – врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей.
- приобретенные заболевания и повреждения ОДА – травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит);
дети с интеллектуальными нарушениями
- Олигофрения – нарушения интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного до трех лет). Это диффузное, необратимое поражение коры головного мозга, преимущественно лобных отделов,
- Деменция – приобретенное слабоумие, возникающее после сравнительно длительного нормального развития (5-7 лет и более).
Дети с деменцией имеют текущее, прогрессирующее заболевание головного мозга (эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и другие) с плохим прогнозом развития;
дети с задержкой психического развития
Систематика ЗПР К.С. Лебединской
- ЗПР конституционального происхождения (в этиологии лежат конституциональные факторы);
- ЗПР соматогенного происхождения (хронические соматические заболевания);
- ЗПР психогенного происхождения (длительные неблагоприятные
условия воспитания);
- ЗПР церебрально-органического генеза (органическая недостаточность нервной системы);
дети с нарушением поведения и общения
Аутизм – снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; “уход” от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний;
дети со сложным дефектом – комплексные нарушения психофизического развития. В США этот термин рассматривается как наличие у ребенка нескольких недостатков, таких как умственная отсталость и слепота, умственная отсталость и нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и прочие сочетания. По мнению американских специалистов, такие комбинации являются причиной особых образовательных потребностей, которые не могут быть учтены рамками специальных образовательных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования
В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ...
Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....
Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как систем...
Причины и характеристики нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ствтье содержится материал по специальной психологии, и будет интересен широкому кругу педагогов....
Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".
Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...
статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....
адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью)
laquo;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов»...