Курс-тренинг "Адаптационные занятия с первоклассниками"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Овчаренко Людмила Ильинична

В курс включены занятия в адаптационный период в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_trening.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

         Курс-тренинг

 «Введение в школьную              

              жизнь».       

            Курс – тренинг «Введение в школьную жизнь».

 

    Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребёнка и, даже, всей семьи: она подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

  Именно поэтому при разработке курса «Введение в школьную жизнь» особое внимание было уделено  занятиям, целями которых были:

- психологическая адаптация детей;

- знакомство с основными школьными правилами;

- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

- обучение элементарным приёмам обратной связи;

- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

- организация классного коллектива.

  Занятия курса способствовали ускоренному знакомству первоклассников друг с другом, созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать.

   Все прекрасно знают, как важно с первого дня разъяснить детям, что от них требуется. Курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в соблюдении установленного распорядка.

   Так же задания и беседы в рамках курса играют психопрофилактическую роль и защищают детей от первых сильных переживаний по поводу первых неудач. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимо- и самооценивания. Это способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

   Все занятия курса строились в игровой форме, на уроки «приходили» весёлые человечки, которые помогали детям овладевать школьными навыками,  навыкам учебного сотрудничества. Занятия вызывали у детей живой и неподдельный интерес.  Ребята были активны, увлечены. Особенно понравились учащимся игры: «Зелёный крокодил», «Ловушка», «Угадай-ка», «Иностранка», «Имя и движение».

   На занятии, посвящённом школьным традициям, дети узнали, что школа – это не только место, где они получают знания, но и место отдыха. Ведь принимая участие в различных школьных праздниках, дети получают своеобразную разрядку, релаксацию.

   С огромным интересом дети приняли участие в экскурсии по школе, на которой они познакомились с актовым залом, мед. кабинетом, посетили кабинеты географии и информатики, заглянули, даже, в кабинеты завучей и директора.

   В конце адаптационного периода был проведён праздник «Посвящение в первоклассники», на котором дети продемонстрировали те умения и навыки, которыми овладели за две недели учёбы в школе.

   

День 1. 

Урок 1. «Знакомство».

Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в классе; развитие наблюдательности, внимания , памяти, воображения.

                                 

                                            Ход занятия.

Учитель.

   Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом школьной жизни! В эти первые школьные дни мы с вами будем не только учиться писать, читать и считать, но и познакомимся со школьной жизнью.

Помогать нам в этом будут весёлые человечки. (Показ фигурок весёлых человечков).

   Начнём наши занятия мы со знакомства. Меня зовут Людмила Ильинична. Я буду учить вас читать, писать, считать, решать задачи и многому другому.

    Представляю вам наших весёлых человечков. (Учитель называет имена человечков).

     А теперь представьтесь, пожалуйста, вы.

Игра «Мяч». Учитель кидает мяч каждому из учащихся, они, поймав мяч, называют свои имя и фамилию, и кидают мяч назад учителю.

Итог.

- С кем мы познакомились сегодня?

- Что узнали о своих одноклассниках?

Урок 2.

«Режим для школьника».

Цель: рассказать ребятам о необходимости соблюдать режим дня.

                                  Ход занятия.

Учитель.

   Первые занятия сегодня проведёт с вами доктор Айболит.

- Вы теперь не просто девчонки и мальчишки, а школьники. У вас появится много новых обязанностей. Справиться с ними, не устать поможет точное соблюдение режима дня первоклассника.

- Что такое режим дня? Соблюдаете ли вы его?

Доктор Айболит сейчас будет вас знакомить с режимом дня первоклассника, а вы, если выполняете какой-либо из пунктов, поднимайте руки.  Зачитывание режима дня.

- Этот режим дня мы повесим в классе, чтобы вы могли запомнить, что и когда рекомендует вам делать доктор Айболит.

Урок 3.

«Схема класса».

Цель: рассадить детей с учётом роста, мед. показаний, пожеланий.

                              Ход занятия.

Учитель.

- Сколько детей в нашем классе?

- Сколько мальчиков? Сколько девочек?

- Сколько парт? Сколько рядов парт?

Придя сегодня в класс, вы сели за парты по своему усмотрению, но это не всегда правильно. Доктор Айболит посоветовал мне пересадить вас, учитывая ваш рост, ваше зрение и ваши пожелания.

Учитель пересаживает учащихся.

Итог.

- Теперь доктор Айболит доволен. Всем ли видно доску? Всем ли комфортно на новых местах?

          

     Режим дня первоклассника.

7.00                             Пробуждение.

7.00.-7.30                    Зарядка.  Умывание.

7.30-7.50                     Уборка постели.   Завтрак.

7.50-8.10                     Дорога в школу.

8.30-12.00                    Занятия в школе.

12.00-13.00                  Дорога домой (прогулка).

13.00-13.30                          Обед.

13.30-14.30                  Дневной сон или отдых.

14.30-16.00                  Прогулка на свежем воздухе.

16.00-17.00                  Приготовление уроков.

17.00-19.00                   Прогулка. Занятия по                                          

                                            интересам.

  1.                         Ужин.

20.30-21.00                   Водные процедуры.

21.00                                  Сон.

День 2.

Урок 1.

«Школьные традиции».

Цель: познакомить детей с традициями школы, воспитывать любовь к школе.

                                 Ход занятия.

Учитель.

- Сегодня к нам на урок пришла Красная Шапочка. Она предлагает поиграть.

Игра «Бег ассоциаций».

Цель: формирование положительного отношения к школе.

