Программа "Образовательный марафон" для 1-4 классов
рабочая программа на тему
В данной программе приведены общие положения. Содержание и тематическое планирование выбираете на своё усмотрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_marafon_1-4_programma.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
«Образовательный марафон»
1-4 классы
Педагог дополнительного образования: Тербова Е.В.
2016-2020 уч. гг
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка..................................................................................3
2. Общая характеристика курса........................................................................6
3. Ценностные ориентиры содержания курса ....................................................7
4. Ожидаемые результаты изучения курса .........................................................8
5. Личностные и метапредметные результаты изучения курса…….…….…..8
6. Планируемые результаты изучения курса по классам………………….…..11
7. Содержание курса по классам............................................................................14
8. Тематическое планирование по классам.....................................................
9. Материально - техническое обеспечение.....................................................
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
- Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. Современное начальное образование ставит главной своей целью развитие личности ребенка. В Концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: "Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...". Успешное развитие обучающегося начальных классов общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебной деятельности.
Развитие личности, её творческой индивидуальности и исследовательских способностей становится главной задачей системы образования. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого и исследовательского потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности.
Всё более актуализируется проблема устранения противоречий между возрастающими потребностями личности и сложившимися условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования, а также необходимостью использования педагогических технологий развития творческого потенциала младших школьников.
Исходя из этого, чётко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребёнка.
Программа предназначена для работы с детьми 6,5-11 лет (1-4 классы).
Это междисциплинарная программа. По содержанию она – дополнительная, по структуре – ступенчатая, по базовой технологии – личностно – развивающая. В центре методики обучения – широкое применение групповых форм работы и метода открытия, с помощью которого дети, находясь в позиции исследователей, открывают связи и закономерности окружающего мира, осваивают логику индуктивного и дедуктивного рассуждения.
Программа отражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приёмов интеллектуальной деятельности в процессе обучения: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Она предусматривает оптимальное чередование развивающих методов: проблемных и исследовательских; активные формы обучения: деловые игры, диспуты, соревнования, клубные формы.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.
Новизна настоящей программы создаёт условия для развития познавательных потребностей учащихся, исследовательских способностей и психических качеств. Сегодня перед нашим обществом остро стоят вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас, как никогда ценятся деловые качества личности. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакт с разными людьми граждане.
Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 5 часов в неделю в каждом классе, всего 185 часа в 1 классе, по 190 часа во 2-4 классах. Общее количество часов - 755 ч. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5- 11 лет. Срок реализации 4 года.
Цели программы:
- Развитие обще интеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития;
- Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития;
- Формирование у детей устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению;
- Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики.
Задачи программы:
- Формировать умения и навыки выполнения нестандартных логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки;
- Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;
- Развивать межпредметные связи, активно использовать знания, полученные при изучении одного предмета в другом;
- Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
- Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению;
- Раскрывать творческие способности детей;
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Реализация целей и задач определяется формулой:
ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ + РАЗВЛЕЧЕНИЕ = ИНТЕЛЛЕКТ
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации занятий: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Формы представления результатов: выставка, презентация, выступление, проектные и исследовательские работы, портфолио достижений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, представленные в игровой деятельности. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. На каждом занятии ребёнок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Содержание включает в себя несколько разделов: тренировка психических процессов, развитие логического мышления, задачи геометрического характера, нестандартные задания алгебраического характера, игры, нестандартные задания логического характера, тренинг исследовательских способностей, исследовательская работа.
Самостоятельная исследовательская работа в первом классе не планируется (это возможно только для одарённых детей). По возможности исследовательская практика выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделено специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2-4 классов.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй, с социальным окружением, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
В каждый год обучения необходимо акцентировать внимание на речевой культуре говорящего и умении других ребят слушать своего товарища.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- Увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- Повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Личностные и метапредметные результаты изучения курса
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
- отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ПО КЛАССАМ
Учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть положительные и отрицательные качества характера;
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями;
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
К концу обучения в 1 классе
Учащиеся должны научиться:
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- вести рассказ от начала до конца;
- ставить вопросы;
- классифицировать;
- объяснять и защищать свои идеи;
- наблюдать.
Учащиеся должны уметь:
- выделять учебные задачи;
- организовывать свою деятельность во времени;
- распределять своё внимание, необходимое для успешного выполнения любой деятельности;
- решать нестандартные задачи.
К концу обучения во 2 классе
Учащиеся должны научиться:
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
- пересказывать подробно и выборочно;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- делать выводы на основе простых обобщений.
Учащиеся должны уметь:
- совершенствовать способности в совместной деятельности;
- использовать предложенные задания для развития своего интеллекта;
- уметь работать в малых группах при выполнении общих проектов;
- применять приемы саморегуляции, самоконтроля, самооценки.
К концу обучения в 3 классе
Учащиеся должны научиться:
- структурировать материал;
- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
Учащиеся должны уметь:
- активно экспериментировать;
- испытывать себя в разных сферах совместной деятельности;
- включаться в поисковую исследовательскую деятельность;
- уметь анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
К концу обучения в 4 классе
Учащиеся должны научиться:
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- готовить тексты собственных докладов;
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять общие проекты;
- активно экспериментировать;
- использовать предложенные средства для развития своего интеллекта;
- выполнять рефераты по заданной теме.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- список используемой литературы:
- В.Волина «Русский язык» Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- В.Волина 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-пресс, 1996.
- В. Волина «Праздник числа» Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.
- Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. – М.: Учитель, 2014.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
- Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: РОСТ, 2011.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: РОСТ, 2011.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. – М.: РОСТ, 2013.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 4 класс. –М.: РОСТ, 2013.
- Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
- Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2011. – III серия.
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/составитель Е.Н. Петрова. - 2-е изд. - Самара: Учебная литература,2012.
- Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2011.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2011
- Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2011.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010г
- Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
- В.Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе». – М.: Просвещение, 1975.
- Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе». Пособие для учителей. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978.
- 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
- печатные пособия:
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в рабочей программе курса (в том числе в цифровой форме).
- Словари различного назначения.
- Репродукции картин и художественные фотографии, отражающие красоту природы.
- технические средства:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- экранно-звуковые пособия:
- Аудиозаписи и видеозаписи материалов, необходимых для занятий.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
- интернет – ресурсы:
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
- «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
- Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
- Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
- Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
- Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...