Программа адаптационных занятий по профилактике школьной дезадаптации у обучающихся 1 - х классов «Я - школьник»
рабочая программа (1 класс)

Будник Инна Борисовна

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.  Программа призвана   повысить уровень произвольной регуляции поведения; ослабить внутреннюю напряженность; улучшить показатели, связанные с коммуникативной стороной общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_-_shkolnik_1_klass.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического совета                                    Директор

Председатель_______  Н.С. Сталина                           _________А.Е. Задорожный

Протокол от 29.08.2020г.  № 1                                      Приказ от 29.08.2020г.  № 330                                      

 

Рабочая программа

по профилактике школьной дезадаптации

у  обучающихся 1 - х  классов

«Я -  школьник»

Составитель:

Будник Инна Борисовна

педагог-психолог,

I квалификационная категория

пгт. Излучинск

Содержание

Паспорт программы ………………………………………………………… 2-3

Пояснительная записка …………………………………………………….. 3-4

Цель программы, задачи ……………………………………………………….4

Целевая группа …………………………………………………………………4

Основные принципы реализации программы ………………………………..4

Формы и  методы работы .……………………………………………………..4

Ожидаемые результаты ………………………………………………………..4

Содержание программы ………………………………………………………..5

Тематическое планирование …………………………………………………...5

Структура занятий ……………………………………………………………...5

Контроль за реализацией программы …………………………………………5

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе……………………………………………………………..6

Список литературы ……………………………………………………………..6-7

Паспорт программы

Наименование программы

Программа  коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению

Разработчик

 Педагог-психолог Будник Инна Борисовна

Цель программы

Содействие благоприятному течению  адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи программы

Формирование положительного отношения к школе.

Знакомство школьника с нормами школьной жизни,  овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;

Развитие эмоционально-волевой сферы, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.

Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;

Развитие у обучающихся коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками, формирование коммуникативных УУД.

Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива.

Профилактика школьнойдезадаптации.

Целевая группа

Обучающиеся  первоклассники.

Исполнители

Участники образовательного процесса.

Ожидаемые

результаты

Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Сроки реализации

программы

  В программе - 20  занятий. Периодичность – 1 раз в неделю с сентября по декабрь. Продолжительность занятия –30мин. Количество участников – 25  человек.

Контроль за

реализацией программы

Администрация образовательного учреждения.

Пояснительная записка

        Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

        При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

         Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

        С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

        Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

        Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

        Программа призвана   повысить уровень произвольной регуляции поведения; ослабить внутреннюю напряженность; улучшить показатели, связанные с коммуникативной стороной общения. Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, приучить к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм, дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы. 

        Программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению.

Цель программы

        Содействие благоприятному течению  адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи программы

- Формирование положительного отношения к школе.

-  Знакомство школьника с нормами школьной жизни,  овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;

- Развитие эмоционально-волевой сферы, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.

- Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;

- Развитие у обучающихся коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками, формирование коммуникативных УУД.

- Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива. Профилактика школьнойдезадаптации.

Целевая группа

Обучающиеся первоклассники.

5. Основные принципы реализации программы.

Принцип целостности  
Принцип системности 
 

Принцип индивидуализации.

Принцип гуманизации
Принцип сотрудничества

Формы и методы работы

Основной формой проведения занятий являются групповые занятия. Оптимальное количество обучающихся, участвующих в занятии  25 человек.

В процессе проведения занятий используются различные методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, презентаций, объяснение, сказкотерапия, игры, психотехнические упражнения.

Ожидаемые результаты освоения программы

Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Содержание программы

        Программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих  занятий. Занятия рассчитаны для первоклассников. Занятия  проводятся  1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во час

1

Занятие № 1

Создание лесной школы.  Букет для учителя.

1

2.

Занятие № 2

Смешные страхи.  «Паровозик».

1

3.

Занятие № 3

Игры в школе. «Молекулы».

1

4.

Занятие № 4

Школьные правила. «Я люблю».

1

5.

Занятие № 5

Собираем портфель.«Посудомоечная машина».

1

6.

Занятие № 6

Госпожа Аккуратность.«Ветер дует на…»

1

7.

Занятие № 7

Жадность.«Зеркало».

1

8.

Занятие № 8

Волшебное яблоко.«Что бывает зеленого цвета».

1

9.

Занятие № 9

Домашнее задание. «Росточек под солнцем».

1

10.

Занятие № 10

Школьные оценки. «Рукавичка».

1

11.

Занятие № 11

Ленивец. «Что бывает красного цвета».

1

12.

Занятие № 12

Списывание. Подсказка. «Летает – не летает».

1

13.

Занятие № 13

Ябеда.  «Слушай команду».

1

14.

Занятие № 14

Задача  для лисенка. «Комплименты».

1

15.

Занятие № 15

Обида. «Что бывает желтого цвета».

1

16.

Занятие № 16

Хвосты.«Аплодисменты».

1

17

Занятие № 17

Драки. «Песенка по кругу».

1

18

Занятие № 18

Грубые слова. «Кто позвал».

1

19

Занятие № 19

Гордость школы. «Посудомоечная машина».

1

20

Занятие № 20

Дружная страна.

1

Структура  занятия

Начало занятия -  создание  атмосферы  доверия, снижение  эмоционального  напряжения, настройка на продуктивную  деятельность.

Основное содержание занятия -  чтение сказки, формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия.

Окончание  занятия – игры, подведение итогов.

Контроль за реализацией программы  осуществляет   администрация образовательного учреждения.

        Втечение  работы по программе проводится отслеживание результативности программы, для этого используется методики  по адаптации первоклассников  к школе:

методика  «Солнце, тучка, дождик»;

проективная методика «Лесенка»;

проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик»;

проективная  методика рисуночный тест «Что мне нравится в школе»;

анкета для оценки уровня школьной мотивации обучающихся Н.Г. Лусканова.

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе.

Мероприятия

Сроки

Работа с обучающимися

1.

 Диагностика: определение уровня актуального развития (готовности к школе).

сентябрь

2.

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности 

сентябрь

-октябрь

3.

Групповые занятия по  адаптации.

 сентябрь-декабрь

4.

Индивидуально-групповые занятия с дезадаптантами

январь-февраль

Работа с педагогами

1.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики (прогноз школьных трудностей)

октябрь

2.

Индивидуальные консультации по вопросам  адаптации первоклассников.

сентябрь-декабрь

3.

Анкетирование педагогов.

ноябрь

4.

Малый педагогический совет.

декабрь

Работа с родителями

1.

Родительское собрание «Адаптация первоклассников».

август

2.

Родительский всеобуч «Возрастные психологические особенности первоклассников».

сентябрь

3.

Консультации по вопросам адаптации и результатам диагностики. 

сентябрь-декабрь

4.

Анкетирование родителей.

октябрь

5.

Родительское собрание «Итоги  адаптации первоклассников».

декабрь

Список литературы

1.Битянова М.Р., Азарова Т.В.,Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М: «Совершнство»,1998.

2.Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

4.Рабочая книга школьного психолога. /ред. И.Дубровиной. – М.: «Просвещение», 1991. 5.К.Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 1-4. – М.: «Генезис», 1999.Школьный психолог» газета №18, 2003г. (Р.Рахманкулова.Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР

Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....