Делимся на группы- ряды. Красная Шапочка предлагает обсудить вам в группах ответ на вопрос: какие слова приходят на ум, когда звучит слово «школа».

После обсуждения группы называют свои слова, дают пояснения.

- Скажите, ребята, есть ли в вашей семье какие-нибудь традиции? Какие?

В нашей школе тоже есть свои традиции. Во-первых- это общешкольные праздники.

Их довольно много. Участвуют в этих праздниках и ученики и учителя, так же родители.  

День знаний, день учителя, новогодний праздник, праздник посвящения в первоклассники, прощание с азбукой, праздник осени, Масленица, дни здоровья, день школы и др.

Помимо этих праздников, в школе отмечаются праздники страны: День Победы, День Мира и Труда, 8 марта, 23 февраля.

У нас в классе тоже будут свои традиционные праздники: поздравления именинников, новогодний огонёк, конкурсы «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, парни!»

-Ну, как, готовы вы принять участие в школьной жизни? Хорошо!

Урок 2.

«Кто не против нас, тот с нами».

Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания, воображения, навыков самоконтроля.

                            Ход занятия.

Учитель.

Наша Красная Шапочка предлагает поиграть в группах. Каждый ряд сгруппируется по кругу.

Игра «Неожиданные картинки».

Каждый из детей берёт лист бумаги с обратной стороны подписывает его. Дети рисуют картинку2-3 минуты, а потом передают по кругу соседу слева. На полученном рисунке каждый продолжает рисовать начатую картинку. Через 2-3 минуты по сигналу снова передают рисунок, и так до тех пор. Пока каждому не придёт листок с его значком. (Задание выполняется под музыку).

Итог.

Посмотрите на готовые рисунки. У кого получился законченный рисунок?

Значит,  сосед понял ваш замысел и продолжил его. Можно сказать. Что вы работали согласованно, это главное правило работы в группе.

Урок 3.

«Оценка».

Цель: развитие мышления, внимания, умения оценивать самого себя.

                      Ход занятия.

Учитель.

Вы знаете, что учителя в школе ставят детям оценки за их работу. Какие оценки бывают?

Как думаете, за что ставят хорошие оценки?

А когда плохие?

Сегодня вы попробуете сами оценить свою работу.

Красная шапочка приготовила для вас замечательные открытки, но злой волк их все разорвал. Вам придётся собрать открытки. 

Детям раздаются детали разрезанных открыток. Учащиеся собирают их.

По сигналу учителя работа прекращается.

Детям раздаются образцы открыток. Предлагается сравнить свою работу с образцом.

- Кто сделал  отлично?

-Кто допустил одну ошибку? (Хорошо).

-У кого не получилось совсем? (Плохо).

Итог.

Учитель проходит по рядам и проверяет правильность оценки.

Помощь детям, не справившимся с работой.

День 3.

Урок 1.

«Я и мы».

Цель: познакомить учащихся класса друг с другом, дать возможность учащимся представить себя и увидеть других учащихся.

                                   Ход занятия.

  Сегодня к нам на занятие пришёл Карлсон. Он предлагает прочитать на доске следующие цифры и слова:

                 Мы будем вместе:

4 зимы                        816 дней

4 весны                      32000 уроков

4 осени                      50000 часов

  Ой, ребята, а что это за странные слова и цифры приготовил Карлсон? Кто понял, что они означают?

Ответы детей.

   Верно, ребята. Именно столько зим и вёсен, дней и уроков мы будем с вами вместе с вами в этом классе. МЫ – это наш класс, в котором учатся и живут 20 «Я».

  Сегодня мы с вами познакомимся друг с другом поближе.

 Выступления учеников.

  Учащиеся берут в руки большую букву Я и рассказывают о себе, передавая букву Я друг другу. После выступления каждого ученика звучат аплодисменты.

Итог.

Вот мы с вами и узнали друг о друге ещё много нового.

Урок 2.

«Реакция на реплику».

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного аппаратов.

                             Ход занятия.

 Важно ли быть внимательным на уроках? Почему? Ответы детей.

Карлсон предлагает поиграть. Согласны?

Игра «Четыре стихии».

Дети сидят за партами.

Если я скажу слово «земля», вы опускаете руки вниз;

если слово «вода» - руки вперёд;

если слово «воздух» - руки вверх;

если слово «огонь» - вращение руками в локтевых суставах.

Кто ошибётся, выбывает из игры.

Победителю – аплодисменты.

Урок 3.

«Самооценка».

Цель: развитие навыка самооценки, пространственной ориентации, памяти.

                             Ход занятия.

  Мы с вами продолжаем узнавать друг о друге всё больше нового. Поможет нам волшебный клубочек.

  У меня в руках клубок. Я немного расскажу о себе, потом ,зажав конец нити в руке, передам клубок другому. Я скажу: «Расскажи что-нибудь о себе». Если вы готовы, то расскажете о себе что–то новое, если – нет, то передадите клубок другому. Нитку от клубка вы зажимаете в руке. Таким образом, клубок передаётся дальше, пока все дети не расскажут о себе. После этого нужно распутать паутину. Для этого каждый из вас должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени.

Итог.

Наш волшебный клубок помог нам ещё больше узнать друг о друге, а так же каждый из вас смог дать себе оценку.

 

                       

День 4.

Урок 1.

«Отработка ранее введённых правил».

Цель: развитие навыка общения в группе, наблюдательности, внимания и памяти.

             

                           Ход занятия.

