Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
консультация
В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности, так как индивидуальная программа отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
Обучение ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) в общеобразовательном учреждении в любом случае требует от администрации ОУ и педагогического коллектива специальных усилий и компетенций в создании условий для его образовательной и социальной интеграции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ОВЗ является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду.
Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали, что «особый ребёнок» с раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.
Следует отметить, что проблемами разработки и реализации индивидуальных образовательных программ занимались многие ученые. Однако эти проблемы рассматривались с точки зрения осуществления психолого-педагогического сопровождения личности учащихся (С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.).
Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса получили освещение в работах Ю. К. Бабанского, Л. Г. Вяткина, В. В. Давыдова, М. А. Ждановой, Э. Ф. Зеера и др.
Анализ литературы и образовательная практика показывают, что индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающего определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки – специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В научной литературе существует большое количество определений образовательных программ, которые, так или иначе, касаются индивидуализации образовательного процесса в школе.
Так Д.Ф. Ильясов использует термин «индивидуальная учебно-самообразовательная программа», И.Е. Семенко пользуется термином «личностно-ориентированная образовательная программа», авторы Е.А. Александрова, Л. Вишневская говорят об «индивидуальной образовательной траектории» («индивидуальный образовательный маршрут»). Гораздо чаще используется термин предложенный И.Ю. Рыжухиной – «индивидуальная образовательная программа».
«Заметим, что многообразие точек зрения в определении индивидуальных программ вряд ли способствует построению соответствующей педагогической теории, не говоря уже о вопросах проектирования таких средств. Этим можно объяснить наше стремление к обобщению существующих подходов к определению программного обеспечения индивидуализации содержания образования учащихся. Имеет смысл ограничиться более общим термином – «индивидуальная образовательная программа». В этом случае данный термин можно рассматривать как основное понятие, а такие понятия как «индивидуальная учебно-самообразовательная программа», «личностно-ориентированная образовательная программа» и т.п. – в качестве вспомогательных (или определяемых понятий)».
В соответствии с этим Т.В. Бондарчук, А.Г. Абдуллин определяют индивидуальную образовательную программу как образовательную программу, разрабатываемую на основании выраженных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся и уточняемую в соответствии с характером развития у соответствующих учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Т.В. Бондарчук, А.Г. Абдуллин обращают наше внимание на то, что термин «индивидуальная» не отождествляется со словом «персональная», что позволяет говорить о возможности проектирования индивидуальной образовательной программы для группы учащихся, имеющих сходственные склонности, близких по уровню развития, интересам и т.п. При всем при этом индивидуальные образовательные программы допускают существование различных персонифицированных вариантов.
Индивидуальные образовательные программы являются производными от образовательных программ подготовки, учащихся вообще.
По мнению С.В. Соловьёвой индивидуальная образовательная программа – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках школы.
По мнению М.П. Черемных, индивидуальная образовательная программа – это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Целевое назначение индивидуальной образовательной программы заключается в её направленности на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии.
По мнению А.А. Богдановой корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программы, касаться темпа и последовательности изучения учебного содержания.
Важнейшим показателем индивидуализации обучения, учащегося с ОВЗ является учебный план. Индивидуальный учебный план предполагает наличие изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса.
Структура индивидуального учебного плана традиционно представляет собой единство инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (федеральный компонент) содержит перечень учебных предметов, обязательных для изучения и направленных на общеобразовательную подготовку учащегося.
Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) создает условия для углубленного изучения предметов, обозначенных в образовательных областях, для изучения дополнительных предметов, что обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с ОВЗ с учетом их состояния здоровья, личных интересов и склонностей, интересов субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.
Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.
По мнению С.В. Соловьёвой в индивидуальных образовательных программах для детей школьного возраста указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам. Это один из подходов к проектированию структуры индивидуальной программы. Наполнение знаниевого компонента индивидуальной образовательной программы не является обязательным. Более важной является реализация коррекционной работы с обучающимся и изложение в индивидуальной программе тех приемов и методов коррекционной работы, которые будут реализованы применительно к процессу обучения и воспитания ребенка педагогом в процессе преподнесения к усвоению общего содержания материала на уроке.
Индивидуальная образовательная программа дает возможность:
- учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
- педагогу отобрать содержание образования, формы и способы образовательной деятельности, построить график образовательного процесса в соответствии с потребностями и профессиональными запросами ребенка;
- осуществить профессиональное самоопределение учащегося и выбор им дальнейшего жизненного пути, расширить возможности социализации;
- реализовать коррекционную медико-психолого-педагогическую помощь учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.
Специфика индивидуальной образовательной программы учащегося с ОВЗ раскрывается, во-первых, в ее содержательной части, в которой помимо традиционных образовательного и воспитательного компонентов, должен быть отражен коррекционный компонент (излагаются направления коррекционной работы с учащимся, ее приемы, методы и формы, предусматриваются задачи, реализуемые дефектологом, логопедом, психологом, учителем).
Содержание учебных программ должно обеспечивать возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от психофизических особенностей учащегося и хода образовательного процесса.
Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.
Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен следующим образом:
1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
3. Индивидуальный учебный план. Данный структурный компонент имеет место, если в индивидуальной программе содержится знаниевый компонент по предметам и учебным областям.
4. Содержание программы. Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.
- Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
5. Основные требования к результатам реализации программы. В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы. Требования к результатам реализации программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов.
6. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.
Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служат: государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся; примерные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и требования к результатам освоения образовательных программ и базисный учебный план.
Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.
Рассмотрим алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы, который представлен следующим образом:
- анализ требований ФГОС, содержания примерной образовательной программы, содержания адаптированной образовательной программы;
- анализ результатов комплексного психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- адаптация необходимых структурных компонентов образовательной программы под особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ;
- определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы.
- четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Целеполагание в основе проектирования индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, а также быть определена по времени ее реализации с учетом формулирования на обозримый промежуток времени. При этом цель на уровне индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна быть непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательной организации.
- определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной образовательной программы определяют направления работы с конкретным ребенком.
- определение содержания индивидуальной образовательной программы. Содержание индивидуальной образовательной программы следует располагать с учетом требований линейности и концентричности.
- планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, парные, групповые, коллективные и другие.
- планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы различных специалистов (воспитателей, психолога, логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, тьютора, координатора по инклюзии). Особое внимание следует обратить на возможность реализации содержания индивидуальной программы родителями (законными представителями) ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- определение форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности индивидуальной образовательной программы.
Таким образом, в основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности, так как индивидуальная программа отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
Обучение ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) в общеобразовательном учреждении в любом случае требует от администрации ОУ и педагогического коллектива специальных усилий и компетенций в создании условий для его образовательной и социальной интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».
Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья...
Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)
Приведены рекомендации по орагнизации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...
Методическая разработка по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Клубный час "По стране Правознайки"
Цель: Познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представление о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формиро...
Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ
Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ...
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Основные принципы организации воспитательной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья...