Программа ППС образовательного процесса
рабочая программа по теме

Тишкина Елена Анатольевна

В программе обозначены основные направления деятельности специалистов по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pp_soprovozhdeniya.docx71.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол № ___

от «___» __________ 2011 год

Утверждено:

Директор школы

___________ Е.В. Шагвалеева

Приказ по школе № ____  

от «___» ___________  2011 год

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ИЗЛУЧИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Программа психолого-педагогического сопровождения  образовательного  процесса  

в рамках внедрения ФГОС НОО

на период  2011-2015 годы

2011


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.

Актуальность программы

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС на уровне каждого образовательного учреждения.

Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
  • диверсификацию (разнообразие) уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

        Программа психолого-педагогического сопровождения в системе начального общего образования отвечает новым социальным запросам, а именно – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Пояснительная записка

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начальногообщего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:

  1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных знаний, умений и навыков, но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Поэтому так важно включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу.  Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности; способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

Цель и задачи программы.

Цель: создание социально-психологических условий для личностного развития учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования, их социализации; для  формирования личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, формирования устойчивой мотивации познания; для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
  2. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей в рамках внедрения ФГОС.
  3. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи.
  4. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС  НОО

1. Профилактическое направление.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

  1. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

Этапы индивидуальной диагностики:

- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

- формулировка заключения об основных характеристиках изучаемых компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися.

  1. Консультативное направление.

        Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

  1. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  1. Коррекционное направление.

 Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлена на уменьшение степени выраженности патологии; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

  1. Просветительское  направление.

Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.

  1. Психологическое сопровождение программы УУД.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование). Программа психологического сопровождения, при введении пограммы развития универсальных учебных действий, обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.

Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся.

  • выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий в начальной школе;
  • выделение условий и факторов развития   универсальных учебных действий  в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;
  • подбор методов и средств оценки сформированности  универсальных учебных действий.

Направления работы психологического сопровождения универсальных учебных действий.

  1. Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно - воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС НОО).
  2. Диагностика с точки зрения требуемых компетенций обучающихся по завершении определенного этапа обучения.
  3. Просвещение – преодоление ложных и надуманных психологических знаний, которые бытуют как среди учителей, так и родителей.
  4. Экспертная оценка образовательных и учебных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности специалистов.
  5. Развитие и коррекция.

Ожидаемый результатпсихологического сопровождения универсальных учебных действий.

  • в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начального звена будут сформированы внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, адекватная мотивация учебной деятельности, положительная адекватная самооценка, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, установка на здоровый образ жизни, основы гражданской идентичности.
  • всфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2. Психологическое сопровождение духовно-нравственного направления.

Цель: создание условий по сопровождению процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном пространстве.

Задачи:

  • отразить теоретические основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
  • показать особенности духовно-нравственного развития и воспитания  детей на разных ступенях школьного обучении;
  • разработать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростковв образовательном пространстве.

Направления работы:

  1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптацииобучающихся,разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Диагностика(индивидуальная и групповая) – выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
  3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
  4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
  5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
  6.  Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
  7. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Ожидаемый результат:

  • ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, традициям, старшему поколению;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традициям и обычаям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • ценностное отношение к труду и творчеству.

3. Психологическое сопровождение коррекционной работы.

Цель: создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Задачи:

  • выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
  • определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
  • осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Направления работы:

1. Диагностическое направление.

Организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования обучающихся ограниченными возможностями здоровья для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Консультативное направление.

Информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении

3. Коррекционное направление.

Уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии, обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

4. Динамический контроль.

Отслеживание эффективности или неэффективности разработанной программы, внесение корректировок в перспективные планы.

Ожидаемый результат:

  • увеличение количества выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь.
  • увеличениечисла обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших образовательную программу.
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды.
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии  ребенка

  1. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для выявления, развития и поддержки видов одаренности в образовательной среде.

Задачи:

  • осуществлять подбор диагностического комплекса для выявления одаренности у детей с учетом возрастных особенностей.
  • создать банк данных по одаренным детям.
  • повышение психологической компетентности педагогов и родителей, через просветительскую деятельность,  для поддержки в развитии видов одаренности у детей.