Сегодня к нам пришёл Буратино. Он предлагает поиграть в новую игру.

Игра «Имя и движение».

  !). Дети встают в круг. Каждый из участников произносит своё имя и при этом делает какое-нибудь движение ногами, руками, может покривляться, изобразить на лице какое-нибудь чувство. Все ребята хором говорят имя ребёнка и повторяют его движения.

2). После того, как все показали «свои имена», ведущий предлагает детям повторить движения, которые показывал Федя, Артём, Оля и т.д.

Итог.

Молодцы, ребята. Каждый из вас был достаточно наблюдателен. Очень хорошо и то, что вы уже запомнили имена своих одноклассников.

Урок 2.

«Как надо и не надо спорить».

Цель: познакомить с различными способами решения спорных ситуаций, развивать речь, память.

                              Ход занятия.

  Я хочу обсудить с вами одну историю, произошедшую в сказочном королевстве.

   В одном сказочном королевстве жила семейка самых настоящих гномиков: мама, папа и два брата-близнеца. Показ фигурок гномиков.

Однажды вечером мама сказала гномикам:

- Подумайте, что вам приготовить на завтрак: кашу или омлет?

Мама ушла, а гномики закричали:

- Кашу!

- Омлет!

- Нет, кашу!

- Нет, омлет!

- Кашу, кашу, кашу!

- Омлет, твоя каша не вкусная!

- А ты ничего не понимаешь!

- Ты сам ничего не понимаешь!

- А ты игрушки всегда разбрасываешь!

- А ты на велосипеде кататься не умеешь!

Стоп, ребята! Не понимаю, какое отношение игрушки и велосипед имеют к каше и омлету. Как вы думаете, смогут ли гномики договориться друг с другом? Ответы детей.

   А что же наши гномики? О ужас! Они уже дерутся! Тут пришла мама и развела спорщиков в разные стороны:

- Раз вы не смогли договориться, на завтрак будут макароны…

  Утром гномики пошли умываться. Кто будет первым?

- Я!

- Нет, я!

Но тут же они вспомнили вчерашний вечер. Как договориться гномикам, чтобы не поссориться? Ответы детей.

Гномики решили умываться по очереди: сегодня один первый, а завтра – другой.

Когда стали одеваться, снова возник спор: какой колпачок наряднее: синий или жёлтый? Как вы думаете?  Ответы детей. 

Но тут вошла мама и сказала:

- Пусть каждый выбирает тот колпачок, который ему нравится. О вкусах не спорят.

  По пути в садик гномики снова затеяли спор: на чём лучше ехать – на автобусе, или трамвае? Как вы думаете? Ответы детей.

Но тут подошёл  нужный троллейбус и спор решился сам собой.

На прогулке в садике снова возник спор: в какую игру лучше играть – в «Кошки-мышки» или в «Рыбака и рыбку»? Как гномикам договориться, в какую игру играть?  Ответы детей.

Большинство голосов выбрали игру «Кошки-мышки».

Когда после прогулки дети стали строиться парами, наши гномики встали первыми. Но тут выяснилось, что другие дети тоже хотят быть первыми. Гномики уже поняли, что не всегда нужно спорить, и решили уступить.

Вечером мама опять спросила: «Что же готовить на завтрак?»

- Омлет из каши! – дружно сказали гномики.

- Молодцы! Научились договариваться! – сказала мама.

Итог.

Какие же способы договориться между собой и не поссориться вы можете предложить?

Установить очерёдность или бросить жребий.

Уметь уступить или выбрать что-то другое, чтоб никому не было обидно.

Можно проголосовать или просто не спорить, а каждому остаться при своём мнении.

Урок 3.

«Разные критерии оценки».

Цель: учить детей оценивать работу, развивать речь, внимание, память.

                                       Ход занятия.

На доске заранее нарисованы два грузовика: один – со всеми необходимыми деталями, но нарисованный небрежно (кривые окна, недорисованные отдельные линии, исправления), и второй – нарисован тщательно и аккуратно, но со множеством неправильных деталей (отсутствие окна в кабине, треугольный кузов, колёса находятся не на месте).

 Учитель.

Какой рисунок выполнен аккуратнее?   Ответы детей.

А какой правильнее?                                Ответы детей.

Итак, первый рисунок был правильный, но неаккуратный; а второй – аккуратный, но неправильный. И про один, и про другой рисунок нельзя сказать, что он нарисован хорошо. Что нужно изменить в первом рисунке, чтобы так можно было сказать?    Ответы детей.

А во втором?                                    Ответы детей.

Я на доске, а вы в тетрадях постараемся нарисовать грузовик так, чтобы он был и правильным, и аккуратным.   Учитель и дети рисуют грузовики, а два первоначальных варианта стираются.

Итог.

Нравятся ли вам ваши грузовики? Что вам в них нравится?

 

День 5.

Урок 1.

«Когда непонятно, как надо  действовать. Ситуация недоопределённого правила».

Цель: помочь детям найти выход из затруднительной ситуации, развивать речь, мышление.

                        Ход занятия.

Учитель.

Бывали ли вы в ситуации, когда не знали как себя вести?

Что вы предпринимали?

Как надо поступить? Давайте пофантазируем и представим, как мы будем себя вести, если…

 Что мы будем делать, если к нам сейчас постучит в дверь и зайдёт большой крокодил в синей шляпе с полями. Дети по очереди предлагают свои варианты.

  Прозвенел звонок. Все встали около своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке…   Ответы детей.

   Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик.    Ответы детей. 

Итог.

