Локус контроля
консультация на тему
Кто хочет – тот ищет возможности. Кто не хочет – тот ищет причины.
Так гласит народная мудрость. Один чувствует себя хозяином своей судьбы, а другой предпочитает «плыть по воле волн». И нередко за подобными стратегиями личности проступает ее склонность видеть источник управления своей жизнью во внешней среде либо в самом себе. Такое свойство в психологии называется локусом контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lokus_kontrolya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОКУС КОНТРОЛЯ
Кто хочет – тот ищет возможности. Кто не хочет – тот ищет причины.
Так гласит народная мудрость. Один чувствует себя хозяином своей судьбы, а другой предпочитает «плыть по воле волн». И нередко за подобными стратегиями личности проступает ее склонность видеть источник управления своей жизнью во внешней среде либо в самом себе. Такое свойство в психологии называется локусом контроля.
Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).
Локус-контроль является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Наиболее известным автором в разработке локуса контроля является Дж. Роттер.
В теории Дж. Роттера утверждается, что поведение человека определяется тем, как он оценивает возможность достичь желаемого результата.
Предполагается, что индивиды с интернальным Л.К. ведут себя целенаправленно и последовательно, тщательно собирают необходимую для успешных действий информацию, упорно преодолевают трудности, соблюдают социальные нормы, верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями, с большей вероятностью хорошо учатся в школе, бросают курить, пользуются привязными ремнями, используют контрацептивы, сами решают свои семейные проблемы, отказываются от минутных удовольствий ради достижения стратегических целей.
Личность с экстернальным Л.К. полагает, что ее успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Возможно, вы знаете людей, которые считают себя жертвами. Такие ученики, например, возлагают вину за свои плохие отметки на вещи, не зависящие от их контроля, — на уровень собственного интеллекта, «плохих» учителей, никчемные учебники или контрольные работы. Если же такие ученики усваивают более прогрессивную установку, а именно: что усилия, хорошие учебные навыки и самодисциплина могут изменить положение, их отметки улучшаются.
Люди с преобладающим внешним локусом контроля чаще всего реагируют на непредвиденные ситуации с испугом, настороженностью. В то время как личности с более развитым внутренним локусом воспринимают эту же задачу более адекватно, часто даже с юмором.
А в отношении планирования или воспоминаний о своей жизни первые чаще оборачиваются к прошлому, в то время как вторые – неустанно смотрят в будущее.
Экстерналам присуще конформное и зависимое поведение, они приспосабливаются, подстраиваются под мнение группы, стараясь угодить всем. Интерналы в большей степени уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других. Оценивая ситуацию более хладнокровно и выдержанно, они не боятся выражать свою точку зрения и часто добиваются этим самым завидных успехов.
Экстерналы не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. Интерналы лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.
Интерналы в отличие от экстерналов, не склонны к подчинению и подавлению других, и сопротивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить степеней свободы.
У экстерналов чаще возникают психологические и психосоматические проблемы, чем у интерналов. Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов. Установлена связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального "Я". Интерналы обнаруживают более активную, чем у экстерналов, позицию по отношению к своему психическому и физическому здоровью.
Экстерналы и интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального (причинно-следственного) объяснения. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме и ситуации, большую ответственность, чем экстерналы, в отличие от экстерналов избегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.
Развитие локуса
Чтобы достичь гармонии, в человеке должны быть равным образом развиты, как внешний, так и внутренний локусы. На развитие локуса контроля в первую очередь влияет воспитание человека в семье. Что вполне естественно, ведь личностные качества начинают прививать уже с самого юного возраста.
Одна из задач воспитания – повышение локуса контроля, воспитание волевых качеств личности. Волевым мы называем человека с определенным набором качеств характера – это сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Волевые качества начинают формироваться постепенно по мере социализации ребенка, а ускоряет или замедляет их формирование система воспитания, а позднее – самовоспитание.
Особенно важным этапом в развитии волевых качеств является дошкольный возраст. Главную роль в воспитании воли в детстве играют родители ребенка. Чересчур мягкое воспитание, вседозволенность приводят к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно, не добивается цели самостоятельно, а требует помощи окружающих.
Распределяя правильно меры пресечения и похвалы можно с успехом воспитать человека, обладающего нормой как внутреннего, так и внешнего контроля.
Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы или папы. Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений). Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе.
Конечно, родители могут внушить ребенку, что он ни в чем не виноват, что это «дверь сама его ударила». Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием.
Но все должно иметь золотую середину. Винить себя всегда и во всем – тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании ребенка, есть большая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин.
Основа воспитания воли – систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни. Соблюдение ежедневного правильного режима дня для ребенка равносильно маленькому подвигу и без помощи взрослого часто невозможно, но постепенно ребенок учится подчинять свои желания разумному распорядку дня, учится сдерживать, контролировать себя.
Еще одним важным фактором развития волевых качеств является участие ребенка в общей жизни своей группы, коллектива. Живя интересами коллектива, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами своего маленького общества.
Индикатором волевой регуляции является школа. Именно в младшем школьном возрасте благодаря учебной деятельности ребенок каждый день тренирует волевые качества – дисциплинированность, действия строго по инструкции, а не как хочется, умение сдерживать себя, заставить делать то, что неинтересно или плохо получается. Важно, чтобы в этот момент ребенку помогли родители и педагоги в развитии и совершенствовании волевых качеств.
В подростковом возрасте впервые человек задумывается о возможности самовоспитания волевых качеств. Можно сказать, что с этого возраста человек сам в ответе за воспитание волевой регуляции своего поведения.
Нужно понимать, что воспитание и самовоспитание – процесс долгий и, по сути, бесконечный. Его результаты могут проявиться не так быстро. Тем, кто решил серьезно заняться самосовершенствованием, можно дать следующие рекомендации:
- Наблюдайте за собой в течение какого-то времени. Четко определите, от каких привычек или черт характера вы хотите избавиться. Это ваша цель.
- «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», - писал Лев Толстой. Будьте уверены в себе и в том, что добьетесь цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
- Боритесь с недостатками путем их замены достоинствами. Готовьтесь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой , тем лучше, но помните слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приведет к славе».
- Овладейте тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учитесь видеть в себе другого – «человека привычки», от плохих свойств которого хотите избавиться.
- Умейте и отступать. Но всегда помните, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
- Старайтесь сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
По достижению равновесия вы сами почувствуете, насколько улучшилась ваша жизнь. Повсюду сопровождающее чувство удовлетворения собой и всем, что вы делаете, станет залогом вашего хорошего настроения и самоощущения.
Внутренний Локус Контроля – это один из рычагов развития себя!
Пользуйтесь им и вы будете успешными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутришкольный контроль в начальной школе
Планирование внутришкольного контроля в начальной школе на новый учебный год...
Контроль за ведением документации в начальной школе
Годовое планирование ведения школьной документации в начальной школе...
Контроль за качеством
Планирование контроля за качеством знаний учащихся начальной школы. Планирование контроля за качеством преподавания в начальной школе....
Тематический контроль по русскому языку "Школа 2100" 3 класс
Таблица и карточки для проведения мониторинга УУД по русскому языку по ОС "Школа 2100" в 3 классе по теме "Предложение" 4 четверть....
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником до¬машних заданий
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий....
Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...