Направления работы:

  1. Диагностика видов одаренности, выявление одаренных детей.
  2. Коррекция и развитие видов одаренности, направленные на развитие личности учащегося.
  3. Профилактика. Взаимодействие с педагогами и родителями с целью предотвращения отклонений в поведении, способствование социализации учащихся

Ожидаемый результат:

  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);
  • сотрудничество между педагогом-психологом, педагогами школы и родителями для эффективной работы с одаренными детьми;
  • формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей.

5. Психологическое сопровождение формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель: создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию  личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Направления работы:

1. Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической  деятельности.

2. Профилактическая работа с учителями.

Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии,разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

3. Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Ожидаемый результат:

  • формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества);
  • наличие навыков решения жизненных проблем, поискаподдержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

  1. Формы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС  НОО

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

  1. Работа с обучающимися

- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренинговых занятий с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

-   Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

  1. Работа с педагогами и другими работниками школы.

- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

- Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

- Проведение семинаров, практических занятий, лекций

Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе; повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.

  1. Работа с родителями.

- Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  первоклассников к школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности, возрастным особенностям развития. Оно может проводиться как в традиционной форме - групповые и индивидуальные консультации, - так и в форме тренинговых занятий.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности, с целью повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.

  1. Уровни внедрения системы психолого-педагогическогосопровождения учащихся  в рамках введения ФГОС НОО.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют педагог и учителя предметники, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, которые выявляют проблемы в развитии детей и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка. На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

  1. Преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего  образования.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольного отделения, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Преемственность между дошкольной и начальной ступенями обучения осуществляется по следующим направлениям:

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

Через все перечисленные выше направления четко прослеживается:

– методическая работа;

– работа с детьми;

– работа с родителями.

Направленность

Формы осуществления преемственности

Методическая работа

  • совместные педагогические советы (дошкольное отделение и начальная школа);
  • взаимопосещение открытых занятий в ДО и уроков в начальной школе;
  • семинары, мастер-классы;
  • круглые столы,  психолого-педагогические консилиумыпедагогов дошкольного отделения и  учителей школы;
  • анализ психологической готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, узких специалистов;
  • педагогические и психологические наблюдения.

Работа с детьми (дошкольниками)

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьной библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • совместные выставки рисунков и поделок;
  • праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в концертной деятельности;
  • коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольном отделении;
  • посещение дошкольниками курса занятий по подготовке и адаптации к школе, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом и др. специалистами школы).

Сотрудничество с родителями

  • совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольного отделения и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции;
  • консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).

Успешность реализации преемственности определяется педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей.

  1. Этапы внедрения системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС НОО

1 этап - подготовительный (2011-2012 уч.год)

  • изучение и анализ модели сопровождения;
  • поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;
  • определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
  • материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение).

2 этап – практический (2012-2013 уч.год)

  • введение в школьную практику проведения психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО.
  • поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-педагогического сопровождения.

3 этап – корректирующий (2013-2014 уч. год)

  • создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;
  • корректировка системы психолого–педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО.
  • определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

4 этап – обобщающий (2014-2015 уч.год)

  • обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО,
  • определение перспектив дальнейшего развития школы.

10. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС НОО.

1. Сформированность

  • личностныхкомпетенций, включающих готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных  действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,  составляющими основу умения учиться.

2. Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.

  1. Создание мониторинга психологического статуса школьника.
  2. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
  3. Улучшение психологического климата в педагогическом и классных коллективах, повышение стрессоустойчивости участников образовательного процесса.

  1. Нормативная документация.

В основу данной программы положены следующие нормативные документы:

  1. Конституция Российской Федерации (Извлечения)
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября  2009 г. № 373.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 22 декабря 2009 г. № 15785. 
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 г. №373» от 22 сентября 2011 г.
  6. Устав МБОУ «Излучинская ОНШ»
  7. Международная конвенция «О правах ребенка», 1989 г.
  8. «Всеобщая декларацией прав человека»
  9. Гражданский кодекс РФ
  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 01.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе.
  12. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).
  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
  14. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 1998г.
  15. Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

План реализации программы

Направления деятельности

Сроки,

периодичность

Ответственные

Результат

Диагностика и мониторинг

1

Определение психофункциональной готовности к обучению в школе

Апрель-сентябрь

2011 г.

Педагог-психолог

Информация о зоне актуального развития ребёнка

2

Определение готовности педагогов к введению нового ФГОС НОО

Апрель-май 2011 г.