Прежде, чем поступить так, или иначе, спроси у взрослого, или старшего товарища как лучше выйти из данной ситуации.

Урок 2.

«Экскурсия по школе».

Цель: познакомить со школой, правилами поведения в школе, воспитывать чувства любви к своей школе.

                         Ход занятия.

  Я уже вам рассказывала о традициях нашей школы. Вы знаете, что наша школа – старейшая школа Капотни, но, несмотря на это, она выглядит новее многих других. Какой наша школа останется в будущем во многом зависит от вас.

   Прежде, чем показать вам школу я хочу напомнить вам правила поведения на уроке.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроках не болтай,

Как говорящий попугай.

Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

- А сейчас мы с вами пойдём на экскурсию по нашей школе. Ведите себя тихо, ведь в школе идут уроки.

Посещение актового зала, спортивного зала, столовой, библиотеки, мед.кабинета. Показ кабинета завуча, директора, раздевалки, кабинеты, где занимаются старшие классы.

Итог.

Понравилась ли вам наша школа? Нарисуйте дома, что особенно понравилось и запомнилось в школе.

Урок 3.

«Общая работа, как сумма индивидуальных».

Цель: отработка навыков совместных действий, развитие навыков работы в коллективе, развитие воображения.

 

                                    Ход занятия.

Сегодня мы с вами вновь разбиваемся на группы – ряды для совместного рисования.

  Я предлагаю вам на выбор несколько тем: «Зоопарк», «Необитаемый остров», «Магазин игрушек».       Дети обсуждают тему рисования.

Тема выбрана (одна для всех групп). Вам предстоит на большом листе нарисовать картину на выбранную тему. Прежде, чем начать работу вы договоритесь, кто, что будет рисовать, распланируйте пространство листа так, чтобы выполненная работа воспринималась, как целая картина.

Работа детей по группам.

Итог.

Выставка работ. Выяснение, какая группа работала более сплочённо.

День 6.

Урок 1.

«Понятно ли мы говорим?»

Цель: развитие коммуникативных навыков, речи, мышления, воображения.

                                       

                                              Ход занятия.

  Сегодня мы с вами продолжим учиться общаться друг с другом. Когда люди общаются, важно, чтобы они понимали друг друга. Для этого необходимо правильно выражать свои мысли. Этому мы сегодня и будем учиться.

Игра «Иностранка».

  1. Учитель от имени куклы: «Я – иностранка. Я выучила русский язык, но ещё знаю его не очень хорошо. Если я буду говорить русское слово, вы поднимаете руку, а если не русское – вы качаете головой.

(Машина, город, хоум, дом, роуд, биг, школа, гуд, рирл, дети и т.д.)

2. Я – иностранка и часто путаю русские фразы. Если вы поймёте моё указание, вы его выполняете, если нет – просто стоите.

Прыгните вниз.

Прыгните вверх.

Поднимите руку вниз.

Опустите руку вниз.   И т.д.

Итог.

Чему мы сегодня учились?

Для чего важно правильно выражать свои мысли?

Урок 2.

«Различные стороны сотрудничества».

Цель: обучать работе в парах, учить согласовывать действия, развивать речь, память, наблюдательность.

 

                               Ход занятия.

  Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы её понимаете?   Ответы детей.

Сегодня мы будем учиться выполнять работы в парах. Пара – это два человека.

    1. Я раздаю вам листы с изображением круга, а вы, сравнив эти круги с образцом на доске, должны свои круги дорисовать так, чтобы они были похожи на образец.

Проверять работу буду не я, а вы друг у друга: обменяйтесь друг с другом рисунками и проверьте работу товарища. Укажите товарищу на  недостатки его работы, или похвалите его.

    2. Раскрасить мячики так, чтобы они стали одинаковыми (в каждой паре одинаковые по цвету мячи). Постарайтесь обсуждать работу тихо, не мешая товарищам.

Итог.

Чему мы сегодня учились? Понравилось ли вам работать в паре? Почему?

Урок 3.

«Адресность сообщения».

Цель: учить детей общаться друг с другом, развивать речь, воображение.

                                Ход занятия.

  Мы с вами уже знакомы друг с другом целую неделю. Нравятся ли вам ребята из нашего класса? Давайте сегодня отметим праздник: неделя нашего знакомства.

 Я предлагаю вам подготовить подарки ребятам  из нашего класса.

Я заранее написала на листочках имена ребят нашего класса. Каждый из вас сейчас вытащит из волшебной шкатулки карточку с имением ученика, для которого он будет готовить подарок и пожелание. Пока мы будем делать подарок, вы подумайте, что бы вам хотелось пожелать вашему герою. Условие только одно: пожелание должно быть добрым.

Изготовление аппликации по шаблонам «Букет цветов».

В конце урока дети дарят подарки и говорят свои пожелания.

Итог.

Какое чувство вы испытали, когда получали подарок и слушали пожелания?

Давайте же всегда говорить друг другу только хорошие слова.

   

День 7.

Урок 1.

«Групповое взаимодействие».

Цель: формирование навыка работы в группе, развитие мелкой моторики, воображения.

                              Ход занятия.

 Мы продолжаем учиться работать в группах. Не забывайте, что когда вы работаете вместе, необходимо прислушиваться друг к другу, работать согласованно, не ругаться, не спорить.

  Сегодня мы выполняем композицию из природного материала «На лесной полянке».

Дети делятся на мини-группы (4) и выполняют общую композицию. Учитель помогает каждой группе.

Итог.

Просмотр и анализ каждой работы.

- Что вам помогло успешно справиться с работой?

Урок 2.

«Ловушка».

Цель: развитие произвольного внимания, восприятия, аналитико-синтетической деятельности.

                                     Ход занятия.

 Учась в школе необходимо быть очень внимательным, чтобы понять всё, что объясняет учитель. Я хочу проверить, достаточно ли вы внимательны.

Игра «Ловушка».

 Учитель читает предложения. Если они неправильны – дети поднимают руки, объясняют, что не так; а если всё правильно, - дети сидят молча.

  Во дворе весело летают кошки.

  Под водой высоко летает орёл.

  С 1 марта начинается весна.

 У всех людей голубые глаза.

 После вторника идёт четверг.

 Если завтра пятница, то вчера была среда.

Итог.

Для чего надо быть внимательным?

Урок 3.

«Содержательность высказывания».

Цель: учить чётко и ясно выражать свои мысли, развивать речь, мышление, память, внимание.

                      Ход занятия.

Сегодня мы проведём занятие вместе с Карлсоном и его другом Малышом.

Они очень любят игру «Угадай-ка» и предлагают нам в неё поиграть.

 Игра «Угадай-ка».

Карлсон (учитель) прячет за спиной предмет (картинку), а Малыш (ребята) с помощью наводящих вопросов пытается выяснить, что спрятано. Можно задавать любые вопросы, кроме вопроса «Что это такое?».

После того, как ребята угадали предмет, картинка вывешивается на доску.

Итог.

Малыш и Карлсон очень вами довольны. Вы задавали такие вопросы, которые помогли вам быстро выяснить, что же за предмет спрятан.

 

   

 

 

День 8.

Урок 1.

«Учимся доказывать».

Цель: научить детей отстаивать своё мнение, развивать речь, внимание , память.

                                    Ход урока.

Сегодня к нам на занятие пришёл Незнайка. Он просит вас проверить, правильно ли он выполнил домашнее задание по математике.

  1. Сгруппировать предметы.

дикие              домашние

лев                   корова

белка               волк

лисица            собака

конь                 енот

  1. Реши примеры.

2+3=4

1+4=6

10-2=7

3+1=4

8-4=2

      3. Разбей слова на слоги.

     Кот-ик, кро-т, мо-лок-о, де-тки, ё-лка, а-ист.

Дети исправляют ошибки, допущенные Незнайкой, и объясняют почему надо делать не так, а иначе.

Итог.

Много ли ошибок допустил Незнайка? Как думаете, почему?

Что надо делать, чтоб не быть такими Незнайками?

Урок 2.

«Поиск выхода из ситуации. Обращение за помощью».

Цель: учить детей находить выход из затруднительных ситуаций, развивать речь, мышление.

                             Ход занятия.

Очень часто в нашей жизни бывают ситуации, в которых мы не знаем, как поступить. Теряемся. Что же делать? Можно обраться за помощью к другим людям. Лучше, если это будут или ваши родители, или учителя в школе. Они помогут вам преодолеть трудности.

  Иногда бывают ситуации, выход из которых приходится искать вам самим. Здесь вы должны помнить, что, прежде, чем на что-то решиться, необходимо хорошо подумать.

Мы с вами сейчас разобьёмся на две группы и образуем два круга, внешний и внутренний. Все, кто стоит во внешнем круге, поворачиваются лицом к своему партнёру, стоящему во внутреннем круге.

   Теперь представьте себе ситуацию: мальчик или девочка, рассказали о твоей тайне другим детям. Какие бы чувства к ним вы испытали? Что бы вы им сказали7

Другая ситуация: сегодня вашего друга незаслуженно отругал учитель. Ваш друг очень переживает. Какими словами вы его поддержите?

Дети по очереди выражают свои чувств а (сначала –внутренний круг, потом – внешний).

Итог.

О чём необходимо помнить, решая возникшие проблемы? Помни, что конфликты надо решать мирным путём. Не надо стесняться принять помощь других людей.

Урок 3.

«Понятность высказывания, точность информации, содержательность вопроса».

Цель: учить точно и ясно выражать свои мысли, развивать речь, пространственное мышление, внимание.

                              Ход урока.

Недавно мы с вами учились чётко и ясно выражать свои мысли. Для чего это необходимо?   Ответы детей.

  Сегодня мы продолжим занятия по развитию речи. Вы знаете, что Малышу, из сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», подарили щенка. Малыш к нему очень привязался. Он предлагает нам нарисовать щенка на доске. Только я буду рисовать, а вы – мной руководить.

Итак, с чего мне начать?

 Следует специально провоцировать ребят на высказывание конкретных. Однозначных указаний. Дети должны давать чёткие указания о размере, местоположении деталей.

Итог.

Понравился ли вам наш щенок? Что помогло нам нарисовать его таким?

День 9.

Урок 1.

«Учимся аргументировать высказывание».

Цель: учить детей доказывать свою точку зрения, развивать речь, воображение.

                                 Ход занятия.

 Сегодня мы с вами будем учиться доказывать свою правоту. Это очень важное умение. Каждый из вас имеет свою точку зрения по разным вопросам. Вы должны стараться доказать, что вы правы. Главное, не забывать, что все спорные ситуации надо решать мирно.

Например. Я говорю: «На улице идёт дождь». (Если дождя нет.) согласны ли вы со мной? Посмотрите в окно, докажите, что я не права.

«Медведь – домашнее животное».

«Собака – дикое животное».

«Рыбы живут на деревьях».    И т.д.

Итог.

