Выступление на психологическом семинаре.
статья на тему
Выступление посвящено теме "Основные принципы организации развивающей среды для ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развтитя"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные принципы организации развивающей среды для ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
(Обзор статьи А.В. Рязанова, Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «Дорога в мир», Москва.)
В этой статье речь пойдёт об основных идеях, связанных с построением развивающей среды и обучением детей школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития, т.е. нам предстоит ответить на вопрос, что должно быть объединяющим в создании программ, выборе тех или иных методов, каких правил нам необходимо придерживаться, чтобы дети этой группы могли лучше ориентироваться, приобретать навыки и реализовать себя в различных ситуациях.
Обучение детей реализуется в совместной деятельности и общении с взрослыми.
Известно, что развитие и обучение ребёнка наиболее эффективны в зоне его ближайшего развития, т.е. там, где мотив, интерес к освоению у ребёнка уже возникли, а конкретные навыки и умения пока ещё нет. Общение с другими людьми, социальные ситуации, интерес к миру «тянут» за собой и овладение конкретными умениями. Ребёнок с тяжёлыми нарушениями развития, как правило, имеет слабый интерес к окружающему. Вся деятельность по обучению такого ребёнка должна начинаться с нахождения эмоционального контакта и установлении постепенно всё более усложняющихся взаимоотношений с ним. В этом случае отношения с миром ребёнка с ТНР становятся более осмысленными и новые приобретённые навыки выходят за рамки механических повторений.
Предлагаемые деятельности и навыки обязательно являются связанными с повседневной жизнью детей и закрепляются в процессе освоения ребёнком разнообразных социальных ситуаций.
Поскольку одной из основных целей в обучении детей с ТМНР является улучшение функционирования в обычной жизни, необходимо, чтобы обучение происходило в контексте максимально приближённом к повседневной деятельности, было связано с имеющимся у ребёнка опытом. Так, например, обучение сортировке объектов происходит с применением настоящих предметов (чашек, тарелок, ложек), что потом может быть встроено в ситуацию сервировки стола и уборке после еды. Большая часть занятий отводится овладению навыками ручной деятельности, простой кулинарии, гигиены и самообслуживанию.
Помимо обычных занятий в помещении, ребята и их семьи могут посещать общественные места: театры, магазины, парки, музеи. Такое движение навстречу социуму вносит существенный вклад в процесс нормализации жизни семьи в целом, а также обогащает социальный опыт ребёнка.
Формирование новых видов активности ведётся с опорой на существующие интересы ребёнка.
Необходимо выстраивать различные обучающие ситуации так, чтобы формирование нового навыка было встроено в ситуации, в которых у ребёнка есть мотив и цель. В качестве мотива часто может выступать получение сенсорного впечатления, эмоциональной реакции взрослого. Например, во время занятий по развитию движений ребёнку предлагается обходить и перешагивать через препятствия, нагибаться. Педагог помогает, подбадривает и поддерживает сам момент преодоления трудности. Постепенно у ряда детей может происходить смещение мотива на цель, благодаря чему ранее освоенное действие, становясь значимым для ребёнка, превращается в деятельность – само преодоление препятствий начинает вызывать положительные эмоции.
Для некоторых детей мы предлагаем виды активности, способствующие тому, чтобы стереотипные действия (в случае тяжёлых нарушений это часто единственное, сто ребёнок делает сам) были вписаны в новый смысловой контекст. Например, стереотипное раскачивание – в бытовую деятельность, предлагая ребёнку задание вытирать стол салфеткой в ритме его собственных раскачиваний.
Значительное внимание уделяется повышению общего уровня активности ребёнка.
