Программа курса "Интеллектуальный марафон"
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс) на тему
Программа развития познавательных процессов учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_marafon.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ребенок младшего школьного возраста обладает огромными возможностями развития и способности познавать. В нем еще действует инстинкт познания и исследования мира. Необходимо помочь ребенку развить и реализовать свои возможности. В программу входят занятия на развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Не вызывает сомнений, что богатство ощущений и восприятий ребенка способствует активному развитию познавательных процессов. К сожалению, наши дети порой страдают от сенсорного голода – недостатка ощущений. Телевизор преподносит им зрительных впечатлений даже с избытком, но сплошной поток неструктурированной визуальной информации не помогает, а часто мешает развитию системы оценки ощущений и восприятий. Поэтому упражнения, способствующие формированию верного восприятия фигур и навыков нахождения соответствующих друг другу форм, не являются излишними для общепсихического развития ребенка. Считаю, также, что уместны и задания, активизирующие все или почти все органы чувств, обостряющих восприятие.
Очень важным условием для выполнения ребенком любой деятельности является внимание. Необходимым является формирование навыков произвольного внимания, умения сосредоточиться на предмете или действии в течение достаточно долгого времени. Это позволит ребенку продуктивно усваивать новый материал. Поскольку развитие внимания тесно связана с развитием запоминания, то предлагаемые игры-упражнения способствуют развитию запоминания.
Важно развивать у ребенка все виды памяти: зрительную, слуховую, кинестетическую. Это позволит получать максимальную информацию об окружающем мире, сделает познание ребенка многосторонним, богатым самыми разными впечатлениями, поможет долго сохранять в памяти любой материал, преподнесенный в любой системе восприятия. Упражнения направлены на то, чтобы помогать развитию зрительной, слуховой и кинестетической памяти. Эти упражнения полезно повторять регулярно, по необходимости меняя содержание заданий.
Одним из важнейших компонентов общепсихического развития ребенка является формирование умственной сферы, в которой главная роль отводится развитию мышления, и в частности способности ребенка к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей. Предлагаемые ниже задания и игры могут оказаться полезными для развития этой способности. Желательно чаще возвращаться к выполнению этих упражнений, каждый раз наполняя их новым, более сложным содержанием. Многие упражнения из практикума позволяют сделать это.
Воображение – это психический процесс создание нового в форме образа или идеи. В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, на имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам. Предлагаемые ниже упражнения из соответствующего раздела ставят задачу активизации детского воображения.
Программа состоит из 5 блоков.
"Как мы чувствуем" - занятия на развитие разных видов восприятия.
Цели:
- Формирование навыков установления связей между пространством, временем, количеством.
- Развитие слухового, зрительного восприятия.
- Развитие целостности восприятия.
- Знакомство с простейшими психологическими терминами.
- "Развиваем внимание" – занятия на развитие разных видов внимания.
Цели:
- Способствовать увеличению объема внимания, скорости распределения и переключения внимания, устойчивости внимания.
- Формирование навыков произвольного внимания.
- Знакомство с простейшими психологическими терминами.
"Тренируем память" – занятие на развитие разных видов памяти.
Цели:
- Развитие зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной памяти.
- Развитие долговременной и кратковременной памяти.
- Знакомство с приемами запоминания.
- Формирование навыков произвольного запоминания.
- Знакомство с простейшими психологическими терминами.
"Что такое мышление" – занятие на развитие мышления.
Цели:
- Развитие умения выделять существенные признаки предмета, классифицировать предметы и явления, проводить операции анализа и синтеза.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Знакомство с простейшими психологическими терминами.
"Мое богатое воображение" – занятия на развитие воображения.
Цели:
- Развитие вербальной и невербальной фантазии ребенка.
- Знакомство с простейшими психологическими терминами.
"Мой внутренний мир" – заключительное занятие.
Цели:
- Систематизация знаний о простейших психологических терминах.
- Мотивация развития познавательных процессов.
Первое занятие каждого блока - урок-сказка начинается с методической сказки, раскрывающей необходимость развития данного процесса. Для диагностики развития процесса составлен пакет методик(тесты, используемые в диагностике, приведены в приложении к программе). Данные диагностики обрабатываю и подбираю задания, согласно результатам диагностики. Учитываю возраст детей (для учеников 2 и 3 класса задания подбираются разной степени сложности), прохождение школьной программы. На каждом занятии осуществляю повторение пройденных психологических терминов и знакомство с новыми, попытки использовать эти термины в контексте. Итоговое занятие посвящается систематизации полученных знаний о психологии и психологических терминах, общей диагностике и мотивации развития познавательных процессов. Обработанные данные диагностики дают представление о результативности данной программы.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в наделю)
В процессе обучения восприятие ребенка становится более анализирующим, более дифференцирующем, принимает характер организованного наблюдения.
Возможности волевого внимания у учащихся начальных классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (получить похвалу, например).