Для чего важно уметь доказывать свою правоту? Как надо решать спорные ситуации?

Урок 2.

«Критерии оценки».

Цель: учить детей проводить послеоперационный контроль своей работы по заданным критериям.

 

                                 Ход занятия.

Сегодня мы продолжим учиться оценивать свою работу и работу товарища.  Как нитка-паутиночка

Среди других дорог

Бежит, бежит тропиночка

И путь её далёк.

Вы все получил карты с изображением дороги. Дорога трудная: узкая и скользкая после дождя. Вы – водители и должны ехать быстро, без остановок, не снижая скорости даже на самых опасных участках. Это первое правило водителя. Второе правило – никаких аварий. Если машина слетит в кювет (заедет за край дороги), мы не сможем доехать до конечного пункта. Поэтому надо ехать по самому центру дороги.

По сигналу учителя дети ведут линию по дороге, не допуская ошибок.

Итог.

По каким критериям будем оценивать вашу работу?  (Аккуратность, точность, езда без аварий).

Дети оценивают сами свою работу, потом меняются рисунками и оценивают товарища.

Урок 3.

«Точка зрения оценивающего».

Цель: учить детей высказывать свои мысли, оценивать работу товарища, развивать речь.

                                 Ход занятия.

Строится на основе предыдущего занятия.

  1. Дети оценивают работу своих товарищей.
  2. Оценку даёт учитель.
  3. Рисование по этапам.

Сегодня вы будете рисовать под мои команды.

- найти красную точку на  листе

- ставим на неё карандаш

-отсчитываем вверх две клетки, ставим зарубку

- вернёмся в красную точку, от неё вниз 3 клетки

- далее 2 клетки влево, вправо, зарубка

- от красной точки влево 5 клеток, зарубка

-соединим зарубки между собой.

Что получилось? (Туловище).

Кто бы это мог быть?

Дорисуйте туловище до какого-нибудь существа.

Итог.

Учитель проверяет работы и оценивает их.

День 10.

Урок 1.

«Лесная школа».

Цель: выявить отношения детей к школе, через описание учебного процесса в лесной школе.

                                              Ход урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в лес. Картина с изображением леса. Предметные картинки с изображением животных.

 В лесу тоже открыта школа для зверей. Давайте пофантазируем о том, что мы там можем увидеть и услышать.

Чтение детьми стихотворений: В Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок»,

Г.Ладонщиков «У пенька»

Б.Заходер «Птичья школа».

А теперь ответьте на мои вопросы:

1. Как выглядит лесная школа?

2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?

3. Кто учит зверят в лесной школе?

4. Какой он – учитель в лесной школе?

5. Какие отметки ставят в лесной школе?

6. Как учатся зверята в лесной школе?

Урок 2.

Праздник «Посвящение в первоклассники».

 Занятие по теме: «Различные стороны сотрудничества».

   Цели: обучать детей работе в парах, учить согласовывать свои действия, формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, развитие памяти, внимания, речи, умения обобщать и выделять предмет из группы.

                                      Ход занятия.

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться работать в парах, а также учиться оценивать свою работу и работу товарищей.

У детей на партах шаблоны кругов.

- Какую маленькую геометрическую фигуру вы видите перед собой?

Поверните альбомный лист вертикально. На альбомный лист положите шаблон круга. Возьмите простой карандаш и обведите круг по контуру. Работайте аккуратно, придерживая круг-шаблон одной рукой, обводя другой.

Обведите, пожалуйста, круг по контуру на свой лист.

Дети выполняют работу, а учитель вывешивает на доску картинку с кругом- мячом.

- Сравните свои фигуры с той, которую вы видите на доске.

-Что общего?

-Чем отличаются? На что похож мой круг?

- Превратите свои круги в мячи, как у меня.

Дети делят круги на части.

- Правильность выполнения своего задания может проверить не только учитель, но и вы сами: поменяйтесь листочками друг с другом  и проверьте, получился ли у вашего товарища такой же мячик, как на образце.

Если да, то похвалите товарища, если – нет, укажите на его недочёты и помогите их исправить.

Только не забывайте, что, работая в парах, необходимо разговаривать шёпотом, не мешая своим соседям.

О выполнении работы просигнализируйте позой «Мы готовы».

Дети выполняют проверку в парах.

- А сейчас мы будем разукрашивать наши мячики, соблюдая три условия:

1) все части мяча должны быть разного цвета,

2) в каждой паре мячи должны быть одинакового цвета.

Так как вам надо будет обсуждать с партнёром выбор цвета, третье условие: 3) обсуждать шёпотом.

После того, как работа будет выполнена, просигнализируйте «Мы готовы».

Дети обсуждают в парах выбор цвета, раскрашивают мячи.

- Проверьте, получились ли ваши мячи одинаковыми, положив их рядом.

Сейчас каждая пара продемонстрирует свои мячи всему классу, а ребята решат, справились ли вы с заданием.

Каждая пара демонстрирует мячи всему классу, ребята обсуждают их работы.

 - А теперь мы поиграем. Но сначала назовите игры с мячом, которые вы знаете.

Я тоже знаю одну игру.

Игра в паре учитель – ученик.

Игроки поочерёдно бросают друг другу мяч, ударяя о пол, и произносят слова поочерёдно на каждый удар мяча.

- Я знаю пять имён девочек: Наташа – раз, Оля – два, Ира – три, Катя – четыре, Даша – пять.

- В этой игре вы можете перечислять любые группы предметов. Какие?

