Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания. Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста "Корректурная проба" и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы" (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: "Черта!"- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква. При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту. Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ Учащийся __________________________________________ Класс ______ Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели | Результаты | Количество просмотренных за 10 мин, букв | | Количество правильно вычеркнутых букв | | Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть | | Точность выполнения задания, % | | Оценка точности, баллы | | Оценка продуктивности, баллы | | Оценка устойчивости внимания, баллы | |
Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n * 100 % где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв. Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1.1, полученной путем обычного шкалирования. Таблица 1.1 Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность
| Точность | Продуктивность | Точность | знаки | баллы | % | баллы | знаки | баллы | % | баллы | менее 1010 | 1 | менее 70 | 1 | 2660-2825 | 16 | 84-85 | 12 | 1010-1175 | 3 | 70-72 | 2 | 2825-2990 | 17 | 85-87 | 13 | 1175-1340 | 5 | 72-73 | 3 | 2990-3155 | 18 | 87-88 | 14 | 1340-1505 | 7 | 73-74 | 4 | 3155-3320 | 19 | 88-90 | 15 | 1505-1670 | 9 | 74-76 | 5 | 3320-3485 | 20 | 90-91 | 16 | 1670-1835 | 10 | 76-77 | 6 | 3485-3650 | 21 | 91-92 | 17 | 1835-2000 | 11 | 77-79 | 7 | 3650-3815 | 22 | 92-94 | 18 | 2000-2165 | 12 | 79-80 | 8 | 3815-3980 | 23 | 94-95 | 20 | 2165-2330 | 13 | 80-81 | 9 | 3980-4145 | 24 | 95-96 | 22 | 2330-2495 | 14 | 81-83 | 10 | 4145-4310 | 25 | 96-98 | 24 | 2495-2660 | 15 | 83-84 | 11 | более 4310 | 26 | более 98 | 26 |
5. Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл. 1.2.
Таблица 1.2 Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные оценки
| Устойчивость внимания | Переключение внимания | Объем внимания | Шкальные оценки | Устойчивость внимания | Переключение внимания | Объем внимания | 19 | более 50 | более 217 | менее 115 | 9 | 25-27 | 172-181 | 216-235 | 18 | - | - | - | 8 | 23-24 | 158-171 | 236-265 | 17 | 48-49 | 214-216 | 116-125 | 7 | 20-22 | 149-157 | 266-295 | 16 | 46-47 | 211-213 | 126-135 | 6 | 16-19 | 142-148 | 296-335 | 15 | 44-45 | 208-210 | 136-145 | 5 | 14-15 | 132-141 | 336-375 | 14 | 39-43 | 205-209 | 146-155 | 4 | 12-13 | 122-131 | 376-405 | 13 | 36-38 | 201-204 | 156-165 | 3 | 9-11 | 114-121 | 406-455 | 12 | 34-35 | 195-200 | 166-175 | 2 | - | 110-113 | - | 11 | 31-33 | 189-194 | 176-195 | 1 | - | - | - | 10 | 28-30 | 182-188 | 196-215 | 0 | менее 9 | менее 109 | более 456 |
"Корректурная проба" оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж смвыгуттжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбряцплкдзюхэчфш йшьюфчэкюздклпцярщбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж йщьфчэхюздклпцяршбжтугьгвмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрядплкздюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьюсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцилкдзй ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй ряцплкдзюхэчфшьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдщюхэчфщьйоенаисмвыугтжбярцпш цплкдзюхэчфшьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй Ключ оенасимвыгутжбщряцпзлкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщыохэчфцплкдзтжб смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйпжжбряцпллкдзюхэчфш оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьшйюхэчфьйшаплктжбшдз тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж смвыгтужбшяроенаицплктзюхэчфшьйтжжшряцплкдзюхэчфш йшььфчэкюздклпняршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж смвыгутжбшяроенаисцплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчпряьщьйщьйюхэчфцилкдзэж смвыгутжбшяроенаицплккдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш йшьфчэхюздклпцяршюэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэцфшьйоенаисмвыуетжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйщьйюхэчфтплкдзтж йщьфчэхьюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыгуоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряъщьйщьйщьйюхэчфцплкд нщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыукоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэмчфшьйоенаисмвыуктжбярцпш тжпшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэифцплкдзтжбря ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхячпшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря ряцплклзюхэчфшьйшьйюхэчфцплклзяршбжтсмвыгуианеосмт цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцпклэй оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрядплкздюхээфьшисмвыгуоенаийьшюхэчфшплкдзтжбря цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплклэй ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплклзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьюйсмвыугоенаийьшюхэчфцплклзтжбря цплклзюхэчфшьйтжбряшясмвыгуоенаисмвыгутжбрясилкдэй ряцплкдзюхчфшьйщьйюхэчфцплдкзяшрбжтсмвыгуианеосмтс оенаисмвыгутжбшряцплкдзихэчфщьиоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря цплкдзюхэчфщбйтжьршясмвугуоенаисмывгутжбшряцплкдзй ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмбыгутжбшряцплкдщюхэчфшьйоемаисмвыугтжбярцпш цплкдзюхэчфщьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй |