Методическая разработка «Психолого-педагогическое обследование учащихся 2-4 классов на предмет их адаптации в школе»
методическая разработка на тему

В данной разработке представлены материалы по организации процедуры проведения диагностики в групповой форме, описание батареи диагностических методик, табличная форма представления обработанных материалов для дальнейшего использования учителями, администрацией и частично родителями (законными представителями) в форме презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_adaptatsii.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог ЦПМСС Красносельского района Н.П.Андреева Методическая разработка «Психолого-педагогическое обследование учащихся 2-4 классов на предмет их адаптации в школе» Презентация

Слайд 2

Интернет шутит @ bewit_ru : Уроки сделаны… Мать охрипла… Дочь оглохла… Соседи выучили все наизусть… Собака пересказала ! …

Слайд 3

1.Первые восторженные впечатления от нового статуса « Я ученик » позади, идет встреча с реальностью и не всегда радостная. 2.Родители у части детей находятся в растерянности, от изменения отношения ребенка к школе. И порой учитель говорит им не очень приятные вещи об их « кровинушке ». 3. Для учителя часто также возникают вопросы об отдельных учениках: «Почему не все гладко?». Подход к решению данных проблем заключается в следующем : В сборе информации об уровне адаптации каждого второклассника, которая позволит подключиться к профилактической и коррекционной работе администрации, учителям и родителям . Администрация сможет точнее определять зону контроля и поддержки в работе с персоналом . Учитель сможет в учебно-воспитательном процессе учитывать, как индивидуальные особенности школьников, так и особенности класса в целом. Родители смогут оказывать детям помощь в период привыкания к новой учебной среде пребывания и откорректировать свое поведение по отношению к ребенку. Зачем необходима повторная диагностика ?

Слайд 4

Цели: снижение факторов риска школьной дезадаптации учащихся 2-4-х классов. Для диагностики учащихся вторых классов подобраны методики, которые соответствуют их возрасту, не требуют больших энергетических и временных затрат , исключают эмоциональный дискомфорт. В среднем на диагностику требуется один час . Выбранный комплект методик дает возможность ответить на многие вопросы, ставить и решать многие Задачи: получить информацию, как о личностных, так и о межличностных особенностях и уровне школьной адаптации учащихся 2-х-4-ых классов. обобщить результаты обследования на уровне класса, параллели; сравнить данные с предыдущим годом; расставить приоритеты в работе, как с целым классом, так и с каждым учеником в отдельности : провести формирование коррекционно-развивающих групп по выявленным проблемам; провести повторные обследования с целью изучения результативности работы по выявленным проблемам. полученные данные для удобства практического использования оформляются в виде сводных электронных таблиц.

Слайд 5

№ Название методики и шкалы Авторы теста Исследуемые: функция, качество, состояние Факторы, влияющие на результат 1 2 3 4 5 1 Методика «н езаконченных предложений» Идея Сакса-Леви (см. Р.В.Овчарова . Практическая психология в начальной школе Страхи и опасения, их уровень и характер Особенности эмоциональной сферы, уровень когнетивного и речевого развития ребенка. Степень доверия испытуемого к диагносту. 2 Социометрия «Дворец-квартира-изба-шалаш» Коломинский , Березовин Социометрический статус ученика Учителя, принятие норм поведения в школе, учебная успешность и т.д. 3 « Предмет-чувства» Рекомендована кафедрой психологии АППО, г.СПб . Эмоциональный фон урока для ребенка Коммуникативная культура учителя Методики исследования:

Слайд 6

«Предмет-чувства» Предмет/ Чувства Рус.яз. Матем. Чтение Англ. яз Окр. мир Физ-ра Музыка ИЗО РПС Страх Радость Интерес Удивление Беспокойство Скука Грусть Уверенность Спокойствие Злость Счастье + - Фамилия______________________ Имя_____________ Школа____________Класс ____________ ФИО учителя английского языка__________________________________________

Слайд 7

Вектор характерных для учащегося эмоций во время учебного процесса или способствует или тормозит его . В целом общее настроение младшего школьника должно быть жизнерадостным, бодрым и светлым. Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учебе, тогда как при доминировании отрицательных эмоций у детей наблюдается тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность. С их стороны возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости . методика «Предмет -чувства » позволяет выделить учащихся, у которых во время учебного процесса : преобладают негативные эмоции. отсутствует ощущение психологической безопасности со стороны учителей. Эмоциональное состояние в школе. Отношения со взрослыми в школе.

Слайд 8

Когда я думаю о школе... Когда я иду в школу … Когда звенит звонок на урок… Когда я вижу своего учителя... Когда у нас контрольная... Когда кончаются уроки... Когда я отвечаю у доски... Когда я получаю двойку... Когда учитель задаёт вопрос, я... Я люблю урок, когда... Закончи предложения

Слайд 9

Данные предложения охватывают многие сферы школьной жизни и могут быть интерпретированы как « Общая тревожность в школе», «Переживание социального стресса», «Фрустрация потребности в достижении успеха», « Страх самовыражения», «Страх ситуации проверки знаний », « Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями и родителями ». Страхи угнетают, а часто и парализуют когнитивную сферу ученика, мешают справляться с учебной нагрузкой и нередко ребята, которым они присущи, попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь , приводит как к неврозам, так и к школобоязни . Об этом необходимо помнить и учителям и родителям. Структура страхов младших школьников в классах по методу незаконченных предложений.

Слайд 10

… 1,5,8,18,24 2,3,6,10,11,12,22 4,7,9,13,14,16,17,19,20,23 15,21,25 , Социометрия. (Дворец, Квартира, Изба, Шалаш). Дворец …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Квартира ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………... Изба ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Шалаш ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Слайд 11

Статус – столбец Толерантность - строка Ф И Толерантность Статус 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ФИ1 3,17 3,33 1 Д Д И Д Д Д К К И Д К Д Д К И Д К Ш Д Ш К Д К Д ФИ2 2,91 2,90 2 Д Д Д К И Д Д И Д Д К К К К К Д И И К И И И И И ФИ3 2,52 2,43 3 К Д Д Д Ш Ш Д Ш Д Ш Ш К И Ш Ш Д И К И Д Д Д К Ш ФИ4 3,39 2,76 4 Д Ш Д Д Д К Д Д Д К Д Д Д К Ш Д Д Д Д Ш Д К К Д ФИ5 2,83 3,19 5 Д К К Д Д Д Д Д К К И Ш К И Д Ш Д И К Д Ш Ш К И ФИ6 3,00 3,24 6 Д К Ш Ш Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Ш Д Д И К Ш И И Д Ш ФИ7 3,61 3,14 7 Д Д Д Д Д Д Д Д И Д Д Д Д Д Д Д Д И К Ш Д Д Д К ФИ8 2,39 2,57 8 Ш Ш Ш Д Д Ш Ш Д Д Д К К Д И Ш Д Д Ш Д Ш Ш Ш Ш Д ФИ9 2,65 2,95 9 Ш Д К И К Д Ш К Д Ш Д И Ш Д И И Ш К И Д К Д Д К ФИ10 2,78 3,48 10 Д Д И Ш Д К К Ш И Д И Ш К К Д Д Ш И Д Д Д Д К Ш ФИ11 3,43 2,71 11 Д К Д Д К Д К Ш Д Д Д К К Д К Д Д Д Д Ш К Д Д Д ФИ12 3,26 2,67 12 К Д И Д Д Д К И Д Д К Д К Д И Д Д И И Ш Д Д Д Д ФИ13 3,13 2,90 13 Д Д Д Д И Д Д Ш Д Д Д К Д Д Д Ш Д К Д Ш Ш Д К Ш ФИ14 -0,17 3,00 14 ФИ15 2,70 2,29 15 Д Д Ш Ш Д Д Д Д Д Д Д Ш Д Ш Д Ш Ш Ш Д Ш Ш Д Ш Д ФИ16 2,70 2,90 16 Д К Д Д К Д К И Ш Д Ш Ш Ш И К Д И И И И И Д Д Д ФИ17 2,78 2,76 17 Д Ш И Ш Д Д К Ш И Д К И К Д Д К Д Д Д Ш Ш Д Д Ш ФИ18 -0,17 2,18 18 ФИ19 2,57 3,33 19 К К И И И К К К К Д И К И Д Ш И И И Д Ш К Д Д Ш ФИ20 2,52 1,67 20 Д Ш К К Д Ш К Д Д Д Ш К Ш Д Ш Ш К Ш Д Д К Ш К Ш ФИ21 2,09 2,57 21 И Ш Ш К Ш К Д И Ш И К И И Д Ш И Ш Ш Д Ш Д К К Ш ФИ22 2,52 3,24 22 Д К Ш Ш Д Д К Ш Ш Д И К К И Ш К И Ш Д Ш К Д Д К ФИ23 2,70 3,19 23 И К И И И К И К И Д И Д К И И Д Д И Д Ш К Д Д И ФИ24 2,52 2,43 24 К К Ш И Д И К Д К К И И Д И К Ш И К И Ш И К К Д Пример таблицы выборов по классу

Слайд 12

Сводные таблицы на выходе. Предмет-чувства. Предмет-чувства 548 15-16 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 сумма проц. Отнош . русский язык пол 0 1 2 3 1 0 0 1 3 3 3 0 0 1 3 0 3 0 2 3 29 66 отр 2 0 0 0 0 3 3 0 0 0 0 2 2 0 0 2 0 1 0 0 15 34 математика пол 1 0 3 3 1 0 3 1 1 1 0 3 0 0 2 1 3 0 2 2 27 69 отр 2 1 0 0 0 2 0 0 0 0 3 0 1 1 0 0 0 2 0 0 12 31 чтение пол 1 2 2 1 1 3 0 0 0 0 1 2 2 1 1 0 3 0 2 3 25 69 отр 2 0 0 2 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 0 0 0 0 11 31 английский яз. пол 0 1 2 0 0 1 4 40 Е ……….. отр 3 0 0 1 2 0 6 60 английский яз. пол 1 3 3 0 0 3 0 10 59 К ………… отр 0 0 0 2 3 0 2 7 41 английский яз. пол 0 2 3 0 2 2 2 11 79 О ………… отр 2 0 0 1 0 0 0 3 21 Окружающий мир пол 1 2 2 2 0 2 0 1 1 2 1 2 3 3 0 0 3 2 0 2 29 78 отр 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0 0 2 1 0 0 1 0 8 22 Физ-ра пол 0 1 0 3 2 3 3 3 1 3 3 2 0 1 3 1 1 1 3 1 35 81 отр 2 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0 0 2 1 0 0 8 19 Музыка пол 0 2 2 2 2 0 0 0 1 3 0 2 0 1 1 0 0 0 0 0 16 41 отр 2 0 0 0 0 3 2 1 0 0 3 0 2 2 2 1 3 1 1 0 23 59 ИЗО пол 2 1 2 2 2 3 3 2 0 3 1 2 3 3 3 0 3 1 1 0 37 93 отр 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 3 8 РПС пол 1 1 2 3 3 0 0 2 0 3 2 2 0 3 3 0 3 1 3 0 32 80 отр 0 0 0 0 0 3 0 0 1 0 0 0 2 0 0 1 0 0 0 1 8 20 Труд пол 2 2 3 3 0 3 2 1 3 3 2 3 3 2 2 3 2 1 1 41 95 отр 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 5 ПОЛ 8 11 17 24 16 0 14 15 14 8 21 17 0 0 17 11 18 18 6 0 25 7 15 14 ОТР 17 1 3 2 1 0 11 5 1 4 3 10 0 0 3 11 4 8 7 0 5 7 2 1 сумма положительных эмоций -8 -11 -17 -24 -16 -14 -15 -14 -8 -21 -17 -17 -11 -18 -18 -6 -25 -7 -15 -14 сумма отрицательных эмоций 17 1 3 2 1 11 5 1 4 3 10 3 11 4 8 7 5 7 2 1 общая сумма 9 -10 -14 -22 -15 -3 -10 -13 -4 -18 -7 -14 0 -14 -10 1 -20 0 -13 -13

Слайд 13

Незак . предложения 2 кл 15-16 гг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Сумма баллов проц. Отнош. 1. Когда я пол 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 70 думаю о отр 1 1 1 1 4 20 школе нейтр 1 1 2 10 2. Когда я пол 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 55 иду в школу отр 1 1 1 1 1 1 6 30 нейтр 1 1 1 3 15 3. Когда пол 1 1 1 1 4 20 звенит отр 1 1 1 1 1 5 25 звонок нейтр 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 55 4.Когда я вижу пол 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 60 своего учителя отр 1 1 1 3 15 нейтр 1 1 1 1 1 5 25 5.Когда у нас пол 1 1 1 1 1 1 1 7 35 контрольная отр 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 50 нейтр 1 1 1 3 15 6.Когда пол 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 60 кончаются отр 0 - уроки нейтр 1 1 1 1 1 1 1 1 8 40 7. Когда я пол 1 1 1 1 1 1 1 7 35 отвечаю у отр 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 55 доски нейтр 1 1 2 10 8. Когда я пол 1 1 1 1 4 20 получаю отр 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 70 двойку нейтр 1 1 2 10 9. Когда пол 1 1 1 1 1 1 6 30 учитель отр 1 1 2 10 задает вопрос нейтр 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 60 сумма пол. эмоций 8 4 2 4 4 0 0 3 4 1 5 1 0 0 4 4 8 4 3 0 4 3 5 6 сумма отриц. эмоций 0 3 4 4 1 0 4 3 5 5 1 3 0 0 0 4 0 3 4 0 4 2 3 2 общая сумма 8 1 -2 0 3 0 -4 0 -1 -4 4 -2 0 0 4 0 8 1 -1 0 0 1 2 4 Пр.отриц . 6 чел. Незаконченные предложения (школьные страхи)

Слайд 14

ФИ Интерпретация значение толерантности статусов толерантности ( справочно ) ФИ1 звезда В 3,17 ФИ2 предпочитаемый СР 2,91 ФИ3 принятый СР 2,52 ФИ4 предпочитаемый В 3,39 ФИ5 звезда СР 2,83 ФИ6 звезда В 3,00 ФИ7 звезда В 3,61 ФИ8 предпочитаемый Н 2,39 ФИ9 предпочитаемый СР 2,65 ФИ10 звезда СР 2,78 ФИ11 предпочитаемый В 3,43 ФИ12 предпочитаемый В 3,26 ФИ13 предпочитаемый В 3,13 ФИ14 звезда не был -0,17 ФИ15 принятый СР 2,70 ФИ16 предпочитаемый СР 2,70 ФИ17 предпочитаемый СР 2,78 ФИ18 принятый не был -0,17 ФИ19 звезда СР 2,57 ФИ20 изолированный СР 2,52 ФИ21 предпочитаемый Н 2,09 ФИ22 звезда СР 2,52 ФИ23 звезда СР 2,70 ФИ24 принятый СР 2,52 9 10 4 1 Социометрия. (Дворец , Квартира , Изба, Шалаш).

Слайд 15

По статусу и уровню толерантности к одноклассникам определяется принадлежность ученика к определенной группе. По социометрическому статусу: 3 балла и больше - « звезда », от 2,5 до 2,9 - « предпочитаемые », от 2,0 до 2,4 - « принятые », от 1,0 до 1,9 - « изолированные » По уровням толерантности: 3 балла и больше – высокий от 2,5 до 2,9 – средний от 2,0 до 2,4 – низкий от 1,0 до 1,9 – отвержение одноклассников

Слайд 16

рейтинг Неприязни чел ФИ20 6 ФИ3 4 ФИ15 4 ФИ21 3 ФИ6 2 ФИ8 2 ФИ13 2 ФИ22 2 ФИ24 2 ФИ4 1 ФИ5 1 ФИ11 1 ФИ16 1 ФИ17 1 ФИ1 0 ФИ2 0 ФИ7 0 ФИ9 0 ФИ10 0 ФИ12 0 ФИ14 0 ФИ18 0 ФИ19 0 ФИ23 0 Рейтинг неприязни по классу

Слайд 17

рейтинг Дружбы чел ФИ4 9 ФИ6 9 ФИ1 8 ФИ5 8 ФИ7 8 ФИ10 7 ФИ16 6 ФИ2 5 ФИ13 5 ФИ23 5 ФИ3 4 ФИ9 4 ФИ15 4 ФИ22 4 ФИ8 3 ФИ11 3 ФИ12 3 ФИ17 3 ФИ19 3 ФИ20 3 ФИ21 1 ФИ24 1 ФИ14 -1 ФИ18 -1 Рейтинг дружбы по классу

Слайд 18

Толерантность балл уровень ФИ7 3,61 в ФИ11 3,43 в ФИ4 3,39 в ФИ12 3,26 в ФИ1 3,17 в ФИ13 3,13 в ФИ6 3,00 в ФИ2 2,91 ср ФИ5 2,83 ср ФИ10 2,78 ср ФИ17 2,78 ср ФИ15 2,70 ср ФИ16 2,70 ср ФИ23 2,70 ср ФИ9 2,65 ср ФИ19 2,57 ср ФИ3 2,52 ср ФИ20 2,52 ср ФИ22 2,52 ср ФИ24 2,52 ср ФИ8 2,39 н ФИ21 2,09 н ФИ14 -0,17 ФИ18 -0,17 Рейтинг толерантности по классу

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка развивающего занятия для учащихся 1-2 классов "Приглашение в страну Внимания"

         Известно, что внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучен...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»

Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов Познавательно-игровая программа «Фикси - приборы»

Методическая  разработкавнеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов  Познавательно-игровая программа«Фикси - приборы»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА  «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне...

методическая разработка "Психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной отсталостью"

Методическая разработка посвящена психолого-педагогическием особенностиям обучающихся с умственной отсталостью...

методическая разработка "Психолого-педагогические особенности детей с СДВГ"

методическая разработка "Психолого-педагогические особенности детей с СДВГ" раскрывает особенности детей с гиперактивностью...