- Сейчас мы  поиграем в эту игру сидя за партами.  Вместо бросания мяча, нужно тихо ударять  ладонью свой мячик.

Дети играют в игру за партами.

- Наши учителя могут расслабиться и тоже  поиграть в игру на своих местах, используя вместо удара по мячу, удар по парте двумя ладонями.

-  Ребята, кому из вас понравилось работать в парах?

- Какие основные правила надо соблюдать при этом?

1. Не шуметь.

2. Не мешать соседям.

3. Обсуждать работу в паре шёпотом.

- Все задачи, намеченные на сегодня, мы с вами выполнили, но на последующих занятиях мы продолжим учиться работать в парах.

А сейчас наше занятие закончено. Спасибо всем участникам!

                                         

                                           Классный час.

Класс: 1 «А».

Учитель: Овчаренко Л.И.

Тема: «Режим дня школьника».

Цели: познакомить учащихся с понятием «режим дня», познакомить с режимом дня первоклассников, развивать речь, внимание, воображение.

                                          Ход урока.

1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на урок пришёл доктор Айболит. (Показ сказочного персонажа). Он рад поздравить вас с поступлением в школу, и хочет сказать, что вы теперь не просто девчонки и мальчишки, а - ученики. У вас появится много новых занятий и очень важно правильно спланировать свой день, для того, чтобы всё успеть.

2. Основная часть.

  -Доктор Айболит говорит, что распределение времени в течение учебного дня (или режим дня) – это целая наука. Сегодня мы с вами этому и поучимся.

Давайте вспомним наш день с самого утра.

Итак, утром мы просыпаемся, а дальше?

Дети перечисляют все этапы своей деятельности в течение дня. Перечисление сопровождается движениями, имитирующими виды деятельности.

- Как много всего вам надо успеть! Для того, чтобы ничего не забыть, всё сделать и существует режим дня, придерживаясь которого, вы будете не только дисциплинированными, но и здоровыми: ведь это так важно вовремя поесть, погулять, сделать уроки и отдохнуть. Наш организм привыкает к расписанию (режиму) и работает правильно, без сбоев.

Когда вы посещали детский сад, вы уже соблюдали режим дня. Но для школьника такой режим дня не подходит.

  -Доктор Айболит приготовил для вас примерный режим дня первоклассника. Давайте - ка его прочитаем. (Учитель зачитывает режим дня.) Мы повесим этот режим дня в классе и попробуем придерживаться его.

А сейчас давайте сымитируем дела, которые мы делаем по утрам.

Дети имитируют подъём, зарядку, одевание.

3. Итог.

Итак, что же такое режим дня? Зачем нужно его соблюдать? Какие этапы режима дня запомнили? Через месяц мы с вами побеседуем о том, что изменилось в вашей жизни после того, как вы стали соблюдать режим дня. 

           Праздник «Посвящение в первоклассники»

Оформление зала: плакат «Страна знаний», школьная доска, мел, плакат с буквами, дерево, нарисованное на листе ватмана.

Действующие лица: Кот Учёный, Математика, Письмо, Чтение.

                                  Ход праздника.

Звучит песня «Чему учат в школе»

Кот Учёный.

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

Известно всем – я Кот Учёный.

Прослыл я самым образованным котом.

Иду направо – пою песню,
Иду налево – сказку расскажу.

Со мною очень интересно.

Ты подружись с учёбой так, как я дружу.

Я – кот магистр, я – кот профессор,

Учись прилежно, терпеливо, не ленись.

Узнаешь буквы, танцы, песни,

Ты стань таким, как я, учёным становись.

   Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя, родители! Сегодня праздник не простой у нас – он бывает только раз. Мы сегодня посвящаем новобранцев в первоклассники. Я – Учёный Кот, почётный член Страны Знаний, приглашён на праздник, дабы посвятить вас в первоклассники.

   Сегодня к нам на праздник пришли гости - мои верные помощники. Вы с ними уже знакомы. Это Математика, Чтение, Письмо. Чтобы стать настоящим первоклассником, вы должны пройти несколько испытаний. Слушайте внимательно и отвечайте. Только не кричите все вместе, а поднимите руку. Это главное правило в школе:

- Ответить хочешь – не шуми,

   А только руку подними!

Договорились? Итак, испытание первое.

  - И прекрасна, и сильна

   Математики страна.

Звучит песня «Дважды два – четыре». В зал входит Математика.

Математика.

Для начала, ребята, отгадайте мои загадки.

Выходят дети – математические знаки и читают загадки:

Цифру к цифре мы прибавим,

Между ними крестик ставим.

Намотай себе на ус:

Этот знак зовётся… (плюс)

Из цифры вычтем мы другую,

Ставим чёрточку прямую.

Я тире в грамматике,

А кто ж я  в математике?  (минус)

Замарашка озорница

Вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы

Получил я … (единицу)

Шея длинная такая,

Хвост крючком…

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А её лентяи – нет.   (двойка)

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, да не бублик.   (нуль)

Отойдите-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет.

Ровно на три меньше станет.  (девять)

Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.   (круг)

Не овал я не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат.

А зовут меня … (квадрат)

Мы – весёлые отметки.

И встречаемся нередко

У прилежных в дневнике.

Кто их чаще получает,

Никогда не заскучает.   (пятёрки)

Раз кружок и два кружок,

Что за цифра, мой дружок?   (восемь)

Математика. А теперь отгадайте математические ребусы.

Математика показывает карточки с ребусами, учащиеся отгадывают.

- А теперь решите мои задачки.

Лежат на тарелке

Четыре красивые вкусные груши.

