мастер-класс по взаимодействию с родителями "Готовность к школе"
материал на тему
Теоретический и практический материал по расширению представлений о психологической готовности к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovym_k_shkole.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по взаимодействию с родителями будущих первоклассников на тему:
«Психологическая готовность к школе»
На каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка:
карточка синего цвета – сильное беспокойство;
карточка жёлтого цвета – проявляется иногда;
карточка зелёного цвета – отсутствует вообще.
Задать вопрос родителям:
- «В чем вы видите проблему вашего беспокойства ?»
- «От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия ?»
Далее предлагается педагогу-психологу проанализировать данную ситуацию и ответы на вопросы.
Итог: «Возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребёнку или, наоборот, чрезмерная любовь к нему, - и является причиной беспокойств родителей».
Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, считать, писать. Это значит быть готовым всему этому научиться.
Психол. гот. к школе включает 3 компонента: интеллект-я, мотивационная, эм-вол.
В первую очередь, это мышление, которое сейчас наглядно-образное. Ребенок может размышлять с помощью картинок. Переход к словесно-логическому (пример: исключение лишнего, объединить и назвать общим понятием). Развивая моторику, развиваем мышление: нанизывание бусин, оригами.
Развиваем пространственное мышление: простой рисунок делим вертикально пополам, ребенок зеркально должен дорисовать.
Кругозор: должен знать дату рождения, имя-отчество родителей, адрес. Учить ориентироваться во времени.
Эм.-вол. компонент: ребенок должен уметь сам переодеться, проконтролировать свои вещи (ответственность за свои вещи). Игры с правилами (настольные игры – кубики, ходы по шагам): учит сдерживаться, уметь проигрывать, не бояться ошибиться
Мотивация. Настрой ребенка, что будет трудно, - рождает негатив.
Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?
- Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже всех.
- Мне кажется, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
- Трудно быть уверенным, что учителя хорошо понимают детей.
- Ребенок может спокойно учиться только тогда, когда учительница – его собственная мать.
- Трудно представить себе, что первоклассник может быстро научиться писать, читать, считать.
- Боюсь даже подумать, что ребенок днем не будет спать.
- Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый человек.
- Мой ребенок не ходил в детсад и никогда не разлучался с матерью.
- Я боюсь, что дети будут насмехаться над моим ребенком.
Ответы «да» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.
Социальный компонент:
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Выполнять правила школьного режима, выполнять учебные задания в школе и дома.
Положительное отношение к школе включает стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Что Вы говорите ребенку?
Фразы родителей:
- «Вот пойдёшь в школу, там тебе …!.»
- «Ты, наверное, будешь двоечником ….»
- «Коля, ты мне обещаешь в школе не драться, не бегать, а вести себя тихо и спокойно..»
- "В школе двойки будут ставить"
- "Играть будет некогда"
- "В школе программа трудная"
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока и роль учителя.
Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.
Анализ ситуаций и рекомендации.
1. Ситуация. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: "Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая". У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.
Почему возникла такая ситуация?
Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когда учитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушений отношений учителя с учеником. Возможен конфликт.
2. Что вы говорите ребенку о школе?
Выясните, как ребенок относится:
а) к школе,
б) учебной деятельности,
в) учителям,
г) к самому себе.
Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "
Решение. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.
Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.
Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
3. Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.
Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.
То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.
____________________________________________________________________________________
Важно: Не быть учителями для своих детей! Сейчас ведущая деятельность – игра, постепенно начинает осознавать, что он идет в школу, появляется новая позиция.
Рефлексия, подведение итога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование сказки на уроках в начальной школе"
Презентация мастер-класса "Использование сказки на уроках в начальной школе"...
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....
Мастер класс Проектная деятельность на уроках в начальной школе
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к ...
Мастер-класс по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"
Системно-деятельностный подход-основа реализации стандартов нового поколения.Данный мастер-класс построен с использованием деятельностного подхода в учебном процессе....
мастер-класс "Физ.минутки на уроках в начальной школе"
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояни...
мастер-класс "Физ.минутки на уроках в начальной школе"
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояни...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...