Зам. директора по УР, по ВР

Информация о педагогических затруднениях, организация методической помощи

3

Определение психологической и информационной готовности родителей к обучению детей в школе

Май 2011 г.

Зам. директора по УР, по ВР, педагог-психолог, учитель-логопед, соц.педагог

Психолого-педагогическое просвещение родителей

4

Изучение особенностей социальной ситуации развития ребёнка

Сентябрь-октябрь 2011 г.

Социальный педагог, учитель

Информация о семьях с неблагоприятным социально-психологическим  климатом

5.

Изучение особенностей процесса адаптации первоклассников к школе

Октябрь-

ноябрь2011 г.

Педагог-психолог, учитель

Информация о факторах и причинах дезадаптации, определение группы риска

7

Групповая и индивидуальная диагностика исходного уровня  сформированности УУД

Октябрь-

ноябрь2011 г.

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель

Информация о зоне актуального и ближайшего развития ребёнка, информация о детях нуждающихся в логопедической и психологической коррекции

8.

Контрольная диагностика по итогам коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками с затруднённой адаптацией

Январь-март 2012 г.

Педагог-психолог, учитель

Информация о результатах коррекционной работы  с детьми с затруднённой адаптацией

9.

Диагностика развития письменной  речи

май 2012 г.

Учитель-логопед

Информация о детях, нуждающихся в логопедической коррекции

10.

Изучение динамики процесса формирования УУД

(мониторинг)

Январь 2011 г.-май 2015 г.

(постоянно)

Учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, ПМПк

Выявление причин затруднений  в формировании УУД и корректирование  образовательного процесса

11.

Диагностика  готовности к переходу в среднюю школу (сформированности УУД)

Апрель-май 2015 г.

Учитель, педагог-психолог, учитель-логопед

Выявление группы детей, нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении в 5 классе

12.

Выявление и изучение профессиональных затруднений  педагогов, в т.ч. по причине эмоционального выгорания(мониторинг)

2011-2015 г.г.

(постоянно)

Зам. директора по УВР, педагог-психолог

Информация о динамике и качественном состоянии профессионального развития учителей начальных классов

Коррекция и развитие

1

Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, проявляющими недостаточную готовность к обучению

Сентябрь 2011 г.  и далее по плану коррекционной работы в 2011-2012уч.  г.

Педагог-психолог

Формирование навыков произвольного поведения, развитие познавательной и мотивационной сфер

2

Адаптационные занятия

Октябрь 2011 г. и далее по плану работы в  2011-2012 уч.г.

Педагог-психолог, учитель

Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, социализация

3.

Коррекция и развитие устной речи

Сентябрь 2011-май 2013 г.

Учитель-логопед, учитель

Профилактика дисграфии, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений звукопроизношения

4.

Коррекция и развитие письменной речи

2013-2015 г.г.

Учитель-логопед, учитель

Развитие письменной речи, развитие оптико-пространственных представлений, обогащение словарного запаса

5.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими проблемы в формировании УУД

2011-2015 г.г.

(постоянно)

ПМПк, учитель

Устойчивая положительная динамика  результатов учебной деятельности

Методическая работа

1.

Практический семинар для учителей «Профилактика эмоционального выгорания как одно из условий развития профессиональной мотивации педагога»

Май 2012 г.

РМО педагогов-психологов

Актуализация проблемы сохранения психологического здоровья учителя в условиях ииновационной деятельности

2.

Мониторинг результатов диагностики,  коррекционной и  развивающей работы,  методические рекомендации учителям начальных классов

2011-2015 г.г.

постоянно по плану МО

Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог

Методические рекомендации педагогам

3.

Обмен практическим опытом по организации различных форм развивающей работы

2013-2015 г.г.

По плану РМК

Педагог-психолог, учитель –логопед, социальный педагог

Психолого-педагогическое просвещение

1.

Освещение вопросов возрастной психологии младшего школьника, вопросов психолого-педагогичекого сопровождения УВП в начальной школе (педагогические советы, заседания МО)

2011-2015 г.г.

Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог

Просвещение педагогов

2.

Тематические родительские собрания по вопросам психологии возраста, психофункциональной готовности к обучению в школе, адаптации,  по вопросам причин неуспеваемости и т.д.

2011-2015 г.г.

(постоянно)

Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог

Просвещение родителей

3.

Размещение информации по теме на сайте школы

2011-2015 г.г.

(постоянно)

Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель

Просвещение педагогов, родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...