Для большинства детей с ТМНР характерно снижение общего уровня активности, повышенная истощаемость. Поэтому возникает необходимость дополнительной поддержки активности ребёнка. В качестве основных средств активизации могут выступать сенсорная стимуляция и эмоциональное заражение .Важно, что сенсорная стимуляция всегда проводится в рамках эмоционально окрашенного взаимодействия. Большинство детей с ТНР имеют серьёзные поражения ЦНС и как следствие, высокий риск возникновения эпилептической активности. Одной из удачных форм сенсорной стимуляции являются ритмические игры. Они позволяют работать над развитием эмоционального взаимодействия и регулировать темп предъявления материала.
По форме и содержанию занятия носят регулярный, повторяющийся и устойчивый характер.
Автор статьи признаёт ценность кратковременных реабилитационных курсов, особенно при решении частных задач. Но он также считает, что долгосрочные учебные программы более значимы и необходимы. Многолетние программы, повторяющиеся ситуации, знакомые взрослые способствуют лучшей ориентации детей в происходящем. Также важно, что освоение любого навыка детьми предполагает многократное возвращение к предыдущему этапу: сложный навык разбивается на ряд простых операций и осваивается, что позволяет ребёнку достигать законченного результата.
В процессе обучения используются разнообразные внешние опоры.
У детей с ТНР затруднены ориентация в ситуациях и способность к планированию собственного поведения. Осуществление регуляции становится возможным благодаря комментариям, инструкциям и действиям других людей, зонированию помещения, маркировке пространства, использованию предметов-символов, схем и рисунков, выступающих в качестве внешних опор. Задача педагога заключается в побуждении ребёнка к самостоятельному привлечению таких опор. Благодаря их использованию происходит развитие способности к планированию. Кроме того, внешние опоры могут выступать и как средство коммуникации.
Условием работы является создание доступной для ребёнка среды.
Под доступной средой подразумевается наличие дополнительного специального оборудования и материалов. Также важна организация помещения, способствующая мобильности детей (широкие проёмы, коридоры, поручни), специально оборудованные туалеты, раковины.
Групповые и индивидуальные формы работы являются взаимодополняющими.
Одной из приоритетных задач является формирование и развитие ребёнка с ТНР быть с другими людьми, не теряться в группе и, в конечном итоге, развитие социальной мотивации и навыков взаимодействия с другими, что невозможно решить в рамках индивидуальных занятий. И, наконец, именно в групповой ситуации возможен запуск и активация механизмов подражания.
Форма и содержание занятий выбираются с учётом возрастных особенностей детей и культурных норм, принятых в данном обществе.
Занятия для ребёнка раннего возраста должны строиться в совместной деятельности и общении с родителями. В более старшем возрасте -отдельно от родителей в группе с другими детьми. В школьном возрасте предпочтение отдаётся занятиям, моделирующим отношения учитель – учение, ученик – другие ученики. Планомерное изменение форм организации обучения способствует не только развитию ребёнка, но и нормализации жизни его семьи.
Деятельность специалистов осуществляется в сотрудничестве с семьёй.
Это подразумевает участие родителей в разработке программ обучения и развития ребёнка, а также оказание психологической поддержки членам семьи ребёнка. Сотрудничество с семьёй также важно в плане профилактики эмоционального выгорания специалистов, работающих с детьми, имеющими ТНР.
Используется командная форма работы.
Важным аспектом является совместная работа различных специалистов, обеспечивающая комплексное видение ситуации как непосредственно во время занятий, так и в процессе составления перспективных планов обучения .Речь идёт о команде специалистов, включающей специальных педагогов, психологов, нейропсихолога, эрготерапевта, врач невролог. В команду могут входить педагоги – художники, музыкальные терапевты ит.д. Для того, чтобы команда специалистов действительно ощущала себя и действовала как команда, необходима совместная работа её членов, а не приёмы отдельных специалистов в отдельных кабинетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")
Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....
Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"
В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...
Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ
Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)
В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...
Выступление на районном семинаре "Контроль и оценка деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения" ( 08.11.12)
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в...
Выступление на городском семинаре.
Сообщение по теме "Применение ИКТ на уроках в начальной школе" подготовлено для выступления на городском семинаре. К выступлению подготовлена презантация....