По истечению работы по программе у учащихся формируется способность к запоминанию и воспроизведению смысла, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.
Ребенок в начальной школе мыслит еще конкретными категориями. Стол для него еще конкретный стол в школе или дома, каменное сердце - это сердце из камня. Программа способствует переходу к стадии формальный операций, к умению выделять существенные признаки предметов и отвлечься от второстепенных, к умению устанавливать иерархию понятий, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Занятия построены таким образом, что ни один ребенок не скучает – ведь, если ребенку весело учиться, он учиться лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
При составлении программы была использована работа И.В.Вачкова «Психология для малышей или сказка о самой «душевной» науке».
Литература.
- М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева. Тесты для детей. С.-Петербург, Дельта, 1999
- И.В.Вачков. Психология для малышей. М., Педагогика-Пресс, 1996
- Р.В.Овчарова. Справочная книга школьного психолога. М., Просвещение, Учебная литература, 1996
- Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога. М., Владос, 2001
- Чего на свете не бывает, занимательные игры для детей, под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агеева. М., Просвещение, 1991
- Д.Б.Эльконин. Психология игры. М., Владос, 1999
- Составители: Р.Римская, С.Римский. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М., АСТ-Пресс, 2001
- Е.Н.Корнеева. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль, Академия развития, 1999
- Л.Ф.Тихомирова. Познавательные способности, дети 5-7 лет. Ярославль, Академия развития, 2000
- М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? М., Просвещение, 1991
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Дата | ||
план. | факт. | ||||
1 | Что такое интеллект? | 3 ч. | |||
Как мы чувствуем 15ч. | |||||
2 | Урок-сказка. Органы чувств. | 3 | |||
Развиваем внимание 18ч. | |||||
3 | Диагностика уровня развития внимания | 2 | |||
4 | Объем и распределение внимания. | 4 | |||
5 | Устойчивость и переключаемость внимания. | 4 | |||
6 | Способы формирования произвольного внимания. | 6 | |||
Тренируем память 19ч. | |||||
7 | Урок-сказка. | 2 | |||
8 | Диагностика уровня развития памяти. | 5 | |||
9 | Слуховая и зрительная память. | 4 | |||
10 | Двигательная и эмоциональная память. | 4 | |||
11 | Кратковременная и долговременная память. | 4 | |||
Что такое мышление 19ч. | |||||
12 | Урок-сказка | 2 | |||
13 | Диагностика уровня развития мышления. | 5 | |||
14 | Выделение существенных признаков предметов | 4 | |||
15 | Классификация предметов и явлений. | 4 | |||
16 | Операции анализа и синтеза. | 4 | |||
Мое богатое воображение 20ч. | |||||
17 | Урок-сказка | 2 | |||
18 | Диагностика уровня развития воображения. | 3 | |||
19 | Свободный разум | 4 | |||
20 | Свободный карандаш | 4 | |||
21 | Я - дизайнер | 7 | |||
22 | Урок-сказка | 2 | |||
23 | Диагностика уровня развития восприятия. | 6 | |||
24 | Развитие слухового, зрительного восприятия. | 6 | |||
"Мой внутренний мир". 8ч. | |||||
25 | Итоговое занятие | 2 | |||
26 | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальный марафон по программе "Гармония"
В интеллектуальный марафон дл я учащихся 3 класса я включила задания из разных учебных дисциплин, изучаемых в начальной школе....
МАРАФОН СКАЗОК. Конкурсно-игровая программа для младших школьников.
Условия программы: участвуют 4 команды по 8-10 человек — знатоков сказок.Каждая команда придумывает название, девиз, рисует эмблему, выбирает капитана и готовит домашнее задани...
Программа "Образовательный марафон" для 1-4 классов
В данной программе приведены общие положения. Содержание и тематическое планирование выбираете на своё усмотрение....
Сценарий конкурсной программы «Осенний марафон»
Сценарий конкурсной программы "Осенний марафон"Цели и задачи:Создать тёплый нравственный климат между детьмиСпособствовать развитию творческих возможностей, наблюдательности и фантазии;Вос...
Сценарий новогодней конкурсно-развлекательной программы "Танцевальный марафон"
Цель: организация досуга. формировать культуру массового отдыха детей.Задачи:- воспитывать чувство коллективизма;• развивать творческие способности;- учить доставлять радость себе и окружающ...
Сценарий новогодней конкурсно-развлекательной программы "Танцевальный марафон"
Цель: организация досуга. формировать культуру массового отдыха детей.Задачи:- воспитывать чувство коллективизма;• развивать творческие способности;- учить доставлять радость себе и окружающ...
Методическая разработка предметной игровой программы "Грамматический марафон"
Конспект внеклассного мероприятия, направленный на повышение интереса к изучению русского языка "Грамматический марафон". Можно проводить между классами, как эстафету по станциям с выполнени...