Программа развивающих занятий
рабочая программа (4 класс) по теме
Программа развития интеллектуальных способностей направлена на обучение школьников умениям выполнять мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень развития познавательной сферы, учебной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivayushchih_zanyatiy.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:
школы«22» мая 2015г. Директор МБОУ
Протокол №5 «Излучинская ОНШ №2»
____________ Е.В. Шагвалеева
Приказ № 317 от «04» июня 2015
Рабочая программа
педагога-психолога
Тишкиной Елены Анатольевны
развивающих занятий
4 класс
2015 - 2016 учебный год
гп. Излучинск
Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена на обучение школьников 4 класса умениям выполнять мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень развития познавательной сферы, учебной мотивации.
Теоретико-методологическое обоснование
Программа опирается на теорию «поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского, Б.Д. Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне.
Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Цель программы: развитие познавательной сферы, интеллектуальных способностей, формирование интереса к познавательной деятельности.
Задачи программы:
- развивать мыслительные операции;
- использовать операции логического мышления для решения задач.
- способствовать формированию интереса к познавательной деятельности, повышению учебной мотивации, самооценки.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала,
При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Описание места предмета в учебном плане:
На изучение курса по развитию интеллектуальных способностей отводится 34 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Занятия включены в расписание учебных предметов.
Методики и техники для работы:
- создание проблемной ситуации;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
- методы индивидуальной работы.
Структура занятия:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работы), которая направлена на тренировку мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. Продолжительность вводной части – 5 минут.
Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
- Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся самостоятельно выполняют задания.
- Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
- Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; «лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 25 минут.
Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Для проведения программы рекомендуется использовать:
- методическое руководство для психолога.
- рабочая тетрадь для учащихся.
Календарно-тематический план
№ | Название раздела, тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактич | |||
1 | Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3кл). Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действий. | 1 | ||
2 | Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3кл). Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действий. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | ||
3 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Пространственные представления. | 1 | ||
4 | Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | ||
5 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие вербально-понятийного и логического мышления. Развитие речи. Тренировка произвольного внимания. | 1 | ||
6 | Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. | 1 | ||
7 | Развитие речи (подбери синонимы). Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | ||
8 | Развитие речи (подбери синонимы). Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Внутренний план действий. | 1 | ||
9 | Развитие речи (подбери синонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, логического мышления. Пространственные представления. Тренировка опосредованной зрительной памяти. | 1 | ||
10 | Развитие речи (подбери синонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действий. | 1 | ||
11 | Развитие речи (синонимы, составь предложение). Тренировка концентрации и избирательности внимания. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | ||
12 | Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Внутренний план действий. Тренировка слуховой памяти. | 1 | ||
13 | Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение). Тренировка произвольного внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | ||
14 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Тренировка переключения внимания. | 1 | ||
15 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов). Развитие внутреннего плана действий, логического мышления. | 1 | ||
16 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. | 1 | ||
17 | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов). Тренировка концентрации и избирательности внимания. Внутренний план действий. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | ||
18 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения), логического. Тренировка опосредованной зрительной памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | ||
19 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Установление связей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, наглядно-образного мышления. | 1 | ||
20 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | ||
21 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | ||
22 | Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Установление закономерностей. Тренировка опосредованной слуховой памяти. | 1 | ||
23 | Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений. Установление связей. Совершенствование воображения. | 1 | ||
24 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие логического мышления (классификация), мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | ||
25 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Выявление уровня объёма памяти (тест). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | ||
26 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | ||
27 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Пространственные представления. | 1 | ||
28 | Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие наглядно-образного мышления. Выявление уровня мышления (установление закономерностей) – тест. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | ||
29 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка произвольного внимания. Развитие речи, пространственных представлений. | 1 | ||
30 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка слуховой памяти. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | ||
31 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка зрительной памяти. Развитие речи, пространственных представлений. | 1 | ||
32 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу), классификации. Тренировка концентрации и избирательности внимания. | 1 | ||
33 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Развитие речи. Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | ||
34 | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Развитие речи (собери пословицы). Тренировка произвольного внимания. | 1 |
Литература:
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
- Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
- Рабочая тетрадь «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.
- Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
- Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
- Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
- Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.) Москва «Генезис» 2007 г.
- Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 4 класс. – М.: Росткнига, 2004.
- Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....
Программа развивающих занятий для 3-х классов "Школа общения"
Занятия по данной программе дадут возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал ,позволяющий понять себя и другого....
Программа развивающих занятий для 1 класса
В данной программе представлены занятия развивающего характера для первого полугодия первого класса. Это занятия на развитие мелкой моторики, творческого воображения,устной и письменной речи. А также ...
Программа развивающих занятий по развитию познавательной деятельности (2 класс)
Программа разработана по материалам программ коррекции и развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста Шевляковой И.Н.Программа предназначена для коррекции развития познаватель...
Программа развивающих занятий в 1 классе
Цель занятий: развитие различных видов внимания, кратковременной памяти, совершенствование мыслительных операций, развитие координации тонких движений и пространственной ориентации, формирование...
Программа развивающих занятий
Рабочая программа адаптационных занятий с первоклассниками «Первые дни ребёнка в школе» составлена с целью сознания комфортных условий для адаптации первоклассников в школе, которые позволят реб...
Программа развивающих занятий
Рабочая программа адаптационных занятий с первоклассниками «Первые дни ребёнка в школе» составлена с целью сознания комфортных условий для адаптации первоклассников в школе, которые позволят реб...