Психологические особенности работы с гиперактивными детьми
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Материал представляет собой консультацию с элементами тренинга для педагогов, в процессе которой они обучаются приёмам работы с гиперактивными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
памятки для педагогов | 21.54 КБ |
сценарий тренинга | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие внимания и контроля за поведением:
- Игра «100 мячей».
- Игра «Шепталки – кричалки – молчалки».
- Игра «Поменяйтесь местами».
- Игра «Говори!».
- Игра «Черепаха».
- Игра «Повтори хлопки».
- Игры «Море волнуется – раз», «Замри».
- Игры за столами: лабиринты, кроссворды, пазлы, раскраски, настольные игры, игры с песком и водой.
Как и другие дети, гиперактивный ребёнок хочет быть успешным в делах, за которые берётся, однако чаще всего ему это не удается.
Следует помнить: такой ребёнок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
Рабочее место такого ребёнка должно быть тихим и спокойным — не около стола учителя или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех.
Если ребенок в чем-то неправ, не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше коротко сказать: «Ты поступаешь некрасиво (плохо, неправильно и т.п.).
Нельзя принуждать ребенка давать обещания, лучше скажите о том, что вы в него верите и у него обязательно всё получится.
Пусть он чувствует себя успешным!
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга
по взаимодействию с ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Цель:
настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы;
показать взрослым особенности поведения гиперактивных детей, причины такого поведения;
научить взрослых способам взаимодействия с гиперактивными детьми.
Материалы: мячи, набор для сундучка (звёздочка, кубик, шашка-пешка, теннисный мячик, колючий мячик)
Ход занятия:
1. Приветствие «Здравствуй, друг». Все участники группы делятся на два круга (внешний и внутренний), образуя при этом пары. Затем внешний круг делает шаг вправо, тем самым меняя пары и т.п. после каждого приветствия:
Здравствуй, друг! Где бывал? Ты пришел, я скучал!
2. Сундучок «Все дети разные». Психолог: Все дети разные, каждый ребенок - индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро получается (достать из коробки звездочку). А есть дети, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик), есть и такие дети. А есть дети очень противоречивые: 5 мин. он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать шашечку). А еще есть дети очень-очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик), а может ему очень плохо с этими колючками?! Все дети разные, они не похожи друг на друга, каждый из них индивидуальность.
3. Мини-лекция «Что такое гиперактивность». Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального развития невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Однако не каждого подвижного ребенка можно назвать гиперактивным. Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, который ставят врачи после проведения медицинского обследования: РЭГ, ЭЭГ, выявление активности головного мозга и т.д. Чаще синдром гиперактивности проявляется у детей с патологией беременности, инфекциями и интоксикациями на первом году жизни. У этих детей часто наблюдается низкий психический тонус, трудности моторики, тремор, трудности освоения письма и чтения.
4. Игры и упражнения на развитие внимания и контроля за поведением:
✓ Игра «100 мячей». Все стоят в круге, мяч у водящего, он молча перебрасывает его кому-либо из участников, предварительно встретившись с ним взглядом, тот перебрасывает другому и т.д. затем в игру вводится еще один мяч, затем еще один и т.д. до тех пор, пока мячи не начнут падать.
✓ Игра «Шепталки – кричалки – молчалки». Когда я показываю зеленую ладошку – можно разговаривать громко, желтую ладошку – шептать, красную ладошку – молчать. Объяснить педагогам особенности проведения этой игры с детьми.
✓ Игра «Поменяйтесь местами».
✓ Игра «Говори!». Ведущий: я вам буду задавать разные вопросы, а отвечать на них можно только тогда, когда я скажу: говори.
✓ Игра «Черепаха». Все участники становятся черепахами, которые идут в гости к черепахе – ведущему. Побеждает та черепаха, которая дойдет в гости самой последней.
✓ Игра «Повтори хлопки».
✓ Игры «Море волнуется – раз», «Замри».
✓ Игры за столами: лабиринты, кроссворды, пазлы, раскраски, настольные игры, игры с песком и водой.
6. Упражнение «Маленький зверек». Закройте пожалуйста глаза. Положите руки на колени, соединив две ладошки вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька : это или котенок, или щенок, или птичка. Он такой маленький, что легко может уместиться в ваших ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не напугать его, не разбудить его. Если кто-то хочет погладить его, можно это сделать, осторожно поглаживая большими пальцами обеих рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое и нежное, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним: спокойно и ровно. Осторожно переложите зверька на одеяло, которое лежит рядом с вами. Убедитесь, что зверек находится в полной безопасности. Улыбнитесь ему еще раз. Теперь вы можете открыть глаза. Обсуждение: что чувствовал каждый, выполняя это упражнение. Трудно было вам сидеть неподвижно, выполняя это упражнение. А если бы вы получили инструкцию «Сидеть, молча с закрытыми глазами 3 минуты», что бы чувствовали тогда? Вывод: важно, какие установки мы получаем, каков мотив деятельности.
Возвращаясь к нашему сундучку, хочу напомнить, что все дети разные и главная задача взрослых - не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Нужно просто признать это: он такой, надо постараться это понять и принять. А себе задать другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я могу сделать, чтобы он был счастливым?»
Надеюсь, что эти памятки вам в этом помогут (раздать памятки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "
Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...
Презентация "Особенности работы с гиперактивными детьми", автор педагог-психолог Потапова Н. В.
Определения гиперактивности и СДВГ, причины, особенности проявления, подробная характеристика ребёнка с СДВГ, сферы возможных нарушений, критерии выявления, методы коррекции, рекомендации педагогам и ...
Доклад "Особенности работы с гиперактивными детьми", выполнила педагог-психолог Потапова Н. В.
Особенности работы с гиперактивными детьми. (по материалам Евстратовой О.Г., зав. кафедрой «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».)...
Особенности диагностической работы с гиперактивными детьми.
Если ребёнок просто непоседлив, ещё не значит, что он гиперактивен. Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. Дл...
Статья на тему: « Особенности работы с гиперактивными детьми»
Введение:Работаю учителем начальных классов в МБОУ Гимназии №10. Первый год веду обучение по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". (ФГОС). Столкнулась с ребенком, поведение к...
Особенности работы с гиперактивными детьми
Статья по работе с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)...
Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми"
Такие черты, как двигательная активность, невнимательность, импульсивность являются нормальными (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). У детей с так называемым «активным» тем...