Но наша задача – не кушать, а слушать.

Если одна из них другу достанется,

Сколько груш на тарелке останется?

В Африке на речке Нил

Жил одинокий крокодил.

И совсем жилось ему тяжко –

Ведь был один, бедняжка.

Понимал он, что жить одному не годится,

И однажды решил хоть с кем-то подружиться.

Возле речки на полянке

Резво кувыркались три обезьянки.

Попрыгуньи, шалунишки,

Забавные ушастые мартышки.

Увидали крокодила

И сказали: «Очень мило!

Чтоб не плавать налегке,

Прокати нас по реке».

Подружились они с той поры,

Ведь не найти веселее игры.

Вы же посчитайте побыстрей.

Сколько их теперь друзей?

- На столе четыре яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

- Сколько грибочков в корзине, если их меньше трёх, но больше одного?

- Молодцы, ребята! Вы блестяще справились с моим испытанием. Вижу, что не зря вы ходили в школу всё это время.

Учёный Кот. Следующее испытание проведёт наука под названием Письмо.

Звучит песня «Точка, точка, запятая». В зал входит Письмо.

Письмо.

Живут на одной странице

Славные сестрицы.

Надеюсь, вы уже успели

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха,

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

Вот и все они, друзья!

Вы знакомы с ними, детки.

Вот они – стоят рядком.

Показывает на плакат с алфавитом.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

- А теперь, ребята, отгадайте загадки. Ученик, отгадавший загадку, должен выйти и показать на плакате букву, с которой начинается слово-отгадка.

Искали мужа для овечки,

Красавца, что завит в колечки.

Объехали немало стран,
Всего один такой … (баран)

Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил… (лось)

В колючках Ёж и Ёрш,

Но сразу разберёшь:

Кто ёжится, тот… (ёж),

А кто ершится - … (ёрш)

Куда ведёт подземный ход?

Об этом знает только … (крот)

Учёный Кот. Молодцы, ребята! А сейчас я позову на помощь Чтение.

Звучит песня «Маленькая страна»

Чтение. Здравствуйте, юные читатели. Подошла очередь моего испытания. Мне известно, что вы любите читать сказки. Верно?

Тогда определите, о какой сказке идёт речь.

Волшебный приблизился вечер,
и час долгожданный настал,

Она в золочёной карете

Отправилась на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда она и как её зовут.

Но как только полночь настанет,

Она опять замарашкою станет.    (Золушка)

В одном уютном доме

Отмечались именины.

В самый разгар праздника

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку

И напугал гостей.

Добрую хозяйку он чуть не погубил.

Но коварному злодею

Комар голову срубил.          (Муха-Цокотуха)

В одном замечательном доме

Хозяйка припеваючи жила,

Но неожиданно пришла беда –

И дом её сгорел дотла.    (Кошкин дом)

Хорошенькая девочка

Чуть больше ноготка

Появилась неожиданно

В чашечке цветка.

 В ореховой скорлупке девочка спала.

Больную ласточку однажды

От смерти она спасла.

Кто из вас читал эту книжку?

Скажите, как зовут эту девочку-малышку?    (Дюймовочка)

В одной из книжек-сказок

Есть фруктово-огородная страна.

В ней живёт интересный герой:

Мальчишка храбрый, справедливый, озорной.     (Чипполино)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?   (Три поросёнка)

Учёный Кот. Молодцы, ребята! Справились с заданием. Только что это мы с вами всё загадки отгадываем? Сегодня же праздник! Давайте вместе с вами станцуем.

Танец «Весёлые утята» танцуют все первоклассники вместе с героями.

Учёный Кот. А теперь последнее испытание – моё. Это игра, которая называется «сколько нас?»

Каждому классу даётся по одному надувному шарику. Ребята передают его друг другу, считаясь. На доске записывается количество учеников каждого класса. Кот суммирует числа.

Звучит финальная музыка.

Учёный Кот. Итак, подводя итог, я объявляю своё решение. Прошу всех первоклассников встать.

Вы зачисляетесь в школьное братство. А сейчас – «Торжественное обещание». Обещайте всегда:

- Честью школы дорожить!

Дети: Да!

- Вежливым и аккуратным быть!

Дети: Да!

- Содержать всегда в порядке

Книжки, прописи, тетрадки!

Дети: Да!

- Учить уроки не слегка.

А как положено – наверняка!

Дети: Да!

- Вручаю вам ключ от Страны Знаний. Желаю вам успешно продолжать познавать великое таинство наук, мира, жизни. и пусть вам сопутствует удача.

Звучит песня «Дорога добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационные занятия с первоклассниками

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное  с резким изменением всего образа жизни.Для ребёнка всё новое ,необычное,неизведанное.Как прави...

Методическая разработка обобщающего межпредметного занятия для первоклассников "Путешествие по океану Знаний"

Данную презентацию можно использовать как игровой материал для обобщения знаний первоклассников...

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников.

Цель занятия: Закрепление умений классифицировать предметы; развитие внимания, мышления, пространственной ориентации....

Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...

Адаптационное занятие с первоклассниками

Занятие споосбствует содействию школьной адаптации учащихся через осознание значимости каждого члена классного коллектива. На занятии проводится коллективная работа, которая сплачивает ребят. Первокла...

Адаптационное занятие с первоклассниками.

Занятие споосбствует содействию школьной адаптации учащихся через осознание значимости каждого члена классного коллектива. На занятии проводится коллективная работа, которая сплачивает ребят. Первокла...