Программа адаптационных занятий по профилактике школьной дезадаптации у обучающихся 1 - х классов «Я - школьник»
рабочая программа (1 класс)
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Программа призвана повысить уровень произвольной регуляции поведения; ослабить внутреннюю напряженность; улучшить показатели, связанные с коммуникативной стороной общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_-_shkolnik_1_klass.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на заседании методического совета Директор
Председатель_______ Н.С. Сталина _________А.Е. Задорожный
Протокол от 29.08.2020г. № 1 Приказ от 29.08.2020г. № 330
Рабочая программа
по профилактике школьной дезадаптации
у обучающихся 1 - х классов
«Я - школьник»
Составитель:
Будник Инна Борисовна
педагог-психолог,
I квалификационная категория
пгт. Излучинск
Содержание
Паспорт программы ………………………………………………………… 2-3
Пояснительная записка …………………………………………………….. 3-4
Цель программы, задачи ……………………………………………………….4
Целевая группа …………………………………………………………………4
Основные принципы реализации программы ………………………………..4
Формы и методы работы .……………………………………………………..4
Ожидаемые результаты ………………………………………………………..4
Содержание программы ………………………………………………………..5
Тематическое планирование …………………………………………………...5
Структура занятий ……………………………………………………………...5
Контроль за реализацией программы …………………………………………5
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе……………………………………………………………..6
Список литературы ……………………………………………………………..6-7
Паспорт программы
Наименование программы | Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению |
Разработчик | Педагог-психолог Будник Инна Борисовна |
Цель программы | Содействие благоприятному течению адаптации первоклассников к школьному обучению. |
Задачи программы | Формирование положительного отношения к школе. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД; Развитие эмоционально-волевой сферы, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД; Развитие у обучающихся коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками, формирование коммуникативных УУД. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива. Профилактика школьнойдезадаптации. |
Целевая группа | Обучающиеся первоклассники. |
Исполнители | Участники образовательного процесса. |
Ожидаемые результаты | Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. |
Сроки реализации программы | В программе - 20 занятий. Периодичность – 1 раз в неделю с сентября по декабрь. Продолжительность занятия –30мин. Количество участников – 25 человек. |
Контроль за реализацией программы | Администрация образовательного учреждения. |
Пояснительная записка
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Программа призвана повысить уровень произвольной регуляции поведения; ослабить внутреннюю напряженность; улучшить показатели, связанные с коммуникативной стороной общения. Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, приучить к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм, дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.
Программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению.
Цель программы
Содействие благоприятному течению адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи программы
- Формирование положительного отношения к школе.
- Знакомство школьника с нормами школьной жизни, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
- Развитие эмоционально-волевой сферы, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
- Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
- Развитие у обучающихся коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками, формирование коммуникативных УУД.
- Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива. Профилактика школьнойдезадаптации.
Целевая группа
Обучающиеся первоклассники.
5. Основные принципы реализации программы.
Принцип целостности
Принцип системности
Принцип индивидуализации.
Принцип гуманизации.
Принцип сотрудничества.
Формы и методы работы
Основной формой проведения занятий являются групповые занятия. Оптимальное количество обучающихся, участвующих в занятии 25 человек.
В процессе проведения занятий используются различные методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, презентаций, объяснение, сказкотерапия, игры, психотехнические упражнения.
Ожидаемые результаты освоения программы
Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Содержание программы
Программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих занятий. Занятия рассчитаны для первоклассников. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час | |
1 | Занятие № 1 | Создание лесной школы. Букет для учителя. | 1 |
2. | Занятие № 2 | Смешные страхи. «Паровозик». | 1 |
3. | Занятие № 3 | Игры в школе. «Молекулы». | 1 |
4. | Занятие № 4 | Школьные правила. «Я люблю». | 1 |
5. | Занятие № 5 | Собираем портфель.«Посудомоечная машина». | 1 |
6. | Занятие № 6 | Госпожа Аккуратность.«Ветер дует на…» | 1 |
7. | Занятие № 7 | Жадность.«Зеркало». | 1 |
8. | Занятие № 8 | Волшебное яблоко.«Что бывает зеленого цвета». | 1 |
9. | Занятие № 9 | Домашнее задание. «Росточек под солнцем». | 1 |
10. | Занятие № 10 | Школьные оценки. «Рукавичка». | 1 |
11. | Занятие № 11 | Ленивец. «Что бывает красного цвета». | 1 |
12. | Занятие № 12 | Списывание. Подсказка. «Летает – не летает». | 1 |
13. | Занятие № 13 | Ябеда. «Слушай команду». | 1 |
14. | Занятие № 14 | Задача для лисенка. «Комплименты». | 1 |
15. | Занятие № 15 | Обида. «Что бывает желтого цвета». | 1 |
16. | Занятие № 16 | Хвосты.«Аплодисменты». | 1 |
17 | Занятие № 17 | Драки. «Песенка по кругу». | 1 |
18 | Занятие № 18 | Грубые слова. «Кто позвал». | 1 |
19 | Занятие № 19 | Гордость школы. «Посудомоечная машина». | 1 |
20 | Занятие № 20 | Дружная страна. | 1 |
Структура занятия
Начало занятия - создание атмосферы доверия, снижение эмоционального напряжения, настройка на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия - чтение сказки, формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия.
Окончание занятия – игры, подведение итогов.
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательного учреждения.
Втечение работы по программе проводится отслеживание результативности программы, для этого используется методики по адаптации первоклассников к школе:
методика «Солнце, тучка, дождик»;
проективная методика «Лесенка»;
проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик»;
проективная методика рисуночный тест «Что мне нравится в школе»;
анкета для оценки уровня школьной мотивации обучающихся Н.Г. Лусканова.
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе.
№ | Мероприятия | Сроки |
Работа с обучающимися | ||
1. | Диагностика: определение уровня актуального развития (готовности к школе). | сентябрь |
2. | Динамическое наблюдение в разных видах деятельности | сентябрь -октябрь |
3. | Групповые занятия по адаптации. | сентябрь-декабрь |
4. | Индивидуально-групповые занятия с дезадаптантами | январь-февраль |
Работа с педагогами | ||
1. | Индивидуальные консультации по результатам диагностики (прогноз школьных трудностей) | октябрь |
2. | Индивидуальные консультации по вопросам адаптации первоклассников. | сентябрь-декабрь |
3. | Анкетирование педагогов. | ноябрь |
4. | Малый педагогический совет. | декабрь |
Работа с родителями | ||
1. | Родительское собрание «Адаптация первоклассников». | август |
2. | Родительский всеобуч «Возрастные психологические особенности первоклассников». | сентябрь |
3. | Консультации по вопросам адаптации и результатам диагностики. | сентябрь-декабрь |
4. | Анкетирование родителей. | октябрь |
5. | Родительское собрание «Итоги адаптации первоклассников». | декабрь |
Список литературы
1.Битянова М.Р., Азарова Т.В.,Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М: «Совершнство»,1998.
2.Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
4.Рабочая книга школьного психолога. /ред. И.Дубровиной. – М.: «Просвещение», 1991. 5.К.Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 1-4. – М.: «Генезис», 1999.Школьный психолог» газета №18, 2003г. (Р.Рахманкулова.Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР
Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....