Развитие устойчивости внимания
статья по теме
Предварительный просмотр:
Развитие внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием.
Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент, жизнь не возможна. Именно внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности; определяет точность и детализацию восприятия; определяет прочность, и избирательность памяти; определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности; является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений; выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти; для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи; в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
Изучением проблемы внимания в течении многих десятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи и педагоги: Т., Рибо, У. Джеймс, Д. Милль, Д. Н. Узнадзе и многие другие, а также российские психологи: Н. Н. Ланге, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Р. С. Немов и другие.
Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности внимания. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Тем не менее внимание маленького школьника имеет еще много недостатков.
Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний – все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности.
Л. С. Выготский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадением двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.
В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.
Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание.
Многие психологи подчеркивают, что произвольное внимание имеет огромное значение в учебной деятельности младших школьников, в то же время оно развивается в учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать, и он заставляет себя выполнить требуемое. На основе этого происходит постепенный переход от преобладания на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания.
Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.
Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий.
Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом учащегося. В 1 классе ученики слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределить. Умение распределять внимание нарастает у ребят от класса к классу.
К концу 3 года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.
У учащихся 1 класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. Важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.
Концентрированность и интенсивность внимания у младших школьников может быть достаточно большой. Например: ребенок настолько увлеченно рисует, что не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, так как устойчивость внимания еще не велика. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.
В последнее время увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающимся с гиперактивностью. Среди них мальчиков в 9 раз больше, чем девочек.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения. Среди проявлений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью называют двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкую отвлекаемость, импульсивность поведения и мысли, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкую переключаемость с одного задания на другое без доведения начатого до конца, болтливость, рассеянность, недостаток чувства опасности.
Недостаточная устойчивость внимания затрудняет их психическую деятельность, мешает формированию внутреннего плана действия, не дает возможности оперировать в уме образами, понятиями, схемами. Синдром дефицита внимания обратимое нарушение.
Нейтрализовать отрицательные явления, возникающие у детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и поддержать высокую устойчивость внимания школьников в процессе учебной деятельности, помогает активный отдых, организованная физическая деятельность, специальные упражнения для тренировки внимания.
Двигательная активность школьника складывается в основном из утренней зарядки, физкультминуток на уроках, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок, активного отдыха в выходные дни.
В литературе нет единого комплекса упражнений, который помог бы повлиять на развитие внимания младших школьников. Необходимо проводить регулярные мероприятия, направленные на осознание проблемы и конкретные действия по развитию внимания, например: проводить собрания для родителей, классные часы для учащихся, постоянные упражнения в начале урока, физкультминутки в течение урока. Для большего увеличения устойчивости внимания младших школьников родителям и педагогам нужно организовывать с детьми утреннюю зарядку в школе и дома, подвижные игры, прогулки, активный отдых.
Список литературы
1.Аверин В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. – М.6 Просвещение, 2000.
2. Бажович Л. И. личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Тривола, 2003.
3. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М. Просвещение, 2006.
4. Гальперин П. Я. К проблеме внимания//Вопросы психолога. 2000, №6, с.32.
5. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М.: Просвещение, 2001.
6. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии. //Психология как объективная наука. 1959, №3, с.54.
7. Дормашев Ю. Б. Психология внимания. – М.: Тривола, 2005.
8. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Феникс, 2005.
9. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 2004.
10. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.
11. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
12. Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших психических процессах. – М.: Академия, 2003.
13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
14. Страхов Н. Л. Об основных понятиях психологии и физиологии. – М.: Просвещение, 2006.
15. Черемушкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"
В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...
ИГРОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП НА РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.
« ПУГОВИЦА» Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделённый на ...
Развитие концентрации и устойчивости внимания
Развитие произвольного внимания с помощью использования различных развивающих упражнений...
Открытое коррекционно-развивающее занятие "Развитие и коррекция познавательной деятельности" по теме: "Развитие устойчивости внимания. Качество характера"
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развитие и коррекция познавательной деятельности" по теме: "Развитие устойчивости внимания. Качество характера"...
карточки на развитие концентрации и устойчивости внимания детей
КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫТест Бурдона Тест Бурдона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами располо...
Развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию основных свойств внимания....